«Ни разу не удалось сделать успешную в коммерческом плане конференцию с первого раза», — Юлия Герасимович, СЕО IT-People

В конце лета 22-го мы в Doubletapp запустили подкаст «Что-то на программистском». Подумали, что будет круто делиться самым интересным из видео еще и в виде статьи. Героиня сегодняшнего интервью — Юлия Герасимович, CEO IT-People, организатор крупнейшей уральской IT-конференции DUMP. Поговорили про организацию конференций, хантинг и как совмещать бизнес с детьми.

Про что текст?

Как начинался IT-People

К открытию своего дела Юлю привел кризис 2008–2009 годов. На тот момент она работала руководителем интернет-портала «Делового квартала». Но из-за кризиса рекламодатели начали уходить, а из-за этого — сокращаться зарплата. После чего Юля решила, что нужно найти фриланс как источник дополнительного дохода.

Идея пришла откуда не ждали. Знакомый Глеб Альшанский, основатель компании Top Ten, предложил найти специалиста по поисковой оптимизации. Юля взяла комиссию в два раза меньше, чем тогда брали агентства — 7% от годового дохода вместо 15%.

Я подобрала ему четверых человек, потом он рассказал еще знакомым. Я нашла коммерческого директора JetStyle, потом еще в IT Mix. Так я начала подрабатывать за эти самые 7%. Получился примерно месячный доход коммерческого директора.

Количество заказов начало расти, хотелось работать в команде, и назрела необходимость искать людей в помощь. Так и появилось небольшое агентство.

Мне долго было непонятно, зачем мне бизнес, когда можно просто каждый месяц закрывать одну вакансию. Закрываешь две — так ты вообще прекрасно живешь.

От рекрутингового агентства до IT-конференций

IT-People начинался с рекрутинга. Юля активно собеседовала кандидатов и постоянно общалась с программистами. Многие, когда рассказывали про свою работу, часто упоминали, что в Екатеринбурге нет никаких профессиональных конференций и приходится ездить в Москву, Санкт-Петербург или другие крупные города и за рубеж.

Мне хотелось развивать IT-среду в Екатеринбурге, чтобы здесь тоже появлялись конференции, чтобы люди не уезжали, чтобы здесь было чем заняться и куда сходить. Поэтому я предложила: «Давайте конференцию проведем, организуем». На тот момент в IT-People было 4–5 человек.

DUMP

Первой конференцией стала DUMP. Она началась в 2011 году и в тот год собрала 186 человек. DUMP сразу позиционировалась как центральная конференция разработчиков как минимум в Екатеринбурге и как максимум — на Урале.

Название придумал Павел Браславский. В IT «dump» — срез состояния памяти в конкретный момент времени. Ежегодная конференция — это в каком-то смысле слепок состояния отрасли. И он же придумал, как расшифровать аббревиатуру DUMP, которая означает development, usability, management и practice.

Я знала лидов некоторых IT-компаний. Я обратилась в «Контур», NAUMEN, JetStyle, Artsofte и предложила: «Давайте скинемся по 50 000 и сделаем конференцию». И они сказали: «Давайте».

FailConf

В 2011 году появилась FailConf. Идея пришла, когда прочитали на Roem.ru, что в Калифорнии есть мероприятие, где предприниматели делятся своими ошибками. Тогда уже многие говорили, что на Западе есть культура делиться своими неудачами, и решили попробовать сделать аналогичную встречу в Екатеринбурге.

Мы же хотим сделать Екатеринбург впереди планеты всей, давайте сделаем FailConf в Екатеринбурге.

В то время в Екатеринбурге был Клуб менторов, где сидели заметные фигуры IT-сообщества. Юля предложила им поделиться своими историями неудач, и никто не отказался. Так набралась сильная программа.

Из-за декрета пришлось сделать перерывы в конференции. И казалось неправильным делегировать задачу другим сотрудникам, потому что иначе не получилось бы разговора на равных.

