Электронная подпись. Что изменится после 1 сентября 2023-го и немножко дайджест для бизнеса

Собрали ответы на самые частые вопросы по новому порядку выдачи сертификатов, который начнет действовать совсем скоро.

Почему директор должен лично получить электронную подпись?

Раньше директор получал электронную подпись, и все сотрудники спокойно подписывали документы его именем. Даже если гендир улетел в командировку в Майями.

Теперь подпись защищена от копирования. Например, руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель использует Рутокен с сертификатом, чтобы подписать контракт в своем ноутбуке. Бухгалтер уже не сможет отправить отчет, специалист по тендерам не сможет войти на портал по торгам — сейчас каждому нужна своя отдельная электронная подпись.

С 1 января 2022 года руководители организаций и ИП за электронной подписью должны обращаться в ФНС и к ее доверенным лицам (согласно поправкам к Федеральному закону № 63-ФЗ).

Для оформления директор должен лично прийти к доверенному лицу ФНС или в налоговую. Квалифицированная подпись — это цифровой вид собственноручной подписи, поэтому подтверждение личности руководителя сотрудниками удостоверяющего центра — обязательное условие.

— Как получить электронную подпись в ФНС?

— Лично обратиться в отделение, предварительно записаться на прием. Перед посещением нужно самостоятельно найти и купить USB-носитель для записи (Рутокен, внешне похожий на флэшку). А также приобрести лицензию на программу КриптоПро для компьютера.

— Как получить электронную подпись у доверенных лиц ФНС?

— Лично прийти в офис удостоверяющего центра. Всю остальную работу за вас сделает менеджер: составит заявление, отправит документы для удостоверения личности, выдаст сертификат ключа электронной подписи сразу на флэшке с предустановленной программой КриптоПро.

Что такое МЧД?

Машиночитаемая доверенность — это электронный аналог бумажной доверенности, буквально файл в формате xml. Где указывают кто кому и какие полномочия доверяет. Директор компании подписывает МЧД своей квалифицированной электронной подписью и теперь у сотрудника появляется право подписывать документы организации. Например, бухгалтер когда будет сдавать отчетность или заверять счета-фактуры, он приложит эту МЧД к пакету подписанных документов.

Когда МЧД станет обязательной?

С 1 сентября 2023 года. Если сроки снова не перенесут.

Еще в конце 2021 года Госдума объявила, что начиная с 1 января 2023 года все сотрудники должны будут в обязательном порядке перейти на новые правила работы с сертификатами. А именно: получить электронную подпись на себя как на физическое лицо, потом получить от директора машиночитаемую доверенность (МЧД).

Но переходный период затянулся.

Основная проблема — госорганы не готовы были принимать новый вид МЧД и обеспечивать бесперебойный доступ к порталам и сервисам. В начале 2023 года только ФНС и ФСС принимали отчеты с подписью физлица.

В результате Минцифры перенесли срок обязательного перехода на машиночитаемые доверенности (МЧД) на 1 сентября 2023 года.

До последнего времени у сотрудников был выбор. Либо работать «по старинке», либо работать по новым правилам: заменить свою подпись на подпись физлица (без указания данных юрлица) и прикладывать к ней электронную (машиночитаемую) доверенность. А теперь мы все должны будем работать по новым правилам.

Нужно ли перед 1 сентября заново получить сертификат?

Если подпись физического лица уже есть (могли получить при покупке недвижимость или оформлении загранпаспорта на госуслугах и так далее), то новая не потребуется.

Что такое сертификат физлица? Он подтверждает, какой именно человек подписал документ. Из личных данных указываются ФИО и email, при этом в документе не прописывается, где человек работает.

Например, бухгалтер может работать одновременно в 3 разных фирмах. Это значит ему нужна только одна своя электронная подпись. И в дополнение к ней 3 разных МЧД от работодателей, чтобы можно было подписывать документы от лица этих конкретных организаций.

Еще больше ответов на вопросы об электронных подписях — в еженедельной рассылке «Бухгалтерские новости для бизнеса».

22
2 комментария

А как создать машиночитаемую доверенность (МЧД)? В какой программе/ресурсе? Куда ее потом направить?

Ответить

Есть шаблон самой МЧД, вы ее просто заполняете.

Где заполнить? Вариантов несколько.
1) На сайте налоговой можно сформировать МЧД
2) В сервисе Контур.Доверенность

Логика такая: сделали МЧД, скачали себе файл, а потом прикрепляете вместе с документами, которые нужно подписать. И отправляете адресату.

Дальше есть ограничения по площадкам. Где-то МЧД уже принимают, на каких-то еще нет (нужно смотреть по конкретной задаче - какой документ вы хотите подписать и куда отправить).

В Диадоке, например, можно просто прикрепить МЧД к договору и отправить контрагенту.

Ответить