Как Pony.ai заработали $8,5 млрд на беспилотных такси и забрали себе зарплату миллионов водителей
Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Куда и зачем Pony.ai бесплатно катал американских чиновников на беспилотных автомобилях, почему департамент транспорта Калифорнии отозвал у роботакси лицензию, что китайские регуляторы запретили основателям, и как во всем этом участвует NVIDIA.
Поисковики и беспилотники
После начавшегося в 2022-2023 годах бума искусственного интеллекта все только и делают, что рассказывают о генеративных языковых моделях и нейронных сетях для создания изображений. Мы решили рассказать о революции, которая происходит у нас под носом, но почему-то не так сильно хайпует — про беспилотные автомобили.
Tesla, у которой своего поисковика пока нет, Яндекс и Google — крутые, но мы сегодня поговорим про других ребят из поисковика. Рассказываем про то, как двое разработчиков из китайского Baidu уехали в Штаты и построили международный стартап с миллиардной выручкой.
Два китайских доктора
Pony.ai — международный стартап с китайскими корнями. Проект основали Джеймс Пэнг и Тянченг Лу.
До того, как стать сооснователем Pony.ai Доктор Пэн проработал в Baidu и Google в течение 11 лет. Он получил степень доктора философии в Стэнфордском университете и степень бакалавра в Университете Цинхуа.
Широко известный в сообществе программистов под псевдонимом ACRush, доктор Лу является 11-летним призером соревнований TopCoder и двукратным чемпионом глобального соревнования по программированию Google Code Jam.
Доктор Лу начал свою карьеру в GoogleX, затем он стал самым молодым инженером T10 в подразделении автономного вождения Baidu. Лу тоже доктор философии и тоже бакалавр из Цинхуа.
Как стартап появился и стал единорогом
Одним из первых в мире начал тестировать беспилотные автомобили поисковик Google. Вернее, его дочерняя компания Waymo, основанная в 2016 году. В России первопроходцем стал поисковик Яндекс, разумеется. Ну и фронтир китайских беспилотных автомобилей двигают выходцы из китайского поисковика Baidu.
В 2016 году бывшие разработчики из Baidu Джеймс Пэнг и Тянченг Лу, которые успели к тому моменты поработать и на Google тоже, запустили свой стартап в Кремниевой долине. Укоренившиеся в Калифорнии, но сохранившие связи с Поднебесной стартаперы смогли уже через год получить разрешение на тестирование своих беспилотников в Штатах и открыли офис в китайском Гуанчжоу.
В период с 2016 по 2020 год Pony.ai привлекла свыше $1 млрд инвестиций от крупных игроков из разных индустрий и стран. В Pony.ai вложились:
- Японская Toyota
- Китайский автомобильный бренд FAW
- Американский венчурный фонд Sequoia Capital
- Китайский разработчик игр Beijing Kunlun Tech
Среди партнеров проекта и другие крупные мировые бренды: Bosch, Hyundai и GAC Group.
О цифрах:
- В 2018 году компания привлекла $112 млн в рамках раунда А от венчурных фондов.
- В 2020 году во время раунда B — $400 млн от Toyota и еще $62 млн от других компаний.
- В 2020 году Pony.ai оценивалась в $5,3 млрд.
- В 2021 году компания планировала провести IPO на нью-йоркской фондовой бирже, но изменила планы под давлением китайских регуляторов.
- По последним оценкам стоимость компании перевалила за $8,5 млрд.
Pony.ai концентрируется сразу на двух направлениях: стартап одновременно ведет разработку и постоянно совершенствует собственное программное обеспечение для беспилотных автомобилей и управляет постоянно расширяющимся парком такси в разных странах.
С 2018 года беспилотники Pony.ai бороздят дороги Гуанчжоу. Сначала меньше 10 роботакси обслуживали небольшую площадь в 50 квадратных километров. Постепенно, доказывая безопасность и эффективность, компания получала от правительства разрешения на расширение зоны поездок.
Разумеется, изначально поездки были лишь де-юре беспилотными — внутри такси всегда находился страхующий водитель. В середине 2023 года в Pony.ai получили разрешение на поездки 17 своих автомобилей на территории в 802 квадратных километра в районе Наньша в том же Гуанчжоу, но уже без присутствия в салоне страхующего водителя.
Теперь пассажир будет единственным живым человеком в салоне во время поездки. Служба безопасности, тем не менее, всегда удаленно контролирует ход поездки и может общаться с пассажиром голосом.
Параллельно стартап развивал американское подразделение и в 2019 году запустил тестирование беспилотных такси в Ирвайне в Калифорнии.
