Пять глупых вопросов про профессию режиссера массовых мероприятий

Все мы регулярно видим примеры их работ, но слабо представляем что из себя представляет эта профессия.

Ниже очередная серия «5 глупых вопросов», которые я задал режиссерам театрализованных праздников, концертов и шоу, чтобы разобраться в теме.

Зачем нужен режиссер массовых мероприятий? Что входит в его обязанности?

Елена Овчинникова

режиссер театрализованных представлений и ивент-проектов, продюсер конференции режиссеров театрализованных представлений и праздников «Трансформация реальности»

Режиссура событий - это очень тонкий инструмент, это соединение творчества и ответственности, психологии и политики и всегда, в каждом проекте, это уникально! Мы всегда работаем с аудиторией, со зрителем. Если это мероприятие со смыслом, то нам нужно донести до людей ту или иную новость, задачу, содержание. И это является работой режиссера.

Именно режиссер знает и понимает, в какой момент на мероприятии человек встанет и заплачет, если необходимо вызвать именно такую эмоцию. И не просто отдельный человек, а весь зал встанет. Это не манипуляция, это будет истинный смысл и отклик людей в зрительном зале. Поэтому на режиссере лежит очень большая ответственность, особенно когда речь идет о каких-то социально значимых событиях. Если речь идет о коммерческих событиях, то компаниям надо донести свою миссию и задачи до потребителя или своих сотрудников. И режиссер тоже занимается этим, используя свой инструментарий и техники.

В основе массовы праздников, событий, лежит история, культурный код народа. Именно праздник и традиции формируют историческую, генетическую память у общества.

Анна Сапожкова

режиссер, сценарист, лауреат национальной премии союза театральных деятелей «Грани театра масс», соавтор конференции «Трансформация реальности»

Режиссер театрализованных представлений и праздников - это "штучный товар", если можно так выразиться. Режиссура предполагает индивидуальное видение и нестандартное образное мышление, четкую авторскую позицию, умение выразить тему, идею и сверхзадачу масштабного действа через яркие образы и специфические выразительные средства.

<p> Церемония закрытия Олимпиады-80 является знаковой для режиссеров массовых мероприятий</p>

Церемония закрытия Олимпиады-80 является знаковой для режиссеров массовых мероприятий

При словах «режиссура массовых мероприятий» многие вспоминают именно церемонии открытия и закрытия спортивных олимпиад, в том числе в Сочи и в Москве. Сколько дней занимает подготовка таких проектов?

Ирина Лысак

режиссер-постановщик театрализованных представлений, концертных и шоу-программ (проекты: Евровидение 2009, FIFA 2018, Открытие Олимпиады в Сочи)

Для подготовки церемонии открытия олимпийских игр команда работала на протяжении двух лет до олимпиады. Постепенно к этапу реализации эта команда разрасталась и масштабировалась. Например, на церемонии открытия и закрытия олимпийских игр, включая паралимпийские игры творческая группа, которая занималась реализацией репетиционного периода и подбора артистов составляла порядка 110 человек. И это только один отдел в режиссерской группе.

Помимо Олимпиады в Сочи и чемпионатов мира по футболу какие еще вы можете назвать знаковые проекты с точки зрения режиссуры?

Елена Овчинникова
режиссер театрализованных представлений и ивент-проектов, продюсер конференции режиссеров театрализованных представлений и праздников «Трансформация реальности»

Олимпиада в Сочи — это, конечно, значимое событие. Как и Олимпиада 80, которая для режиссеров является одним из основополагающих событий. Никто никогда не забудет этого медвежонка.

Но с точки зрения режиссуры можно отметить не только ключевые масштабные представления и события. Как ни странно, на высоком уровне часто проходят и более локальные события. Очень много детских мероприятий, особенно в новогодние праздники в Крокусе, Кремле и остином дворе (елка мэра) - это яркие, качественные, театрализованные представления.

Есть ребята, которые делают неплохие театрализованные свадьбы.

В каждом из самых обсуждаемых медийных мероприятий всегда присутствует режиссер. Тот же Тони Робинс или Елена Блиновская, которая в прошлом году сделала свое психотерапевтическое шоу «А что дальше?». Я сейчас не берусь обсуждать саму Елену, ее подход к психологии и ее программы обучения. Просто констатирую, что шоу, которое имело колоссальный успех у ее аудитории - это маленькая доля самой психотерапии и большая доля именно правильно выстроенной концепции и режиссерской работы.

<p> Cirque du Soleil</p>

Cirque du Soleil

Что общего у такого режиссера по сравнению с театральным или кинорежиссером? В чем отличия?

