Как общаться с коллегами, которые бесят, и не перейти на КАПС?

Некоторые коллеги — неприятные собеседники. Они не придерживаются этики, и непонятно, как с ними общаться. В статье собрали самые бесячие ситуации и рекомендации, что с этим делать. С советами нам помогал психолог Антон Ольховик.

Как общаться с коллегами, которые бесят, и не перейти на КАПС?

Прежде чем начать обсуждать примеры переписок, разберемся с позицией. Если кто-то ведет себя не ОК, то повлиять мы можем только на свое отношение к ситуации. Да, если правильно реагировать, второй может и извиниться, и даже поменять мнение. А может и нет. Но это уже не в нашей власти.

Часто в переписке у вас может возникать ощущение раздражения, но вы не всегда можете правильно распознать его источник. Для этого мы разбираем популярные ситуации — так вы сможете увидеть их со стороны. А разглядеть проблему — это уже половина решения.

В переписке орут КАПСОМ

Если важную задачу
надо поручить коллеге
Напиши все буквы капсом
Прокричи через экран

Понятно, что ситуации бывают разные… Но если это ваш начальник, то почему вы на него еще работаете? Переход на КАПС — это крик отчаяния. Если человек не случайно задел кнопку, а так общается, то первая реакция — почему с ним вынуждены работать именно вы? Вы у себя один, а работ много.

Если так ведет себя коллега, от которого не зависит ваша ЗП, то выдыхайте. Если руки чешутся ответить — выдохните еще. Дайте человеку время взять себя в руки и понять, что он ошибся, чтобы он успел стереть сообщение.

Совет психолога
Совет психолога

“Бумаги на почту скиньте…” — инверсия

В русском языке, в отличии от английского, принято говорить в свободном порядке. Но эта свобода относительная. Глагол обычно стоит после подлежащего. Если вы его там не видите — перед вами инверсия. А значит, и пассивная агрессия.

Тот, кто пишет, обычно чувствует наступающую агрессию. Его достали, и он хочет обратить усиленное внимание на действие. Чтобы взяли и сделали. Поэтому ставит глагол на видное место — в конец предложения.

Если ваше взаимодействие ограничивается передачей бумаг, то просто скиньте на почту. Это дешевле, как и обходить этого человека стороной в более близких контактах.

Совет психолога
Совет психолога

Пишут ночью и после рабочего дня

Если ночью под луною
Заскучал ты без коллег
То пиши скорее в чате
Или почту шли всем сразу
Потому что на работе
Вы все дружное семейство,
и должны побольше время
вместе с ними проводить.

Пишут исходя из идеи общего блага: “мы ж семья”. У коллег нет личной жизни. Или действительно случилось что-то срочное.

Могут написать по тому вопросу, который вы раньше не обсуждали. Часто работает, что их сверху так начинают пинать, а они начинают пинать своих сотрудников.

А теперь вернемся к вам. Вы как узнали, что вам написали? Зачем вы рабочую почту или мессенджер смотрите после ухода с работы? Даже если вы на удаленке, а день расплылся, — начните с разграничения рабочего и нерабочего времени. И в нерабочее время не ходите в рабочие чаты и почты.

Если вам написали лично в телегу, а не в корпоративный мессенджер, значит, ситуация критическая. Единоразово такое может случиться, лучше выяснить, что человеку нужно. Может быть, оно не ждет до завтра.

Если вопрос оказался несрочный, а человек пришел к вам в личный мессенджер, значит, он посчитал, что может так делать. Возможно, он думает, что у вас не только рабочие отношения, но и дружеские. Вам решать, хотите ли вы сближаться.

Заранее благодарю

Обычно перед этим “заранее благодарю” идет огромная задача. Выдает ее человек, который вам задачи ставить не может, поэтому он ее формулирует как просьбу. Так еще и благодарит заранее! Ну как тут отказать?

Ваше раздражение справедливо: ведь вас подталкивают делать задачу, которую вы делать не планировали. И вам, скорее всего, придется ее сделать, если задача и правда важна . Ну а благодарность съесть с чаем — коллеги, что с них взять.

Унижение через шутку

Компьютеры обновляются быстрее, чем ты переходишь от одной задачи к другой

Чат жпт:

Направленный сарказм — это всегда пассивная агрессия. Его используют, чтобы уколоть другого, но при этом казаться себе невиновным.

Люди прибегают к сарказму, когда не могут прямо сказать о своих чувствах, потребностях, желаниях. Не могут или боятся попросить о чем-то, не готовы прямо идти на конфликт.

Сарказм работает как психологическая защита. С помощью него человек скидывает напряжение, тревогу, злость и многие другие неприятные чувства за счет унижения другого. Люди скрывают за сарказмом боль и уязвимость. За такого рода агрессией стоит слабость и невозможность выразить свою злость адресно.

