Как мы искали ценности компании, и к чему эти поиски привели

Чем больше коллектив — тем сложнее объединять людей вокруг общих целей и задач. Без работы со смыслами это вряд ли удастся. Формулировать миссию и ценности компании важно и стартапам, особенно быстрорастущим. Поделюсь нашим опытом.

Меня зовут Дмитрий Махлин, я партнер и директор по развитию HRlink — сервиса кадрового электронного документооборота. За год штат компании вырос в 3 раза — с 80 человек в мае 2022 года до 240 в мае 2023-го. Тогда мы почувствовали, что пора искать смыслы, которые помогли бы нам объединять и мотивировать растущий коллектив.

От личной истории — к общей миссии

Миссия и ценности компании не должны быть надуманными, искусственно созданными. Они работают, когда отражают реальные идеалы сотрудников — не только основателя. Нужно нащупать общие ценности, которые помогают людям, как бы пафосно это ни звучало, совершать подвиги.

Искать смыслы мы отправились под Петербург, в загородный отель в Пушкине. Нас было 12 человек — это люди, которые стояли у истоков компании и знают ее ДНК. С нами было два модератора, их еще называют фасилитаторы (от английского to facilitate — «стимулировать, упрощать»). Важно, что они не имеют отношения к компании. Фасилитаторы помогают проводить рабочие встречи, следят за правилами и регламентом, помогают сконцентрироваться на целях.

Ищем смыслы
Ищем смыслы

Сразу разделились на две команды по шесть человек. На первом этапе рассказывали друг другу истории о том, как нам удавалось достигать каких-то целей. Не в формате кейса или отчета, а в виде сторителлинга — простыми словами, эмоционально и с рефлексией. В каждой истории пытались понять, что именно помогло достичь высоких результатов и было значимым для самого человека. Слушая, выписывали главные мысли. В итоге получили два списка с ключевыми факторами, вдохновляющими на успех.

Далее нам предстояло совместно выбрать из двух списков 5-7 главных определений, которые были бы общими для всех историй и участников. У нас получился такой шорт-лист:

  • Кайф (от вызова)
  • Страшно, но делать
  • Вера (в себя, в результат, в хорошее)
  • Нестандартные решения
  • Готовность к изменениям
  • Скорость
  • Польза и забота
  • Энергия (в команде и в людях)
  • Фокус на цели

Это черновой список наших драйверов, из которых будем формировать ценности компании.

Добавляем эмоций

На втором этапе мы попытались визуализировать наши ценности. Перейдя к образам, мы смогли лучше прочувствовать эти смыслы, добавить им эмоций.

Дракон и зубастая рыба - это конкуренты :)
Дракон и зубастая рыба - это конкуренты :)

На рисунке первой команды — реактивный ранец символизирует наш стремительный рост, применение современных технологий, устремление в будущее — «в бесконечность и далее».

А на флаге, кстати, единорог.
А на флаге, кстати, единорог.

На рисунке второй команды — волна, и мы на ее гребне идем к светлому будущему, к острову с сокровищами.

Когда рисунки были готовы, каждый участник рассказывал, как он понимает изображение другой команды. Так рождались новые истории — драматичные, захватывающие и вдохновляющие. Оказалось, что обе картинки идеально отражают смыслы, которые мы выкристаллизовали на предыдущем этапе.

Кстати в процессе обсуждения картинок у нас родилось новое слово. Для нас одинаково важно приносить пользу клиентам и заботиться об их комфорте на каждом этапе сотрудничества — от продажи до поддержки. В итоге получилось слово «пользабота». И мы подписали так кораблик со второй картинки.

Миссия выполнима

На следующем этапе мы приступили к формированию миссии — это сущность, которая находится над ценностями. Каждая группа пыталась сформулировать, как понимает свою глобальную задачу в компании. Высказался каждый — никто не должен оставаться в стороне.

Здесь стоит отметить важную роль модераторов: они с профессиональной настойчивостью «вытаскивали из скорлупы» всех участников. Объясняли, что важно обозначить свое мнение вслух, иначе возникшие идеи не запомнятся и в дальнейшем потеряются в потоке других мыслей. А также уточняли, что на следующих этапах будет сложнее «отмотать» назад, если возникнет несогласие. Общая картина вырисовывается постепенно, шаг за шагом, и результат каждого этапа должен устраивать всех.

Мы долго и громко обсуждали, даже спорили. В итоге договорились, сформировали единое мнение и проголосовали за такой вариант:

Увлеченно создаем лучшие решения, соединяющие людей и компании.
С заботой о каждом освобождаем время для главного.
Мы – HRlink.

Дискуссии о страсти

На этапе формулировки миссии у нас возникла дискуссия по поводу слова «страсть». Мы довольно энергичные люди, и действительно подходим к задачам со страстью — делаем всё, чтобы добиться результата, «болеем» за каждый проект. Эту черту очень ярко и точно можно охарактеризовать словом «страсть».

Однако некоторые коллеги восприняли его двояко. Мы предположили, что и новые сотрудники могут неоднозначно понимать такую формулировку. Некоторых это может смутить. В итоге решили заменить «страсть» на что-то похожее, но более однозначное.

Наш технический директор — лингвист по образованию, накидал целый список синонимов. Из них мы долго выбирали наиболее подходящий вариант. Задумались над тем, а что именно мы хотим передать словом «страсть». Вокруг этого слова мы формировали фразу, передающую всю нашу энергию и вовлеченность в работу.

В итоге остановились на слове, в котором не так много энергии, как мы видели в «страсти». Однако оно наиболее точно передает атмосферу нашей кипучей деятельности. Это слово «увлеченно».

Мы полезные и заботливые.
Мы полезные и заботливые.

Внедрение ценностей

Миссия и ценности, которые мы сформулировали в этот день, очень точно отражают ДНК HRlink. Поэтому донести их до команды будет несложно — всё это естественно и привычно для нас. Но ценно, что мы смогли подобрать слова для того, что витало в воздухе. Это поможет новым сотрудникам быстрее адаптироваться в компании — к ее корпоративной культуре и поощряемой модели поведения. Либо — если ценности компании не окажутся близкими — не тратить свое время на нас.

Кстати я веду Телеграм-канал, где рассказываю, как мы идем к своей главной цели на 2023 год — 1 500 000 пользователей HRlink. Размышляю в том числе о том, почему для таких прорывов компании нужны смыслы.

Буду рад, если поделитесь в комментариях — есть ли у вашей компании оформленные ценности, согласны ли вы с ними, и насколько их наличие важно лично для вас?

2525
39 комментариев

Хочется еще рассказа "через год после": как миссия и ценности помогают в реальной жизни компании, как их воспринимают сотрудники — особенно когда им кажется, что в жизни все не так (а такие везде есть).

3

Комментарий недоступен

1

Вызов принят =) Такие, конечно, везде. Нужно с ядром работать в первую очередь

рисунки членов команд можно потом продать или разыграть на корпоративе) примечательные они

2

За сколько?) Может поможет план выполнить)

Много в последнее время вижу компаний, в которых "ценности" вроде как есть, но по факту превращаются в какой-то треш. Недавно рассказывали, как в одной "супер эффективной" компании "для поднятия морального духа" раз в полгода собирают большое мероприятие, где разные отделы обвиняют друг друга в провалах проектов. Поэтому очень важно, чтобы ценности были адекватными и стыковались с реальностью и настроениями сотрудников

1

Как приятно видеть реальные картинки, а не нейросетевые рисунки

1