Как мы косячили, открывая кофейни, и почти обанкротились. Выжимка за 9 лет работы ценой 3 000 000₽ убытков

Эта заметка открывает цикл статей о кофейнях. Рассказываю о нашем опыте за 9 лет с поправкой на сегодняшнюю реальность. В этой расскажу как сегодня чувствует себя отрасль, опишу портрет типичного открывателя кофейни, расскажу где ошибаются 90% кофейных первооткрывателей (мы не оказались исключением).
Спойлер - ссылки на ТГ-канал не будет.

Как мы косячили, открывая кофейни, и почти обанкротились. Выжимка за 9 лет работы ценой 3 000 000₽ убытков

На связи Максим из “МаксиКофе”. Читаю VC со времён ЦП, а вот пишу в первый раз. Через пару месяцев нашей первой кофейне исполнится 9 лет. То, что начиналось как игрушка, превратилось в живой устойчивый к переменам проект. За это время я успел попытаться в франшизу, открыть и закрыть несколько кофеточек, открыть и продать проект оптовых поставок в ХоРеКа, стать судьёй российских чемпионатов бариста, потерять больше трёх миллионов рублей и оказаться на грани банкротства. На сегодня у нас 4 собственные точки кофе навынос и 1 кофейня с посадкой и кухней-кондитерской под нашим управлением. Уверен, что наш опыт может помочь новичкам избежать глупых ошибок и сэкономить время и нервы. Погнали.

Статья подготовлена при поддержке сервиса FusionPos — облачной системы учёта для общепита и ритейла. Продажи, техкарты, складской учет, блок лояльности и аналитика для кофейни. Используем его уже год, смело рекомендую. Можно зарегиться и потестить бесплатно пару недель по ссылке.

Что с кофейнями в 2023г ?

Несмотря на ковидные 2020-2021 и события последних 12 месяцев — пациент скорее жив, чем мёртв. Отрасль динамично (простите за штамп) менялась и пришла к некоему плато и сложившемуся формату (тут я начал описывать что происходило с кофейнями с 2014 по 2022, но вышло больше 3 000 символов, думаю будет скучно и удалил. Если хотите узнать как менялась отрасль за 9 лет, напишите в комментариях — сделаю отдельную статью).

По-прежнему много кофеен открывается, много закрывается, но общее количество проектов постоянно растёт. Например, в моём родном городе с населением в 50 000 человек количество кофеен с 2017 года увеличилось с 0 до 14. Из них 5 открылись последние 1,5 года, а ещё 5 открылись и закрылись Тенденция чёткая — сильные и средние проекты прибыльны и развиваются, слабые же закрываются, меняют собственников или работают с прибылью около нуля.

Одна из наших точек в период ковидных запретов. Не сразу увидел себя за стойкой.
Одна из наших точек в период ковидных запретов. Не сразу увидел себя за стойкой.

Кто открывает кофейни?

Когда мы занимались оптовыми поставками в кофейни я познакомился с сотней владельцев и управляющих кофейнями разных форматов и масштабов. Для себя выделил 3 категории:

  • молодые ребята 20-25 лет без опыта и с небольшим капиталом, увидевшие сферу с низким порогом входа и “маржинальностью в 400%”. Закрываются чаще прочих.

  • ребята того же возраста с опытом работы бариста, понимают некоторые принципы и бывает делают толковые интересные проекты.

  • люди 25-35 лет до этого работавшие в найме или с опытом предпринимательства в другой сфере. Обычно хотят сменить сферу деятельности, рассматривают кофейню как “бизнес для души”. Я был в своё время из этой категории. Тут процент выживших больше предыдущих.

Эти три категории объединяет, что они делают собственные проекты, не прибегая к покупкам франшиз. Вообще в нашем регионе с кофейными франчайзи не сложилось. Все долгоиграющие проекты не относятся к работающим по франшизе, исключение пожалуй только Surf. Ещё одна общая черта — чаще это самозанятость, чем бизнес. С полным погружением собственника в процессы, включая работу за стойкой на сменах как бариста.

