Как я нашел идею для бизнеса в кризисные времена

Как сделать компанию известной во всем мире, работая только в России? Никак. Кажется очевидным, но часто бывает сложно посмотреть на ситуацию со стороны и увидеть, где не хватает масштаба мысли.

Так было у нашего героя Евгения Шаповала, резидента бизнес-клуба «Атланты», управляющего партнера event-агентства SHAPOVALTEAM, основателя и партнера компании DRONICO, которая создает и пилотирует рекламные радиоуправляемые дирижабли и устраивает шоу дронов. В рубрике «На пути к мечте» он рассказывает, как прошел путь от идеи, в которую не хотели инвестировать, к международной компании своей мечты.

<i>Евгений Шаповал, резидент бизнес-клуба «Атланты»</i>
Евгений Шаповал, резидент бизнес-клуба «Атланты»

«Казалось, что я этого не сделаю»: путь от идеи к полному разочарованию

Все началось в 2018 году. К тому времени я больше 10 лет занимался ивентами, дела шли хорошо. Но я искал новые направления, потому что хотелось масштаба. Тогда же я услышал интервью Оскара Хартмана перед бизнес-форумом «Атланты». Он рассказывал, что выбирает бизнесы, которые могут выстрелить в момент кризиса. А я хотел найти бизнес, который будет перспективным и эгоистично доказать себе, что могу быть лучшим, потешить самолюбие, делать то, чем буду гордиться.

Я наткнулся на сайт «Атлас новых профессий», где ребята из Сколково собрали актуальные отрасли на ближайшие 15–20 лет. В нем нашел два интересных направления — дроны и онлайн-конференции. Оба направления были непопулярны, и, наверное, надо было заняться конференциями: во время пандемии они стали востребованы. Но на тот момент программисты выставили очень большие деньги за разработку платформы, и я решил изучать дроны. В 2018 шоу дронов организовали всего 4-5 компаний в мире. Я написал в каждую, но ни одна не стала работать со мной, делиться секретами открывать свои технологии.

Ситуацию повернуло одно удачное знакомство. Мы делали сеть мероприятий для китайской компании, спонсора Чемпионата мира по футболу. Благодаря им я познакомился с Ассоциацией китайских беспилотников UFLYING TECHNOLOGY и даже полетел по приглашению в Китай. Я увидел как у них все устроено, посмотрел на рынок изнутри и понял, что китайцы — лидеры на рынке, они, бесспорно, ушли на 10 лет вперед в этой нише. Там я еще больше загорелся, а мои взгляды на дроны перевернулись. Но инвестировать в мою компанию, конечно, никто не хотел: все предлагали просто купить дроны.

Приехал в Россию очарованный и заряженный: придумал название, зарегистрировал компанию, сделал первый сайт, но сразу столкнулся с препятствием: и тут потенциальные инвесторы не видели перспектив.

<i>Я на недавней встрече в «Атлантах». Рядом люди, которые в 2018–2019 вместе со мной одними из первых пришли в клуб</i>
Я на недавней встрече в «Атлантах». Рядом люди, которые в 2018–2019 вместе со мной одними из первых пришли в клуб

Параллельно в конце 2018 года я стал резидентом бизнес-клуба «Атланты». Ходил на все мероприятия клуба, знакомился с предпринимателями, расширял свой кругозор и заряжался энергией. И наверное поэтому, не оставлял попытку найти инвестиции. Шесть месяцев я искал инвестиции в 2019 году, но безуспешно. Венчурным компаниям было интересно вкладываться в стартапы, которые сегодня стоят копейки, а завтра миллиарды. А мой бизнес дивидендный: я мог платить процент с продажи услуг. В итоге мне звонили и говорили «сделай шоу», когда у меня все еще не было ни одного дрона. Я разочаровался в этой идее.

Каждый день просыпался и со своим бизнес-планом шел искать инвесторов. Прошел через десятки компаний. Всем было интересно направление дронов: они принимали и с интересом слушали, но в итоге говорили «нет».

Мировые рекорды, глобальная мечта и как к этому прийти

Я мог оставить свою мечту в шаге от реализации, но в 2020 году рынок беспилотников стал активнее развиваться, о них узнавало всё больше и больше людей. В том числе благодаря шоу из 2198 дронов в Санкт-Петербурге, которое попало в Книгу рекордов Гиннеса.

В 2021 году я умерил свои амбиции, ведь необходимо с чего-то начинать. Купил 20 дронов для помещений на свои деньги, и только потом узнал, что технология несовершенна. Дроны могут падать, поэтому летать над людьми нельзя, также их нужно долго настраивать перед взлетом. А на мероприятиях они экономически невыгодны: кто готов заплатить полмиллиона за 8-минутный полет дронов на своем дне рождении? На этой почве обратил внимание на новое направление, которое случайно нашел, просматривая зарубежные мероприятия.

