Окно Овертона в PR

Метод воздействия на общественное сознание для внедрения идей и не всегда позитивных. Социологическая теория.

Окно Овертона в PR

Подписывайтесь на наш телеграмм канал

Многие считают, что «Окно Овертона» — чистой воды миф. О нем заговорили на федеральных каналах. В 2010 году вышла одноименная книга журналиста Гленна Бека.

Как работает концепция? Есть некое табу, но если о нем часто говорить, пусть и в негативе, то оно постепенно перейдет в разряд «возможное». Общество будет сопротивляться. Затем, «предлагаемое» станет нормой или мейнстримом.

«Окно Овертона» — невидимые рамки, которые ограничивают мнения общественных деятелей и они могут высказываться «безопасно». Выходишь за границы, не находишь отклика и поддержки. Совсем не следишь за шкалой? Получаешь осуждение за радикальность.

Окно Овертона в PR

Кто такой Джозеф Овертон?

Политтехнолог и психолог (социолог?) ушел из жизни в 2003 году. Он погиб в авиакатастрофе, а его теория увидела свет. Овертон не изобретал никакое «окно», но считал, что есть шкала политических возможностей. Общество принимает ту идею, к которой готово. Овертон призывал минимизировать риски, не предлагая обществу то, что не актуально и не популярно.

В 90-е годы он написал диссертацию. Она касалась «дегуманизации». Овертон доказал, что постыдное можно превратить в нормальное и даже престижное. Теория внедрения работает с точностью и наоборот. Людям кажется, что это они делают выбор и не замечают скрытой манипуляции. Аналогично работает нативная реклама — хороший инструмент PR специалиста.

Изначально концепцией Овертона пользовались аналитические центры для сбора и анализа общественного мнения. Зная мнение публики, можно внедрять идеи и управлять ценностями. Тема прорастает как зернышко, собирая сторонников, наблюдающих за процессом.

Этапы «Окна Овертона»

  • «Немыслимо»,
  • «Радикально»,
  • «Приемлемо»,
  • «Разумно»,
  • «Популярно»,
  • «Государственная норма».

«Окно Овертона» предполагает последовательные действия и точные шаги в продвижении определенной идеи.

  • Тема внедряется в оборот и начинается избавление от табуированности.
  • Уход от сути с помощью подмены понятий.
  • Создание прецедента с добавлением цитат и экспертного мнения.
  • Бой «за проблему».
  • Фильмы и музыка — помощники во внедрении.

Придумайте свою идею. Как бы вы ее легализовали? Вспомним эвтаназию. В одной стране появились специальные капсулы для этого дела. Человек добровольно и законно может уйти из жизни.

На контрасте разности позиций радикальные идеи перестают казаться такими «ужасными». Очень похоже на «спираль молчания» — теорию политолога Элизабет Ноэль-Нойман. Люди не выражают мнение, опасаясь социальной изоляции. Их позиция находится «в меньшинстве». Выигрывает тот, у кого больше социальная поддержка.

В век технологий человек считается более восприимчивым и податливым для новой информации. Каждый хочет быть в курсе событий, и этот поток необъятен. На качественный анализ не остается времени. По такому принципу работает манипулирование сознанием. Есть фигура, которой потребитель доверяет и она становится неким «мерилом» для аудитории.

Например, певица Мару с хитом «Не влюбляйся, милая». Любовь в современном восприятии отличается от воздыханий во времена Пушкина. А Наталья Гончарова, из-за которой стрелялся поэт, была на его могиле пару раз. Тема «абьюза» перестала быть тайной за дверью. Об этом открыто говорят и общественность реагирует. «Окно Овертона» и есть то, что можно поселить в народные умы. Так, идеи обрастают «плотностью».

Можно привести пример с женской эмансипацией. Роль представительниц прекрасного пола изменилась и в политике. Минтруд внес коррективы в список профессий, которые ранее были запрещены. 40% руководителей бизнеса — это женщины. Мужчины положительно реагируют на изменения. Мы пришли по шкале к «государственной норме» в отношении политики.

В пищевой рацион «проникли» полуфабрикаты и фаст-фуд. Все, что изначально считалось вредным или приводило к хаусу, сегодня обычные будни. «Окном Овертона» пользуются рекламщики и пиарщики.

Церковь и вакцинация, «сухой закон» — темы, на которые продолжаются дискуссии. Оставляем вам простор для воображения и применения «Окна Овертона».

Буквально на днях всплыла информация об астрологах и тарологах, которые за свои прогнозы могут получить наказание…уголовное.

Окно Овертона в PR

Возможно ли плыть против течения?

Начните с себя и каждую ситуацию «осмысливайте». «Окно Овертона» и вера в него отбирает у человека способность к критическому мышлению. Чтобы не попадаться на уловки, следует анализировать информацию, подключать логику и проверять источники.

Задайте себе вопросы, чтобы более пристально посмотреть на происходящее:

  • Для каких целей это делается. Кому это интересно?
  • Достоверны ли сведения, транслирующиеся в массы?
  • Что будет, если я соглашусь с предложенной концепцией?
  • Каковы негативные последствия для общества?
  • Мои убеждения совпадают с этой идеей?

В одной стране рассматривается проект «нецензурная брань», планирующий стать нормой. Заметим, что из КоАП «сквернословие» пропало. Бриллианты из праха? Сначала идея была радикальной. Теперь компания Algordanza заведует 29 офисами по миру и занимается производством бриллиантов из тел усопших.

Почему «Окно Овертона» скорее миф, чем правда? Есть и такое мнение. Социологи пришли к выводу, что ценности общества меняются, но происходит это очень медленно. На процесс можно влиять и через СМИ, но надо помнить — общество неоднородно. Одних затронут новые ценности, другие — не обратят внимание. Информационная пища, которую поглощает человек, и формирует его сознание. Далее происходит построение целей и приоритетов. Какого индивидуума труднее ввести в заблуждение? Того, кто на 100% уверен в своих взглядах.

Поддаться или нет массовому внушению — дело каждой отдельной личности. Достоверные данные печатаются в топовых СМИ. Информация перепроверяется. Российские медиа писали о концепции Овертона. О ней говорили лишь как о средстве массовых коммуникаций.

В сером, черном и белом пиаре используется «Окно Овертона» даже без стекол. Пиарщики кропотливо монтируют образ, продвигают его в СМИ. Личные установки, привычки и менталитет влияет на картинку, создаваемую медиа. PR агентства ведут свою аналитику и статистику. Главное — качественный и регулярный материал в СМИ. Хотите быть на слуху?

Публикуйтесь чаще, обращайтесь PRslon.

Окно Овертона в PR

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика

невыгодно?

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22

44
11
5 комментариев

Большой брат следит за вами! и знает все что вы покупаете и захотите завтра купить

Ответить

вот это не ожидал тут увидеть

Ответить

НиЧоСи!! А я и не знала что Овертон и его окно - реально существующий человек и его теория. Интересненько. Получается, что у всех хотелок есть объяснение 🤔
В след раз парню скажу что это все не я в диких ягодах закупилась, а меня заставили

Ответить

... Государстыенная норма? Серьезно? Типа принятие- понимание и тд. получается. Очень интересная теория, кст

Ответить

теория? да так и есть

Ответить