Октябрь 2014. Я только открыл третью кофейню, которую закрою через 3 месяца.
Октябрь 2014. Я только открыл третью кофейню, которую закрою через 3 месяца.

Типичные проблемы и ошибки при открытии кофейни.

О, это моё любимое. Мои личный топ-6 самых частых и дорогих ошибок при открытии кофейни.

  1. Неудачная локация. Хрестоматийная и при этом самая частая ошибка. Я совершал её 4 раза с разностью степенью тяжести. Это приводило к чувствительным финансовым потерям. Тут сломано много копий, вставлю свои 5 копеек в следующей статье про базовые принципы подбора локаций. Расскажу как мы ошибались и сколько это стоило. Как следствие — закрытие или переезд.

  2. Некорректный расчет первоначальных вложений. Вес ошибки примерно на одном уровне с неудачной локацией. Когда бредишь идеей, мысленно представил как всё будет прекрасно и глаза горят — пиши пропало. Смета не просчитывается вовсе или на глаз с запасом в 30%. По факту смета “непредвиденно” меняется на 200-300% и открываешься из говна и палок с надеждой реинвестировать прибыль и довести до ума потом. Как следствие — проект не дотягивает до показателей окупаемости, ожидание-реальность сильно расходятся, затем стресс, выгорание, убытки, закрытие.

  3. Недостаточное количество средств на открытие и поддержание проекта. Тесно связано с предыдущим пунктом. Стартовые деньги заканчиваются еще до открытия, о подушке безопасности с покрытием возможных убытков на 2-6 месяцев речи вообще не идёт. Хорошо если первоначальные средства не заёмные. Решать проблему приходиться новыми займами и кредитами, вырастает финансовая нагрузка, денег всё равно не хватает сделать “как хочется”. Цикл займ-доделки-растущая нагрузка повторяется несколько раз. И тут как в анекдоте про блондинку и динозавра, вероятность 50 на 50. Либо предприниматель залезает в непосильные долги и закрывает проект, попутно распродавая что можно, оставаясь в итоге с долгами и без кофейни. Либо проект обретает адекватный облик, получает аудиторию и выходит в плюс. Последнее возможно если не совершена ошибка 4.
  4. Отсутствие финансовой модели и планирования. Интернет пестрит заголовками о запредельной маржинальность кофеен. Ещё бы, себестоимость самого популярного напитка "средний капучино" около 36 рублей, а продавать можно за 150-170, а то и 200 рублей, Это ли не золотая жила? У многих на этом планирование и заканчивается. А дальше начинается реальность - аренда, налоги, персонал, дополнительные расходы на автоматизацию, музыку, чистоту и так далее и тому подобное. К такому жизнь начинающего владельца кофейни как правило не готовила и начинаются танцы с бубном. Сегодня заплачу аренду, а то выгонят, а за молоко потом. Оплачу доставку десертов с личной кредитки, покрою из будущей прибыли. Звонит поставщик кофе, кофе нужен но платить нечем, пока не буду брать трубку, перехвачу в другом месте. Проскакивание на тоненькую дает возможность продержаться какое-то время, но о среднесрочной перспективе думать не приходится. Часто дело приводит к невосполнимым кассовым разрывам и новым кредитным обязательствам или закрытие-распродажа-долги.

