Как я с нулевым опытом запустил и наладил в Пятигорске производство обожжённого дерева по японской технологии

История логиста, осуществившего свою давнюю мечту.

Как я с нулевым опытом запустил и наладил в Пятигорске производство обожжённого дерева по японской технологии

Всем привет! Меня зовут Иван Бондаренко, основатель транспортной компании ТК «Армада» и компании по производству обожжённого дерева Yakiwood.

Хочу рассказать вам о том, как я с нулевым опытом открыл в Пятигорске производство обожжённого дерева, используя японскую технологию обработки поверхности с помощью огня.

Работая в сфере транспортных услуг, давно хотел реализовать себя в производстве. Представьте себе логиста с ноутбуком, связующего в своей голове транспортные потоки по всей России и мечтающего делать что-то ещё — осязаемое своими руками.

Загорелся отжигать и сообразно возрасту, не по-детски!

С чего всё началось

Интересуясь дизайном и архитектурой, увидел как-то обожжённое дерево и заинтересовался технологией его производства. Тогда как раз был период начала эпидемии коронавируса, а дальнейшее введение локдауна привело к снижению заказов в моём логистическом бизнесе и закрытию спортзалов, тем самым «подарив» мне кучу свободного времени.

Я принялся тщательно изучать японскую технологию обжига Yakisugi (Shou Sugi Ban) «томление кедра» – читал иностранные статьи, смотрел видеоролики с рекомендациями зарубежных профессионалов в этом деле, тут же применяя полученную теорию на практике.

Первые опыты пришлись на середину весны 2020 года в наспех переоборудованном у себя на даче хозблоке, а полноценное производство было запущено уже в конце мая. Благо довольно быстро нашёл просторное помещение, которое позволяло вместить всё необходимое оборудование. Производство и монтаж первого заказа — более 100м2 Kimura Carbon — пришлось сделать для самого придирчивого заказчика — для себя.

Что из себя представляет японская технология обработки поверхности дерева с помощью огня

Образцы способов обжига и обработки дерева
Образцы способов обжига и обработки дерева

Основная идея состоит в том, чтобы сжечь поверхность древесины до различной степени обугливания. Обжигаемую поверхность можно слегка опалить и стереть пепел, лишь подчеркнув рисунок, а можно сильно и потом почистить щёткой, покрыв слоем масла различных цветов. Сильный же обжиг необходим для достижения эффекта «крокодиловой кожи», а зафиксировать рисунок можно лаком. Обработанная таким способом поверхность устойчива к гниению, вредителям, атмосферным воздействиям, ультрафиолетовому излучению и огню, а также является эстетически уникальной, яркой и красивой.

Древесина обрабатывается натуральными маслами, без использования каких-либо химических веществ, поэтому она безопасна для окружающей среды и здоровья человека.

Практика обугливания Shou Sugi Ban была распространена в Японии с 1700-х годов. Началось всё с массового сжигания – с целью противопожарной защиты – японского кипариса (его ещё называют кедром) «Sugi», который плотно произрастал вокруг японских деревень. Позже поняв, что обожжённая древесина кипариса удивительна по красоте и устойчива к огню, а также прекрасно защищена от грибка и насекомых, японцы стали использовать обугленные доски для отделки фасадов своих домов и различных хозяйственных построек.

За последние 50 лет эта практика в Японии вышла из моды из-за появления современных фасадов из керамогранита, стекла и алюминия. Кроме того, древесина в Японии уже довольно давно находится в дефиците, и большую её часть приходится импортировать, что увеличивает стоимость конечного продукта. Эти факторы привели к тому, что практика обугливания Shou Sugi Ban стала для многих забытой технологией.