Анна Сапожкова
режиссер, сценарист, лауреат национальной премии союза театральных деятелей «Грани театра масс», соавтор конференции «Трансформация реальности»

В массовых праздниках и театрализованных представлениях работают несколько другие приемы, чем в классическом театре.

Начнем с того, что все, что мы делаем - это не элитарное искусство, это искусство масс и должно быть, как говорил наш учитель Александр Аронович Рубб, понятно и доступно и "тете Маше и дяде Ване". Это должны быть более крупные мазки художественного полотна, более сконцентрированные и выразительные образы, передающие режиссерскую мысль в доступной и в то же время художественно-выразительной форме.

Что еще касается отличий...Редко, когда режиссеру театрализованного праздника удается повторить свое произведение несколько раз. Чаще всего это уникальное действо, которое происходит здесь и сейчас и не может быть воссоздано в таком же формате. У нас нет возможности переиграть спектакль, что-то улучшить или дорежиссировать, переиграть или доработать.

Именно поэтому наша профессия довольна стрессовая, потому что невозможно предугадать заранее, где могут возникнуть какие-либо проблемы. А они бывают, даже на Олимпийских играх иногда не раскрываются кольца или не работают важные элементы. И тут от режиссера требуется профессиональная выдержка, умение мгновенно принимать решение и четкая постановка задач всем службам.

Режиссер массового праздника, как полководец на поле боя, а режиссерская экспликация или сценарий, как карта сражения с мельчайшими деталями. Он видит все участки и держит в голове тысячи нюансов и вопросов, ориентируется в пространстве и точно знает, что должен унести в своем сознании зритель.

<p> Ежегодный праздник выпускников школ «Алые паруса» в Санкт-Петербурге</p>

Ежегодный праздник выпускников школ «Алые паруса» в Санкт-Петербурге

Многие хотя бы слышали про приемы в кино: правило третей, золотое сечение, фокусировка. Как происходит управление вниманием или эмоциями зрителя на событиях?

Елена Овчинникова
режиссер театрализованных представлений и ивент-проектов, продюсер конференции режиссеров театрализованных представлений и праздников «Трансформация реальности»

Начало, развитие, кульминация, финал - это такой цикл, по которому движется любое событие. Может быть не одна кульминация в программе, в каждом номере возможна своя кульминация. Может быть дабл-финал, когда мы доводим зрителя до определенного эмоционального градуса и отпускаем, а дальше должна быть быть финальная часть со второй кульминацией, с еще большим эмоциональным откликом.

Плюс всегда важен зритель. Даже не могу представить себе, как сделать событие и не понимать какой будет зритель в зале: пол, возраст, интересы. У Фрица Перлза, основателя гештальт-терапии, есть система, которая называется цикл контакта: преконтакт, контактирование (contacting), полный контакт (final contact) и постконтакт (или «отступление»). Она очень совпадает с режиссерским циклом контакта, с началом, развитием, кульминацией и финалом.

Чтобы быть режиссёром недостаточно быть просто талантливым или креативным, нужно уметь чувствовать , осознавать актуальность и значимость. Понимать, что хочет увидеть, услышать, понять зритель и что сейчас актуально.

1313
реклама
разместить
6 комментариев

Одна из первых грамотно написанных статей!!

праздник для выпускников очень красивый)

Где-то на это учат? Или все насмотренные самоучки?

Насколько понимаю основная часть училась в Москве и в Питере в институтах культуры (МГИК и СПбГИК). Там есть отдельные кафедры по этой теме. Плюс еще есть Институт современного искусства (ИСИ).

Выражение темы, идеи и сверхзадачи, конфликт, событийный ряд, эпизоды сквозного и контрсквозного - это база театральной режиссуры (как и любой другой). Выразительные средства... РТПП собрало все имеющиеся. Как и упирание в цейноты - а когда "отваливается" что-то в цирке или мюзикле, режиссер сидит и пьет кофе? Однобокий пост, превозносящий это направление режиссуры выше других. РТПП, режиссер драмы, работала вторым в кино, посмеялась, взгрустнула.

Сами пишете, что РТПиП объединяет ВСЕ выразительные средства режиссеров, следовательно и режиссер ТПиП универсал, и может создать любой продукт «узких» режиссеров…
Но при этом, режиссёр театра не создают стадионное мероприятие…..то превозношение данной профессии над узкопрофильной режиссурой является абсолютно верной.
И в РТПиП у каждого режиссера очень сильно развита «самость», отсюда и вытекающая универсальность на всех уровнях-режиссер сегодня ставит постановку, а завтра он сидит и считает бухгалтерию, а послезавтра у него ремонт в кабинете своими руками….именно такие режиссеры-самые яркие примеры данного направления.