Бизнес-план: что это такое, зачем он нужен, что входит и как его написать

Если вы хотите начать бизнес, то бизнес-план, это первое с чего следует начать. Бизнес-план — это документ, в котором подробно описываются цели компании и способы их достижения. Бизнес-планы могут быть полезны предпринимателям, стартапам, так и хорошо зарекомендовавшим себя компаниям. Для начинающих предпринимателей и стартапов бизнес-план может иметь важное значение для привлечения потенциальных займов, инвестиций или господдержки. Устоявшимся предприятиям, это может оказаться полезным, чтобы не сбиться с пути и не упускать из виду свои цели. В этой статье я постараюсь подробно объяснить, что должен включать в себя эффективный бизнес-план и как его написать.

Бизнес-план: что это такое, зачем он нужен, что входит и как его написать
Бизнес-план: что это такое, зачем он нужен, что входит и как его написать

Повторюсь, любой новый бизнес должен иметь бизнес-план до начала деятельности. Даже если бизнес не стремится привлечь дополнительные деньги, бизнес-план может помочь ему сосредоточиться на своих целях. Согласно статье в Harvard Business Review предприниматели, которые пишут формальные планы, на 16% чаще достигают жизнеспособности, чем идентичные в остальном предприниматели, не планирующие.

В идеале бизнес-план должен периодически пересматриваться и обновляться, чтобы отражать любые цели, которые были достигнуты или которые могли измениться. Устоявшийся бизнес, решивший двигаться в новом направлении, может создать для себя совершенно новый бизнес-план.

Создание и соблюдение хорошо продуманного бизнес-плана дает множество преимуществ. К ним относится способность продумывать идеи, прежде чем вкладывать в них слишком много денег, и выявлять любые потенциальные препятствия на пути к успеху. Компания также может поделиться своим бизнес-планом с доверенными лицами, чтобы получить от них объективную обратную связь. Кроме того, бизнес-план может помочь руководству компании быть в курсе стратегических действий и приоритетов. Бизнес-планы, даже у конкурентов в одной отрасли, редко бывают идентичными. Однако они часто имеют одни и те же базовые элементы, которые я опишу ниже.

Указать как можно больше подробностей — это хорошая идея, но также важно, чтобы бизнес-план был достаточно кратким, чтобы удержать внимание читателя до конца.

Как написать бизнес-план

Несмотря на то, что в интернете существует множество шаблонов, которые вы можете использовать для написания бизнес-плана, лучше избегать создания шаблонного плана. Пусть ваш план отражает уникальную индивидуальность вашего бизнеса.

Во многих бизнес-планах используется комбинация приведенных ниже разделов с разным уровнем детализации, в зависимости от компании.

Общие элементы бизнес-плана

Длина бизнес-плана может сильно варьироваться от бизнеса к бизнесу. В любом случае, лучше всего уместить основную информацию в документ объемом от 15 до 25 страниц. Другие важные элементы, занимающие много места, например заявки на патенты, можно указать в основном документе и прикрепить в виде приложений.

Вот некоторые из наиболее распространенных элементов во многих бизнес-планах:

  • Краткое содержание: В этом разделе представлена информация о компании и изложена ее миссия, а также соответствующая информация о руководстве, сотрудниках, операциях и местоположении компании.
  • Продукты и услуги. Здесь компания должна описать продукты и услуги, которые она предлагает или планирует представить. Это может включать подробную информацию о ценах, сроке службы продукта и уникальных преимуществах для потребителя. Другие факторы, которые могут быть включены в этот раздел, включают производственные процессы и любые соответствующие патенты, которые может иметь компания, а также запатентованные технологии. Сюда также можно включить информацию об исследованиях и разработках (НИОКР).
  • Анализ рынка. Компания должна хорошо понимать текущее состояние своей отрасли и существующую конкуренцию. В этом разделе должно быть объяснено, какое место занимает компания, на какие типы клиентов она планирует ориентироваться и насколько легко или сложно может быть отобрать долю рынка у действующих игроков.
  • Маркетинговая стратегия. В этом разделе можно описать, как компания планирует привлекать и удерживать клиентов, включая любые ожидаемые рекламные и маркетинговые кампании. Он также должен описывать канал или каналы распространения, которые будут использоваться для доставки своих продуктов или услуг потребителям.
  • Финансовые планы и прогнозы. Существующие предприятия могут включать финансовые отчеты, балансы и другую соответствующую финансовую информацию. Новые предприятия могут предоставить финансовые цели, оценку риску и оценки на первые несколько лет. Ваш план может также включать любые запросы на финансирование, которые вы делаете или планируете.

Лучшие бизнес-планы — это не общие планы, созданные на основе легкодоступных шаблонов. Компания должна стремиться привлечь читателей планом, демонстрирующим ее уникальность и потенциал успеха.

Бизнес-план не является верным рецептом успеха. План, может быть, изначально был нереалистичным в своих предположениях и прогнозах. Рынки и экономика в целом могут измениться таким образом, который невозможно было предвидеть. Конкурент может представить революционно новый продукт или услугу. Все это требует некоторой гибкости в вашем плане, чтобы при необходимости вы могли перейти на новый курс. Важно всегда держать руку на пульсе и при необходимости корректировать план. Новый или быстрорастущий бизнес на рынке с жесткой конкуренцией можно пересматривать ежеквартально.

Бизнес-план может быть полезен компаниям всех видов. Но по мере того, как компания растет и мир вокруг нее меняется, меняется и ее бизнес-план. Поэтому не думайте о своем бизнес-плане, как о высеченном в граните, а как о живом документе, призванном развиваться вместе с вашим бизнесом.

Александра Кочергина | психолог | executive коуч | бизнес-трекер Подписывайтесь, здесь всё о том, как стать успешным и счастливым в современном мире. Ставьте лайки и рекомендуйте друзьям - это важно для нас с алгоритмами, чтобы статью увидело как можно больше хороших людей. Запись на встречу kochergina.expert

Начать дискуссию