Когда бизнес у меня и у тебя, создается ощущение доверия и того, что мы в одной весовой категории с точки зрения компании и можем разговаривать. Я пробовала найти докладчиков среди PR-специалистов, но это сложно. FailConf — это про личные связи.

PyCon

Сейчас это самая крупная конференция для разработчиков на Python в России. И начиналась она в Екатеринбурге.

Эта идея тоже была не моя. Антон Патрушев рассказал, что в других странах есть PyCon, а у нас нет, тогда мы решили ее сделать. И она начала развиваться.

Есть еще одна конференция — RustCon — это «молодой растущий организм». Ее пока что проводили всего два раза. Также проводили PyCon Weekend в «Красной поляне» с катанием на лыжах. В теории эту идею многие поддержали, но участвовало всего 50 человек. На таком количестве можно заработать, если делать конференцию неразумно дорогой, поэтому от этой идеи отказались.

Про деньги

Организаторы оплачивают спикерам перелеты, проживание. Также в затраты входит аренда площадки и кейтеринг. В день конференции оплачивается работа видеооператоров и фотографов. На ресепшене бесплатно работают волонтеры — как правило, это студенты, которые после регистрации посетителей могут послушать любой доклад. Прибыль от DUMP составляет 27–37%.

У нас есть негласное правило, что половина участников должны покрывать обязательные затраты на конференцию, но без стоимости работы команды.

Для штатных преподавателей вузов вход на DUMP бесплатный.

Наш вклад в развитие IT-сообщества в том, что преподаватель послушает и, может быть, что-нибудь передаст студентам. Это такое распространение знаний.

Около 87% билетов покупают компании, а оставшиеся 13% — сами участники. В Екатеринбурге DUMP — это B2B-бизнес. Но, когда проводили конференцию в Казани, там 60% участников покупали билет за свой счет, а оставшиеся 40% — компании.

Я не умею зарабатывать на конференциях с численностью менее 500 человек. Исключение — FailConf. Она не для денег, а для души. За FailConf мне еще стыдно брать много денег. Потому что сначала люди переживали, теряли, а потом приходят и делятся. Докладчики создают мне контент. Мне неловко от этого [зарабатывать на историях неудач], поэтому я не ставлю высокую стоимость билета. Если посчитать затраты на нее, я должна зарабатывать хотя бы в десять раз больше.

Про роль руководителя в организации конференций

Когда ты собрал команду, тебе нужно ее кормить весь год. Дальше челлендж руководителя в том, чтобы придумать такой набор конференций, чтобы они позволяли не проедать маржу, полученную, например, в первом полугодии или летом, в течение всего остального времени.

Про выход в другие страны

У меня ни разу не получалось сделать успешную в коммерческом плане конференцию с первого раза. Как правило, ты вкладываешься два-три-четыре года. Предположим, мы начали разогревать рынок в Армении. Но где будут все эти люди через два-три-четыре года? Мы не знаем. Может, они вернутся все в Россию или переедут в Западную Европу, или еще что-то с ними произойдет.

Но полностью избежать зарубежных конференций не удалось. В марте команда IT-People помогла провести конференцию в Лиссабоне для русскоговорящих руководителей и собственников бизнеса.

Про IT-Регату

У IT-People есть два мероприятия для собственников бизнеса: IT-Регата и FailConf. Изначально регата задумывалась как «DUMP на выезде». Но с тех пор идея сильно изменилась.

Оказалось, что рядовые разработчики с нами не ездят, возможно потому, что они для этого слишком интровертированы, чего не скажешь о менеджерах. С первого набора стало понятно, что менеджеры откликаются, а разработчики — не очень. А позже менеджеры плавно эволюционировали в собственников и фаундеров.

Количество яхт за время существования регаты выросло с 4 до 12. И это не просто тусовка на яхтах — организаторы еще придумали гонки практически на профессиональном уровне. Есть профессиональный судья, инструкторы, и все участники руководствуются правилами парусных гонок. А помимо этого есть деловая программа и нетворкинг. Около 60–70% участников возвращаются на следующую IT-Регату.