  5. Ошибки найма, обучения и контроля сотрудников. Если заведение открывается для самозанятости и вы готовы работать за стойкой 14-ти часовые смены 5-7 дней в неделю подряд - этот пункт не так важен. Знаю заведения, где так работают. Но, если помимо кофейни захочется ещё и пожить для себя, то тут легко попасть впросак. И вариантов наломать дров масса. Например - взять на работу “бариста профессионала”, который сделает "хорошо". Хорошо скорее всего не будет. Или вот ещё пример: берёте кандидата не подходящего для этой работы, потому что кому-то надо работать , а вы уже задолбались. Это как выбрать лучшего из худших. Или ещё интересней — вроде толковый человек, говорит правильные вещи, а делает на троечку. Тема линейных сотрудников слишком сложная, её продолжу в следующих постах. Кратко — сотрудники могут убить ваш микробизнес намного быстрее и эффективней, чем кто-то ещё.
  6. Отсутствие понимания принципов работы кофейни и нежелание тратить ресурсы на эти знания. В 2014-2018 да и по сей день, небольшие кофейни остаются бизнесом с крайне низким порогом входа. Даже в 2023 можно извернуться и открыть небольшой островок кофе с собой за смешные 300-400 тысяч рублей. Да, там будет много нюансов, но можно же! Управлять таким маленьким проектом не кажется на первый взгляд сложным. Имея такие мысли в голове, тратить на обучение или консалтинг 50-100 000 рублей кажется неразумным. Разведка боем, по ходу дела научимся. Эргономика организации кофейной станции, эффективное распределение рабочих зон, выбор оптимальной ширины проходов и высоты барной стойки, подбор подходящего оборудования, сырья, теория и практика приготовления кофе, просчёт мест хранения товарных остатков, составление техкарт соответствующих формату и позиционированию, программа автоматизации и учёта - осознание важности этих и других деталей приходит потом. И далее идёт либо серьезная реконструкция с вложением средств либо смирение “работаем как есть, поправим потом”. Часто, такая стратегия приводит к тем же самым последствиям: проект не дотягивает до показателей окупаемости, ожидание-реальность сильно расходятся, стресс, выгорание, убытки, закрытие.

Эти ошибки мы умудрились совершить за 9 лет, некоторые - по нескольку раз. Прикинул, что этот этот опыт стоил больше 3 000 00 рублей потерянных денег и вдобавок немало седых волос на висках. Три года назад эти ошибки и другие неверные решения привели меня к моральному упадку и поставили на грань личного банкротства. Сегодня , когда всё в порядке и оглядываясь назад, понимаю как мне пригодился бы чей-то совет. Надеюсь кому-то это поможет не наступить на эти грабли.

Пожалуй для первого раза хватит. В следующей статье расскажу как подобрать и оценить локацию для открытия кофейни, где можно с этим напортачить, разумеется с конкретными примерами и цифрами из личного опыта.

П.С Если вы управляете кофейней, расскажите увидели ли в портретах себя и какие из перечисленных проблем вам знакомы, а может поделитесь и своими?

271271
245 комментариев

1) место, место и еще раз место.
2) атмосферно заведение

Занимаюсь коммерческой недвижимостью, находим помещения для арендаторов. Как правило к нам обращаются и сетевики и «открывающие свою первую кофейню». Видим кто закрывается, а кто держится и преуспевает.