Один из способов обжига дерева по японской технологии
Один из способов обжига дерева по японской технологии

Впервые в отделке современных фасадов обугленное дерево применил голландский архитектор Питер Вейнен в 2011 году, и его успех словно пожар — руками архитекторов и дизайнеров — пронесся по Европе и Северной Америке, с появлением моды на экологичные и энергоэффективные дома. В последние несколько лет его использование действительно резко возросло по тем же причинам, по которым он был популярен в Японии сотни лет назад.

Сегодня обожжённое дерево используют не только для отделки фасадов зданий и домов, но и в интерьере, а также при изготовлении мебели и различного декора. Дизайнеры создают из него такие композиции, которые способны удивить самых требовательных заказчиков. В 2004 году в Нью-Йорке голландец Маартен Баас выставил коллекцию своей обожжённой мебели, покрытой эпоксидной смолой. Это была сенсация!

Самое главное, что эта технология временем доказала свою надёжность и долговечность. Изделия, используемые в наружной отделке, могут прослужить более 100 лет без технического обслуживания, а при правильном уходе этот срок может быть гораздо дольше.

Как я с нулевым опытом запустил и наладил в Пятигорске производство обожжённого дерева по японской технологии

С какими проблемами мне пришлось столкнуться при организации производства

Трудности с поиском качественного сырья и надёжных поставщиков.

Обжиг — это лишь вид обработки дерева, а конечный результат напрямую зависит от качества исходного сырья и профессионализма мастера. Сам по себе процесс обжига древесины не является для России чем-то новым. Он применяется в нашей стране достаточно широко для подчёркивания рисунка дерева перед лакировкой. Глубокий же обжиг добавляет уникальный вид «крокодиловой кожи», незнакомый как потребителям, так и специалистам по деревообработке, но найти для этого способа подходящее и, что самое главное, качественное сырьё — очень большая проблема.

Начиная с точной геометрии изделий и необходимой влажности перед обжигом, мне требовалось решить вопросы сроков и надёжности поставки заказанного профиля определенного сорта древесины. Ведь срыв сроков поставки влияет на простои оборудования и потерю клиентов. Дефицит качественной древесины также усложнил задачи выполнения индивидуальных заказов.

Однажды пришлось искать поставщика эксклюзивного дерева — полученные образцы и цены от одного производителя были великолепны, но анализ контрагента показал два предыдущих банкротства и выполнение только половины поставок, согласно данным арбитражных судов. Спасибо многолетнему опыту в логистике, судебным тяжбам (вплоть до Верховного суда) и знанию особенностей национального бизнеса. С тех пор провожу тщательный анализ поставщиков, выбирая из них самых надёжных, даже если у них будет дороже, и всегда создаю у себя на складе запасы самых востребованных профилей.

Одна из наших работ, которую мы сделали для ресторана «Икра» на курорте «Роза Хутор». Отделка обожжённым деревом Kimura Carbon основного зала, фойе и санузла.

Кадровые вопросы.

Когда пришло время выходить за рамки «дачного производства», возникла потребность в мастерах, которые должны были иметь высокие навыки столярного дела. Но подходящее количество кандидатов было найти достаточно сложно: кто-то хотел партнёрства с баснословными процентами от заказов, а кто-то просто отказывался, считая мою затею провальной. Пришлось к некоторым кандидатам немного снизить планку требований и организовать для них на базе производства «курсы по повышению квалификации».

Сложность данного производства заключается в том, что изделия предварительно проходят стандартную обработку — распил в размер, строгание и, возможно, сборку. И только потом обжиг и определённые трудности понимания, как ведёт себя материал при нагреве — именно этот процесс требует дополнительных знаний и навыков, но они вполне доступны для освоения.

Продвижение товара на российском рынке.

Предложение достаточно широкого ассортимента продукции требует наличия большого количества лаков разной степени глянца и масел разных цветов — до 2000 по RAL. Обжиг дерева в условиях производства чем-то похож на пиццерию — берём дерево, обжигаем, добавляем ингредиенты и на выходе получаем готовый продукт.