  • Чтобы оградить себя от близких отношений, потому что страшно
  • Чтобы получить внимание, потому что по-другому не умеет
  • Чтобы подчеркнуть, что «я не такой же, я лучше»

  • Чтобы подтвердить свою позицию: «я умный, а все остальные тупые».

Правда в том, что карточный домик самооценки, полученной путём сравнения себя с другими, шаткий, и в любой момент может обрушиться. Когда разобрались, почему коллега такой, уже и обижаться не хочется.

Совет психолога
Совет психолога

Ходит вокруг да около

Привет
Как дела?
Как семья?
Как дети?
Можешь помочь?

Во всех чатах страны

Прежде, чем перейти к сути дела, коллега застревает в вопросах, на которые на самом деле не хочет получить ответы. Ему это кажется вежливостью. Скорее всего, он не дождется всех ваших односложных ответов и перейдет к делу сам. Можете ему не помогать.

Бесполезный созвон

Начальник, или хуже — просто коллега, предлагает созвониться, чтобы подумать. О чем подумать, для вас загадка. Вы раздражаетесь, что сейчас потратите время не пойми на что.

Начальник или коллега скорее всего держит в голове какую-то повестку встречи или хотя бы тезисы, о чем хочет поговорить.

Выдохните и спросите, что человек хочет обсудить. Так вы наметите план встречи и проведете время с пользой.

Рассказывает, как много делает

Мы не знаем, много работает этот коллега или мало — тут может быть ровно противоположное. Но делает он это с одной целью: чтобы вы его тоже заверили, что он много работает, пожалели, уступили отпускные даты. А коллега стал в ваших восхищенных глазах Героем труда.

Если не играть в одобрение, сожаление, сочувствие и восхищение, то ему надоест. Но так можно и дружбу потерять.

Совет психолога
Совет психолога

Это твой отчет?

Когда разговор начинается с такого вопроса, чаще дальше ничего хорошего ждать не стоит. Например, дальше может быть сообщение в общем чате:

“Коллеги, а как вы считаете, это хороший отчет?”

Мой бывший коллега

Автор таких вопросов хочет размазать вас, заодно получив больше влияния среди коллег. Плохо, если позиции автора по фактам “отчета” лучше ваших: он действительно нашел ошибки. Хорошо, если ошибок нет, и это только мнение. Высказанное в агрессивной форме.

Приятно, что в этот момент вы мало влияете на ситуацию . Ваш “отчет” либо норм, либо нет. Если нет — придется молча исправить. Про коллегу и так всем все понятно — теперь коллеги коллегу будут стороной обходить. Если с отчетом все норм, а коллеги приятные люди, — вас поддержат. Скажут, что отчет классный. И для того, кто начал травлю, этот выпад рискует стать последним.

“А если коллеги — люди неприятные?”, — скажете вы. “А что вы в этом змеином гнезде делаете, птенчик?” — ответим мы.

Без вины виноватый

Вы не проговаривали конкретных действий, но с вас спрашивают, почему вы этого не сделали. Часто пишут об этом, когда вас нет на рабочем месте. Например, была договоренность, что отчетность будет лежать в таблице к 19:00.. Но в 19:01 вас просят прислать скриншот, который подтвердит, что вы работу сдали. В отчет руководитель не заглядывает. История повторятся несколько раз.

Руководителю лень и некогда смотреть в отчеты. Ему быстрее попросить вас. В конце концов, это ж ваша работа была, ну что вы!

Если вы видите, что ситуация повторяется, можно прийти к руководителю с вопросом: “Как мы можем сделать удобной эту сверку?”. Отчет, о котором договаривались, похоже, не решает задач руководителя. Предложите вариант, удобный для просмотра. Например, высылать этот же отчет раз в неделю письмом — так дело станет запланированным и, по крайней мере, перестанет внезапно сваливаться на голову.

Бонус от психолога
Бонус от психолога

Вместо заключения

Это бесит. Поэтому в компании создается текучка. Мы завели блог Lenza в ТГ и обещаем писать про рабочие коммуникации.

А у вас есть такие коллеги? Готовы поделиться бесячкой? Вспоминайте историю, а мы позовем Антона разобраться.

Над статьей работали: Слава Рюмин, Анна Тыщенко, Эвелина Астапова Психолог: Антон Ольховик
8888
186 комментариев

Коллеги-читатели, как вы считаете, это и есть хорошая статья?

41
Ответить

ЭТО ХОРОШАЯ СТАТЬЯ.
Кстати намного лучше, чем у некоторых ядовитых комментаторов...
🤣🤣🤣

14
Ответить

Иннокентий, это твой комментарий?

7
Ответить

Иннокентий, заранее благодарим ;)

5
Ответить

Конечно, ведь в конце есть обязательное "Мы завели блог Lenza в ТГ"

2
Ответить
Комментарий удалён модератором

А что с ней не так? Охватов и открытий полно. А че еще надо для пр?

Ответить