Как избежать убытков в миллионы: 7 важных факторов при выборе IT-компании

Любой бизнес сегодня немыслим без цифровой инфраструктуры, если он стремится к росту и эффективности. Но как найти надежного IT-подрядчика? Расскажу, как не ошибиться в выборе разрабов. Следуя 7 критериям, вам будет проще найти надежного партнера и реализовать свой IT-проект

Как избежать убытков в миллионы: 7 важных факторов при выборе IT-компании

Все дороги ведут в Рим

Как правило, в штате более-менее крупных компаний есть свои айтишники. Но наступает день, когда без помощи сторонних специалистов уже не обойтись — например, когда бизнес масштабируется и необходимо реализовать какой-то крупный проект или разработать IT-решение для оптимизации бизнес процессов. Замечу, что речь идет о выстраивании всех процессов, об их автоматизации — то есть о большом готовом IT-продукте, сделанном под ключ. О таком, например, который мы создали для сети супермаркетов «Зеленое яблоко». То есть компаниям нужны не просто разработчики, способные написать код, им нужны эксперты с опытом создания и запуска сложных многоуровневых цифровых продуктов, способные досконально вникнуть в бизнес-процессы и предложить уникальные решения.

Поиск подходящих IT-компаний — сложный процесс. Владельцы часто тратят много времени и сил, но результаты часто неудовлетворительны. Бюджет расходуется безрассудно, а результаты не достигаются. В такой ситуации важно переосмыслить действия и понять, как найти подрядчика, который предоставит решение. Решение которое удовлетворит текущие потребности и обеспечит дальнейший рост бизнеса.

Критерии, на которые стоит ориентироваться

Как же выбрать надежную IT-компанию, с которой ваш бизнес рванет к новым высотам? Прежде чем кого-то искать, очень важно сформулировать свои требования к IT-разработчику, проанализировать потребности и цели проекта, определить его основные характеристики и функции. Что вы хотите получить в итоге? Куда планируете двигаться дальше? Если вы сами плаваете в этих вопросах, то и подрядчику очень сложно будет понять, за чем именно вы к нему обратились.

Опыт

Составьте список потенциальный компаний, оцените их опыт на основании уже завершенных кейсов, поинтересуйтесь — рекомендуют ли их ваши бизнес-партнеры, имевшие с ними дело? Сравните предложения по стоимости и срокам от разных подрядчиков. Ищите команду, которая имеет опыт создания и сопровождения самых разных форматов и которая гарантирует качество выполненных работ. Обратите внимание на то, сколько лет существует компания и какова ее динамика.Я хочу сказать, что необязательно быть аксакалом на рынке — если показатели темпа роста высокие, то это вполне себе аргумент. Молодые компании с опытом от 4-5 лет тоже могут выдать прекрасные результаты, потому что им нужно завоевывать свое место под солнцем, а громкие имена — увы! — не всегда гарантируют качество.

Как избежать убытков в миллионы: 7 важных факторов при выборе IT-компании

Реальные кейсы

Когда вы знакомитесь с кейсами IT-компаний, не ведитесь на громкие бренды, с которыми они сотрудничали, а спросите, что конкретно было сделано. Приведу пример: мы работали с «Магнитом», но все, что там сделали, — поменяли цвет кнопки в мобильном приложении. И был другой кейс с менее известным брендом, но где мы автоматизировали систему логистики, автоматизировали систему продаж, сделали интернет-магазин, разработали мобильное приложение для клиентов, а также мобильное приложение для сотрудников и, как результат, увеличили эффективность бизнеса в 3 раза.

Цена

Рынок обширный, и разброс цен здесь может быть весьма значительным. Но цена — условный критерий. Демпингуют, как правило, слабые компании. Иногда молодые компании, которые только-только зарабатывают себе имя, могут проявить лояльность в вопросе ценообразования, так как развиваются и нуждаются в проектах и клиентах. Сильные команды эту стратегию почти не используют, так как уже имеют устоявшуюся репутацию и свою клиентскую базу. Завышенные ценники тоже далеко не всегда признак мастерства, поэтому во всем ищите золотую середину.

Команда

Когда речь идет о разработке программного продукта, важно понимать, что один программист в поле не воин — он просто выполняет техническую задачу. А для создания качественного продукта требуется команда специалистов, нацеленная на комплексный продуктовый подход. Они возьмут на себя все этапы процесса — от изучения требований заказчика, аналитики до полной реализации проекта, включая сопровождение. Есть ли у подрядчика именно такой опыт? Еще хорошо бы понять, имеются ли в штате собственные программисты или же они работают на аутсорсе. Если компания полностью полагается на аутсорс, то это по умолчанию вносит элемент нестабильности.

Коммуникации

Как избежать убытков в миллионы: 7 важных факторов при выборе IT-компании

Насколько быстро вам удалось наладить коммуникацию с подрядчиком? Каково время отклика на любой ваш запрос? Этот критерий — один из самых главных, потому что без эффективной коммуникации работа просто-напросто встанет или зайдет в тупик. Заранее договоритесь, какие площадки и мессенджеры будете использовать для общения и митапов. И если подрядчик не выходит на связь по первому вашему зову, то это серьезный повод насторожиться.