Поначалу мне было достаточно сложно донести ценности и перспективу нового продукта как для конечного потребителя, так и для дистрибьюторов. Приходилось тратить очень много сил, времени и средств на производство демонстрационных изделий, чтобы клиенты могли воочию убедиться в качестве и функциональности моего продукта. Очень сильно в продвижении помогла страница в Instagram, куда я начал выставлять свои работы — это оказался достаточно эффективный коммуникационный канал с дизайнерами и конечными заказчиками.

Сегодня у нас уже есть небольшая сеть дистрибьюторов и дизайнеров, которые помогают с продвижением нашей продукции. Для магазинов мы предоставляем готовые стенды с полным ассортиментом, а один из наших дилеров полностью отделал фасад своего магазина из нашей продукции.

Наши дистрибьюторы имеют возможность полного ведения клиента: от знакомства с продуктом до готового проекта для передачи на производство, что позволяет им зарабатывать до 25% от розничной цены изделий. К примеру, для отделки только одного дома возможно продать изделий до одного миллиона рублей.

Перспективы развития производства

Планы на развитие у меня достаточно большие, так как с каждой новой произведённой продукцией приходят свежие идеи, команда набирается всё больше опыта, мы много экспериментируем и находим для себя всё больше возможностей роста. Возникают перспективы выхода на рынок ближнего зарубежья. Уже сейчас есть те, кто заинтересован в поставках нашей продукции в Беларусь и Казахстан. Недавно отправили первые образцы в Чехию.

Конечно же, хочется массового принятия этого продукта рынком, что положительно скажется на стандартизации изделий, упрощении упаковки, улучшении логистики, расширении сбыта и стабильности жизненного цикла товара.

Западная Европа и Северная Америка уже лет десять, как широко производят и применяют обожжённое дерево в интерьере и наружной отделке. Причём, как в индивидуальном домостроении, так и общественном. Сегодня бизнесу по продаже изделий из обожжённой древесины сопутствует спрос на современное экологичное использование строительных и отделочных материалов, а это значит, что популярность и спрос на нашу продукцию будет только расти.

Пожалуй, лучшее напутствие для рискнувших начать своё производство — «терпение и труд все перетрут». Тщательный подбор материалов и инструментов, ответственные и «горящие» идеей проекта сотрудники, отсутствие страха ошибиться — всё это лишь база, для роста и запуска новых продуктов.

Сдунув стружку и угольную пыль с очередного произведения искусства, понимаешь — бизнес без огня в сердце лучше не затевать.

Благодарю вас за прочтение статьи. Если у вас возникнут вопросы, то можете написать мне в блог (в личные сообщения) или в Telegram, а также в комментариях.

227227
220 комментариев

Одна из крайних наших работ для ресторанаЯсно, понятно. От создателей "Крайние дни Помпеи" и "Крайний из могикан"

173
Ответить

вот тоже корежит от этого "крайний". Блин, что за глупости то? неужели сказав (при этом верно!) - последняя наша работа - произойдет кирдык и колапс вселенной и больше не будет заказов!? хоспади..

98
Ответить

Уверен, вы всегда грамотно говорите и правильно ставите ударения. Но человек не филолог и не журналист. Я вот раньше тоже бомбил по поводу крайних краёв, а недавно узнал, что неправильно ставил ударения в словах: начался, толика, апостроф и др. (проверьте, кстати, себя). И как-то пыл поубавился других исправлять.

9
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

Огнем вашего пердака можно было опалить пару кубометров досок. Людям нравятся разные слова, это норм ))

9
Ответить

От создателей "Крайние дни Помпеи" и "Крайний из могикан"

И те и другие как раз последние. Именно в этом смысле автор и избегает использование эпитета "последний", ибо за последними днями Помпеи или последними из могикан уже не было других дней или могикан.

а вот работ еще будет много....

5
Ответить

Бля, нашли же до чего доебаться ... Кто как хочет, так и дрочет

3
Ответить