Мы начали заниматься радиоуправляемыми аэростатами. Летающие, радиоуправляемые аэростаты разных форм — это новые возможности для режиссеров мероприятий, и уникальный маркетинговый инструмент. Появление летающих дирижаблей притягивает внимание зрителей и надолго остается в памяти. При этом, даже получая запросы из-за рубежа, мы работали только на российский рынок, но старались перенимать опыт зарубежных коллег, развивать насмотренность.

Весной 2022 года я понимал, что моя экспертиза в ивентах в ближайшее время не будет востребована. С одной стороны безвыходная ситуация, а с другой — повод направить все силы в новое направление.

Однажды Алексей Королюк, один из резидентов клуба «Атланты» и бывший владелец reg.ru, помог мне поверить в себя и идею выхода на зарубежный рынок. Он сказал «Я верю, что это будет востребовано».

У меня появилась мечта: сделать свою компанию по дронам большой и известной на весь мир. Да, хотелось зарабатывать много, но на первом плане — масштабный международный бизнес, который будет генерировать деньги вне зависимости от моего личного бренда в сфере ивентов.

Я действительно ограничивался работой в России, хотя у нас уже были заказы из европейских стран. До сих пор не понимаю, почему не думал открыть там компанию. Наверное, мешала лишь ограниченность сознания. Мне как будто не хватало масштаба мысли, чтобы увидеть это и выйти на совершенно новый уровень.

Разговаривал в клубе с другими предпринимателями, которые в сложные времена поехали за рубеж налаживать логистику. И это тоже стало поводом выйти на иностранный рынок.

Уже летом 2022 года мы зарегистрировали mainland-компанию в Дубае, получили лицензию на работу с дронами, и теперь наши результаты выглядят как сбывающаяся мечта о масштабе:

  • Установили мировой рекорд. В феврале 2023 года в Дубае на церемонии закрытия Суперкубка по футболу в ОАЭ мы запустили 200 indoor дронов на поле стадиона. До нас этого в мире никто этого не делал.
Шоу дронов DRONICO с церемонии закрытия Суперкубка по футболу в ОАЭ транслировали три телеканала в прямом эфире, больше 15 000 человек смотрели вживую
  • Мы востребованы не только в России, но и по миру: в Эмиратах, Омане, Катаре. Летаем на частных мероприятиях: королевских свадьбах в Бахрейне и Дубае, на вилле шейха Эмиратов.
  • Разработали и запустили в продажу франшизу на несколько регионов мира.
  • Компания стала самоокупаемой и в планах уже в этом году выйти на оборот 5 млн $. Есть идеи и понимание, куда идти дальше.

Все это звучит масштабно, но каждое достижение дается не просто. Во многом мы первопроходцы: нам не на кого ориентироваться, и решение вопросов стоит огромных моральных и финансовых затрат. Хотя в итоге мой опыт в ивенте и опыт команды в дронах позволяют нам удачно проводить мероприятия.

Что мне помогло добиться масштабных результатов

Есть конкретные инструменты, используя которые, можно кратно расти в бизнесе и как личность. Вот некоторые из них, которые помогли мне.

  • Общение с людьми «масштаба». Я поменял многое в жизни благодаря окружению, особенно сильно мне помог основатель клуба «Атланты» Михаил Воронин: он подмечал вещи, которые не видел никто. 50 минут общения с людьми, мечтающими с размахом, и в голове появляются новые идеи, инсайты. Когда кто-то говорит: «а поехали делать бизнес в другой стране?», это моментально сносит «стеклянную крышу».
  • Партнерство. Если близко общаться с окружением и «без масок» делиться тем, чего иногда не знают даже родные, можно найти надежных партнеров, как это произошло в моем случае.
<i>Я бы физически не смог потянуть многое один, но благодаря «Атлантам» у меня появился надежный партнер, резидент клуба — Иван Семчук.</i>
Я бы физически не смог потянуть многое один, но благодаря «Атлантам» у меня появился надежный партнер, резидент клуба — Иван Семчук.
  • Умение слушать критику. Иногда мне просто говорили: «хватит ныть». Не всегда хочется слышать такое, но зато находишь силы двигаться дальше. На форум-группе в лицо скажут всю правду: и приятную, и неприятную. Другая сторона медали — там же я нахожу мощную поддержку. Так в марте 2023 ребята из моей форум-группы отправили меня в санаторий, потому что я полностью выгорел. Если бы туда не съездил, возможно, компания уже закрылась бы.
  • Дружеская атмосфера. В клубе я вижу перед собой успешных, интересных, энергичных и счастливых людей, которые добились чего-то большего. Им тоже было тяжело, но они продолжали.
<i>Общение с ребятами из «Атлантов» моментально заряжает и поддерживает</i>
Общение с ребятами из «Атлантов» моментально заряжает и поддерживает

Для меня важна энергетика и широта взглядов. Например, я прихожу на мероприятие и иду на перерыве пить кофе. А кто те люди, с которыми я иду? Они готовы, как и я, менять этот мир? Даже нанимая персонал мы проговариваем эту идею: «Вы будете делать мировую историю в нашей компании».