1) найти место очень сложно. Как правило все такие места уже давно заняты. Более того, за такие места идет чудовищная конкуренция не только со стороны других кофеен, но и других арендаторов в целом. Самые топовые места забирают обычно аптеки, они тупо переплачивают и забирают все углы или смежные к углам помещения. Пекарни, цветы, общепит, Телефоны, алкомаркеты, в последнее время ПВЗ типа озона и тд- все они так же как и кофейни ищут топовые локации. Сетевые кофейни еще могут найти или попытаться перехватить место, но рядовые-почти без шансов. Аренда высокая-цена ошибки большая, сетевики рискуют, не сетевики берут помещение попроще и часто прогорают. Так что первый вариант для рядовых бизнесменов открывающих кофейню впервые - очень сложный. В таких помещениях всегда выручка высокая, даже если продукт не лучший, просто потому что прохожему лень пройти даже 10 метров в сторону. Вообще есть масса коэффициентов как находить помещение: трафик людей в час, какая из них доля ЦА, наличие остановки, возможность парковки, первый этаж, своя входная группа, панорамные окна, отсутсвие лестницы, наличие аоромаркетинга (+25% трафика), пешеходная тропинка должна быть прямо у дверей. Таких нюансов много. Если там не сели арендаторы (не обязательно кофейня), скорее всего это не лучшее место. Если вы думаете что , тогда почти нереально найти топовое место, скажу так. Да, это почти нереально. Потому что кофебизнесмен только начал искать помещения и уделяет этому времени дай бог час-два. А кто-то имеет в штате развивальшиков, которые занимаются этим 8 часов в день, 5/2. А есть агенства коммерческой недвижимости, типа моего, которые общаются со всеми участниками, видят кто закрывается, кто открывается, какие фишки работают а какие нет. Я кстати продаю франшизу агентства коммерческой недвижимости на города и довольно успешно (занято 16 городов на эксклюзив). Но я отвлекся. Итак, первый вариант, достаточно сложный или рискованный (переплачивать повышенной арендной ставкой-это риск нерентабельности бизнеса)
2) атмосферное место. Тогда вам необязательно искать супертрафиковое место, достаточно лишь сделать атмосферу и классный продукт. Если не будет первого и второго в комплексе, проект тоже обречен. Атмосферное - это когда в заведение идут целенаправлено, то есть трафик не нужен. Ну и если при этом продукт классный, кофе вкусный, ножи в кофемолке делают правильный помол, вода мягкая, а не из под крана и типа того, молоко правильной жирности, вкусные и свежие десерты или кухня, вежливый бариста или официанты. При этом в заведении классный антураж, дизайн, свет, вентиляция, народ любит фоткаться-тогда с атмосферой в заведении гуд. Тогда можно брать помещение недорогое, оно само будет генерировать трафик клиентов. Но опять же десятки нюансов: должен быть правильный район для кофейни, супербюджетный ЖК не даст клиентов даже в суперклассную кофейню. Хорошо бы триггер типа института или БЦ рядом. Опять же парковка, пусть даже платная если это города-миллионники. Нюансов сотни, с нуля заходить в суперконкурентный бизнес кофеен я бы никогда не стал, шанс выжить стремится к нулю. Кроме того сейчас много горе-бизнесменов, очень молодых и активных, которые тут же прогорают, надеясь на трудолюбие и энергию. Этого в конкурентной индустрии мало. Могу посоветовать идти в хорошее заведение наемным сотрудником и сперва изучить процессы изнутри. Островки кофеен это ниспадающий тренд, смысла в него заходить нет вообще. А еще лучше искать не столь конкурентный бизнес как кофейный. Поработая в найме вы поймёте больные точки кофейни и возможно вы откроете новый бизнес обслуживающий кофейни?

согласен с автором по классификации тех, кто открывает кофейни. Да и вообще со многим согласен, если не со всем)

189
Ответить

Комментарий недоступен

64
Ответить

Шикарный комент. Подписываюсь. Несмотря на кризисы, пандемии и прочие сложности найти хорошее помещение это очень сложная задача. А без толкового её решения и открываться смысла нет. По молодости у нас всё это было - и открываться в средних и слабых локациях, пытались выезжать в плохой локации на атмосфере. Уложить всю нюансы в одну статью нереально , никто не осилит . В следующей статье расскажу всё свои «весёлые» истории ошибок с локацией и какие выводы я делал после каждой.

20
Ответить

Я бы добавил, что кофейни просты для входа. И тупо математически, даже учитывая процент закрывающихся, их много и рынок перегрет.

Почему просты? Всякие Аязы, инфоцыгане и само общество подталкивает открыть свой бизнес. Если человек не углубился в какую-то специалиальность, то просто смотрит по сторонам. И видит он то, где является потребителем или тупо видит глазами. Кофейни, пивнухи, отделы по продажи чехлов, белочные и прочее.

Я общаюсь по работе с полусотней бизнесменов. И меня всякие люди спрашивают, что там в бизнесе сейчас актуально. Я говорю - бетонная опалубка, термочехлы, поворотные столы, аренда башенных кранов, заводы по производству пенобетона. И человек в шоке уходит.

Легкий вход там, где сложный вход в профессию.

17
Ответить

Что такое "аоромаркетинг"?

5
Ответить

Топовый коммент. Согласен с выводом - идти в кофейный бизнес особого смысла сейчас нет, разве что для души.

2
Ответить

Чтобы каждый коммент был таким информативным....

1
Ответить