На IT-Регате ты можешь быть таким, какой ты есть на самом деле. Тебе не нужно перед клиентами, партнерами, контрагентами показывать, какой ты молодец. У основателей есть свои сомнения, страхи, вопросы, какие-то темы, которые не пообсуждаешь со своими сотрудниками, со своей командой, потому что это касается, например, их. Да и с другими партнерами, конкурентами — тоже не пообсуждаешь, потому что это довольно чувствительная информация. Создать площадку для такого общения оказалось очень востребованной идеей.

Про локализацию

Я была уверена, что меня все готово к переезду. У меня есть английское название IT-People. Есть домен IT-People.com. И я сейчас просто возьму и сделаю сайт рекрутингового агентства на английском языке. И тут выясняется, что в западном мире на английском языке есть понятие IT people, но это такой компьютерщик. Если ты говоришь, что работаешь в IT, — это значит, что ты тянешь по офису витую пару. А если ты разработчик, то это tech, поэтому big tech, tech company, tech crisis. Поэтому мы должны были бы называться Tech-People, но это уже как-то по-русски, как «тех».

Про хантинг на конференции

С одной стороны, мы не разрешаем спонсорам никого хантить на конференциях и сами этим не занимаемся. С другой стороны, конференции все равно помогают. Потому что обрастаешь контактами и с конференции приходят заказчики: «У вас еще рекрутинг есть? Мне как раз надо сформировать команду». Сеньоры могут обратиться и сказать: «Я вообще-то не ищу работу, но если что-нибудь вот такое вот будет мимо вас пробегать, ты мне скажи». Вот так вот это работает.

Про обучение

В 2020 году команда не провела ни одной конференции, но выжила за счет рекрутинга и курсов. Изначально планировали, что будут обучать студентов, но им это оказалось не нужно. Зато заинтересовались действующие специалисты.

Стали приходить люди, которые уже работают год, два или три, и у них есть уже самостоятельный доход, который позволяет им оплачивать курсы. Условно, девушка поняла, что операционист Сбербанка — это не работа мечты. И пошла на курсы системного анализа или интернет-маркетинга. Вот и с этим с сегментом так и живем до сих пор.

Доходимость курсов близка к 100%. Они проходят онлайн в Zoom по установленному графику. Нет расходов на привлечение, так как обучение продвигается через собственную рассылку и соцсети. Среди затрат — работа преподавателя, менеджера и подписка на Zoom.

Про бизнес-модель

Больше всего денег приносят конференции.

Рекрутинговые агентства сейчас переживают не лучшие времена, потому что наём — это функция растущего рынка. Агентство помогает тогда, когда компании нужно быстро вырасти и есть много денег. По итогам 2022 года прибыль от рекрутинга в IT-People составила 10%.

«Ни разу не удалось сделать успешную в коммерческом плане конференцию с первого раза», — Юлия Герасимович, СЕО IT-People

Про совмещение работы с детьми

Правило примерно такое же, как в бизнесе: делать то, что кроме тебя никто не может делать, и делегировать то, что в целом подлежит делегированию.

Полноценно совмещать женщине работу — даже не то чтобы бизнес — работу и воспитание детей можно только в том случае, если муж тоже совмещает работу и воспитание детей. Потому что если дети целиком на женщине, бизнес точно будет страдать, даже в моем случае это страдает.

По словам Юли, она переживала, что не может посвятить себя всю детям. Но другие женщины, которые все-таки посвящают себя всю, тоже страдают, но от того, что не могут реализоваться в карьере.

У детей — у кого скрипка, у кого — школа программирования, есть свои какие-то интересы. А у меня, а кому нужна я? Тут я подумала, что я в любом случае буду страдать. Ну ладно, раз уж так, тогда я буду делать то, что мне по душе.


Полную версию можно посмотреть
на YouTube
и послушать на удобной подкастовой платформе.

99
1 комментарий

Круто ,не все получается сразу ,но это стоит того

2
Ответить