Моя мечта — сделать нашу компанию первой в мире в сфере шоу дронов и рекламных дирижаблей. Уверен, что вполне возможно в ближайшие годы войти в пятерку мировых лидеров.

Бонус: 3 рекомендации, которые помогут предпринимателям расти и масштабироваться

Исходя из многолетнего личного опыта, Евгений Шаповал сформулировал три рекомендации для действующих предпринимателей. Мы попросили бизнес-тренера и командного коуча «Атлантов» Алену Тавберидзе прокомментировать их и дополнить практическими инструментами.

  • Не живите продуктом. Многие люди настолько вдохновлены своими идеями, что погружаются в продукт, пытаясь сделать его идеальным для себя. В этот момент они не понимают, для чего он нужен другим и в чем его глубинная польза. Надо отойти на шаг в сторону от мечт и понять реальную ценность для людей. Бывает, предприниматель придумал интересную вещь, но оказывается, что она интересна только ему одному.

Рекомендую использовать метод «Вопросы Декарта». Возьмите лист бумаги и разделите на 4 равные квадрата. В каждом запишите вопросы:

1. Что будет, если это произойдет?

2. Что будет, если это НЕ произойдет?

3. Чего НЕ будет, если это произойдет?

4. Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет?

Теперь опишите задачу, как вы её видите. Например, запустить новый продукт, поменять формат или сделать ребрендинг. Далее ответьте на все четыре вопроса дважды: один раз с вашей точки зрения, второй — из «тапочек» потребителя. Это поможет отойти на шаг в сторону и понять, как изменится его жизнь или состояние с наличием или отсутствием данного продукта.

Ответьте самостоятельно, а затем попросите ответить хотя бы пять человек из вашей целевой аудитории. Это подсветит, насколько важен для них продукт, который вы планируете запустить.

Алена Тавберидзе, бизнес-тренер и командный коуч «Атлантов»
  • Не унывайте и идите дальше. Я несколько раз всерьез задумывался над тем, чтобы остановиться и все бросить. Но каждый раз находил моральные силы продолжать, это безумно сложно. Тут надо понимать, что если ты делаешь что-то очень амбициозное — это требует больше моральных, энергетических и физических затрат. Нужно быть готовым к тому, что все не будет просто.

Первый шаг — оставить себя в покое. Не корить себя и не искать что ты сделал не так. Второй шаг — осознать проблему. А потом начинать потихонечку, бархатными шагами, двигаться в сторону выхода из этого туннеля.

В коучинге есть техника «Инвентаризация», в которой нужно присвоить себе все свои ресурсы и достижения. Возьмите листок бумаги и начните выписывать все, что у вас есть: образование, умения, связи, активы, уровень энергии, награды и даже состояние здоровья. Потом дайте себе время на паузу. Ловите отклики внутри и снаружи, повышайте свою ресурсность. И постепенно вы начнете выходить из этого состояния. Главное — не торопитесь.

Есть замечательная формула: при ежедневных изменениях всего на 1%, за год происходит улучшение в 38 раз!

Алена Тавберидзе, бизнес-тренер и командный коуч «Атлантов»
  • Прислушивайтесь к окружению. Вам могут говорить что-то обидное на первый взгляд. Но это нужно научиться принимать и видеть за критикой полезные рекомендации. Такое «плохое» может стать мощным толчком к развитию. Надо принять, что без других людей вы вряд ли справитесь.

Учитесь принимать обратную связь. Когда вам говорят что-то обидное, важно осознать свои отрицательные чувства и эмоции, которые возникают в этот момент. Если вы проговорите — сможете взять их под контроль, освободив энергию от негатива.

Изначальная реакция на критику, скорее всего, будет отрицательной, захочется защититься. Не спешите, возьмите несколько секунд паузы, чтобы глубоко вдохнуть. Вполне вероятно, что вы не сможете остановить изначальную реакцию, но всегда можно постараться взять под контроль действия, которые вы предпримете в ответ. Осмыслите услышанное. Сосредоточьтесь на том, какую пользу можете из этого извлечь.

Алена Тавберидзе, бизнес-тренер и командный коуч «Атлантов»
15
12 комментариев

Кейс с дронами шикарный)

2
Ответить

Кажется, эпоха фейерверков уходит в прошлое, лет этак через 50 перейдём на бесшумные дроны, и домашние животные вздохнут с облегчением))

1
Ответить

Частично так, но пока это дорогое удовольствие. Сами дроны и технологии остаются достаточно дорогими. Поэтому, пока чаще это всё же микс салюта и шоу дронов

1
Ответить

Жаль, что в РФ сейчас с дронами беда. Или можно запускать indoor?

Ответить

Вот запустят так на стадионе дроны — потом ПВОшники массово седеть будут)

Ответить

на стадионах и в помещениях запрет может ввести только местная служба безопасности или сам собственник. Так что мы продолжаем летать.

Ответить

Интересно, в каких странах больше всего спрос на такие шоу?)

Ответить