Сопровождение

Сопровождение проектов — мы все чаще слышим от наших клиентов именно этот запрос. Мало поставить процесс на колеса, нужно, чтобы он еще и катился ровно, без сбоев, в нужном направлении и с хорошей скоростью. Оперативное реагирование особенно актуально для онлайн-бизнеса, для систем автоматизации различных стартапов. Это не только техподдержка, но и обратная связь с пользователями, реализация их рекомендаций и предложений. Ведь бизнес развивается тогда, когда учитываются потребности целевой аудитории. Все это в конечном итоге позволяет увеличить прибыль. Кроме того, обращение к команде разработчиков, оказывающих в том числе услуги сопровождения, может стать экономически более выгодным решением, чем содержание собственного штата айтишников.

Неожиданные возможности

Выбирайте компании, которые могут предложить вам чуть больше, чем вы себе это представляли. Речь идет о неожиданных фишках, о технических и продуктовых решениях, для заказчика поначалу неочевидных, но в итоге способных принести большую пользу. Супермаркет «Зеленое яблоко» обратился в Comrades Devs по поводу создания интернет-магазина и незамысловатого мобильного приложения. Имея большой опыт за плечами, мы понимали, что это не решит всех их задач. Самостоятельно провели исследования, проанализировали болевые точки и предложили клиенту ряд дополнительных функций, которые значительно упорядочили и ускорили работу сборщиков в супермаркете и курьеров на доставке; внедрили штрих-код в мобильное приложение для покупателей; предоставили возможность отслеживания статуса покупок. В результате заказчик получил эти и множество других дополнительных возможностей, которые оказались нужными и эффективными.

Еще раз о продуктовом подходе

Как избежать убытков в миллионы: 7 важных факторов при выборе IT-компании

Исследование/аналитика — разработка — тестирование — запуск. Казалось бы, каких подвохов тут ждать? Но я не устану повторять, насколько важен целостный продуктовый подход разработчиков к задачам заказчика. Что означает автоматизация бизнеса для Comrades Devs? Это значит, что мы приходим именно на ваше предприятие, всесторонне изучаем именно вашу сферу деятельности, смотрим на все бизнес-процессы, выявляем болевые точки, проводим исследования и аналитику, предлагаем решения, которые подходят именно вам. Разумеется, никто не запрещает использовать опыт лучших мировых практик, но этот опыт всегда должен быть адаптирован. А адаптация невозможна, если у подрядчика нет глубокого погружения в боли клиента. Одним словом, выбирайте неравнодушных, а не просто компетентных.

Наладить процесс под ключ — это не только снять с заказчика весь его головняк, но и показать ему скрытые точки роста, о которых он даже и не догадывался. Хорошая IT-компания не просто видит перспективы, но и закладывает в свой продукт возможности роста, он учитывает это заранее. У клиента нет тех компетенций, которые есть у нас, он не представляет себе полноты картины так, как видим ее мы. И наша цель сделать все по максимуму, чтобы он в итоге сказал: «Вау, а круто у нас получилось!». И это «круто» будет подтверждено статистикой, цифрами и показателями, которые рванут вверх.

А какой ваш опыт выбора подрядчика? Насколько практичны наши рекомендации, по вашему мнению? Поделитесь с нами в комментариях.

3434
23 комментария

Я человек простой. Выбрал 2 года назад Шамиля себе в партнёры, сделал с ним больше 20 проектов и больше не трачу время на поиск айтишников)
Будьте как я)

3
Ответить

Шамиль - это Басаев или название компании?

Ответить

Ну конечно, лучший способ выбрать IT-компанию - это читать статью от IT-компании. 😀

3
Ответить

Было бы все так просто, была бы жизнь на много проще

Ответить

Я недавно общалась с айтишником он рассказывал как выбирал себе it команду
И не смог с первого раза собрать 🤣🤣🤣
Айтишник не смог нанять айтишника

1
Ответить

Ну для меня айтишники - это те, кто работает в ИТ-отделе компании - сисадмины, сетевые инженеры, ИТ-поддержка.

Но теперь всех зовут айтишниками, включая программистов, работающих в R&D, или продакт менеджеров, работающих в продуктовых отделах и так далее.

Если вы имеете в виду новое широкое определение айтишника, то ничего удивительно, что есть проблемы. Да даже если узкое - с каких пор сисадмины научились хорошо нанимать? Они всегда предпочитали общаться с компьютерами, а не людьми.

Ответить

Айтишником могут сейчас называть любого человека, который более менее понимает в этой сфере, но это не означает что он может собрать эффективную команду, наладить организационную работу, набрать эффективных специалистов, которые доводят результат до конца. Поэтому, тут очень много деталей. Даже хороший спец на вряд ли сможет собрать команду, так как там нужны не только технические навыки

Ответить