Эксперимент: как стать таргетологом в 2023 с нуля без покупки курса

Итак, приветствую тебя, дорогой читатель!
Расскажу коротко о себе и как я пришел к необходимости изучить сферу рекламы.
Меня зовут Артем, мне 26 лет и недавно (в ноябре прошлого года) мы с товарищем решили (как это модно сейчас называть) попробовать себя в направлении Digital. В нашем арсенале был недавно закончивший институт и довольно неглупый специалист по Python, фронтендер (выпускной курс колледжа) и мы с товарищем. Я взял на себя роль продажника, а он руководителя и управленца.
Решили зайти с фриланс-площадок типа Kwork и Freelance (о плюсах и минусах могу рассказать подробнее, если будет запрос). Товарищ подсуетился и нашел несколько заказов «руку набить« среди знакомых. Я же пустился во все тяжкие, оставляя отзывы всем, кого мы могли потенциально потянуть по принципу "главное зацепить, а там на месте разберемся". Таким образом уже в декабре у нас было несколько хороших, жирных заказов на длительную и сложную разработку за адекватные деньги. Плюс к этому в нашу команду вступили старые знакомые, работавшие с тильдой и умеющие в фигму. В общем, помимо двоих абсолютно неопытных дизайнеров, у нас появился монструозный спец по веб-дизайну. Пошел крутой движ, к нам потянулись новые и новые люди, готовые работать бесплатно или за сущие копейки просто ради классной компании и опыта.
Уже к февралю мы имели заказов на полгода вперед (как оказалось), а все произошло из-за лютой недооценки своих сил: один программист, работавший с бэком и интеграциями попросту не успевал выполнять поставленные задачи в срок, а учитывая, что все было в диковинку (все-таки новые проекты), мы зачастую брали на себя ту работу, которую брать не должны. Как итог - сорванные сроки, задержки по выплатам от контрагентов и, соответственно, мизерные зарплаты, а то и несвоевременная оплата. Спасало одно: у моего партнера был бизнес, который приносил стабильный доход и позволял выплачивать хотя бы какой-то минимум сотрудникам за работу. Но о расширении не могло идти и речи. Мне было отдано поручение тормозить с продажами, т. к. надо было раскидаться с тем, что уже есть. В общем, по сути, я несколько месяцев сидел вообще без дела. Большая часть сотрудников начала отваливаться за неимением работы (и, соответственно, оплаты) и из всего пула осталось 4 человека: я, партнер, разработчик и фронтендер, который к тому моменту уже успел получить официальное трудоустройство.
Но работа есть, медленно закрываются проекты, приходят оплаты. Значит, нужно найти свою сильную сторону и ударить туда, приведя клиентов. В идеале — быстрые деньги, чтобы иметь возможность нанимать новых сотрудников. И такой выход был найден: наш убер специалист по веб-дизайну не покинул нас совсем, а лишь перешел на сдельную оплату (есть сайт — договорились об оплате, получили маржу от клиента). Несколько проектов в её исполнении были выполнены быстро, четко и без косяков абсолютно. Решено: нужны сайты на Тильду. Но где их взять? Тех, кто собирает простецкие лендинги на конструкторе пруд пруди, а у хороших спецов свои сайты и реклама настроена. Значит, нам нужен сайт и реклама на этот вид услуг!
Пошукав в сети стоимость подобных проектов (интернет-магазины, многостраничные сайты и тд), нами было принято решение о своей ценовой политике и посчитана допустимая цена клиента (не путать с ценой лида!). Далее мы разместили свой сайт на платформе Тильда и решили найти специалиста, кто сможет по адекватной (как нам тогда казалось) цене привести клиента в данную нишу. И тут меня начала догонять реклама в РСЯ…
О даааа, я оказался не один такой умный, кто пошел рекламировать услуги Тильды в Яндексе! Что касается бирж фриланса, там совсем мрак. Если цена за сайт указана мало-мальски адекватная, то откликов больше, чем очередь в мавзолей. Но большинство заявок выглядят так: «нам нужен сайт НАСА со всеми интеграциями, вот банка сгущенки и могу отзыв написать». Следовательно, поставлять хоть сколько-нибудь качественные заявки оттуда архисложно. Поэтому взгляд пал именно на директ. Учитывая, что есть сайт и есть портфолио — надо действовать.

Я разместил вакансию на должность директолога и начал отсматривать заявки. Ни одного с релевантным опытом мне не попалось по адекватной цене, а доверять и без того не сильно большой бюджет человеку без опыта я был не готов. Те же, у кого был релевантный опыт, за настройку вместе с бюджетом называли цифру, которую мы на данный момент не могли себе позволить. И вот тут до меня дошло: а что если я сам обучусь настройке директа?
Во-первых, набив самостоятельных шишек, я смогу в будущем полностью контролировать процесс рекламных компаний и меня не смогут запутать умными словами и неэффективной статистикой.
Во-вторых, научившись настраивать рекламу, я смогу найти заказчиков из других сфер и пополнить свое портфолио уже как специалист по рекламе.
В-третьих, в отличие от сайтов, которые делаются единоразово, а дальше как пойдет (на CMS зачастую админы вносят все необходимые изменения в сайт и роль разработчика здесь нивелирована), мы получаем прогнозируемую ежемесячную прибыль.
В общем, решено - надо учиться рекламе самостоятельно. Но с чего начать? Начнем с азов - что такое реклама, как она работает и какие правила нужно соблюдать, чтобы не попасть под прицел наших доблестных органов по закону о рекламе.
P.S. не судите строго, первый мой пост, решил немного поделиться наболевшим)
Буду рад конструктивной критике и рекомендациям!

1 комментарий

Короче, понятно: все было хорошо, а стало еще лучше.

Ответить