Пандемия коронавируса и все связанные с ней ограничения не просто не подкосили позиции Pony.ai, но и помогли сервису нащупать новые рынки. Во время карантина стартап организовал беспилотную и бесконтактную доставку заказов для продуктового ритейлера Yamibuy. Продукты в рамках проекта развозили 10 внедорожников Hyundai Kona.
Машинам без водителя в Калифорнии было разрешено ездить по определенным маршрутам в будние дни с 10 до 15 часов, когда на дорогах относительно мало машин, и только в ясную погоду. Все шло неплохо, но в октябре 2021 года беспилотник Pony.ai во время поездки во Фримонте при повороте врезался в дорожный знак.
После разбирательств департамент транспортных средств Калифорнии в мае 2022 года отозвал у Pony.ai разрешение на тестирование своих роботакси в штате. Однако неудачи в США в том же году компенсировались успехами в родной для основателей стартапа Поднебесной.
В 2022 году Pony.ai стала первой компанией по производству беспилотных автомобилей, которая получила разрешение на тестирование своих роботакси в Пекине.
В 2023 году компания отчиталась, что ее беспилотники проехали суммарно свыше 20 млн километров, из которых почти 1 млн километров — без присутствия в салоне страхующего инженера. Это как если бы робот без водителя съездил 75 раз из Москвы во Владивосток и обратно. Всего роботакси Pony.ai совершили свыше 200 тысяч платных поездок.
Как работает и где используется
Беспилотники Pony.ai работают как на собственном программном обеспечении, так и на базе системы NVIDIA DRIVE Orin, которая активно наращивает свое присутствие на рынке. Ее же используют многие китайские автомобильные бренды, которые встраивают в свои машины функции помощи водителю.
В Pony.ai делают особый акцент на двух аспектах:
- Разработка собственных ИИ-систем, которые могут взвешенно принимать решения для снижения рисков и быстро реагировать на динамичную ситуацию на дороге.
- Партнерство с городскими властями и другими технологическими компаниями, которое позволит в ближайшие годы создать разветвленную и интегрированную инфраструктуру для развития индустрии беспилотников.
В 2022 году в Pony.ai заявили, что в 2024 году начнут полномасштабное производство беспилотных грузовиков. За счет автопилота цена грузоперевозок будет снижена на 10-20%.
В CNBC считают, что выпустить на дороги общего пользования грузовик будет куда проще, чем легковые роботакси. Причина в том, что грузовики в основном передвигаются по широкополосным автомагистралям, а легковушки совершают короткие, но гораздо более сложные поездки в переполненных пешеходами городах.
Выводы
Ключевые тезисы статьи, которые помогут вам на пути к запуску своего единорога:
- Потрясения на рынке и всевозможные радикальные законопроекты, например ковидные ограничения во время пандемии, могут не только ограничивать, но и расширять возможности для бизнеса. В Pony.ai вовремя поняли, что во время локдауна можно вывести на рынок новый продукт — беспилотную доставку.
- Если вы разрабатываете продукт не для существующего рынка, а формируете рынок сами, например, запускаете беспилотные роботакси в городах, вам следует думать не только о технологиях, клиентском сервисе и конкурентах, но и о законах. В Pony.ai, как и в других подобных стартапах это прекрасно понимали, потому активно лоббировали свои интересы в правительстве.
- Мыслите трансгранично — вполне вероятно, что если бы в Pony.ai не решили выходить почти одновременно и на китайский, и на американский рынок, а выбрали бы только Калифорнию, местные гиганты типа Google их бы попросту задавили. Иногда лучше сфокусироваться на одном регионе, а иногда стоит диверсифицировать свое присутствие.
- Если ваш проект подразумевает преображение городской среды, как шеринговые сервисы по аренде самокатов или роботакси, как в случае с Pony.ai, вам непременно стоит работать в партнерстве с другими игроками рынка и госорганами — потому что вы напрямую зависите от городской инфраструктуры.
Спасибо, что дочитали!
Расскажите в комментах, пользовались ли беспилотными такси Яндекса? Что думаете про дальнобойщиков — они скоро лишатся работы? Как вообще относитесь к тому, что роботы отбирают у людей рабочие места?
Попробуйте корпоративный мессенджер Compass для управления командой из любой точки мира. Для команды до 10 человек сервис бесплатный. Если пользователей больше 10, у нас есть пробный бесплатный период на 30 дней.
Что еще почитать:
- Пока вы громко говорили, он тихо интегрировал: как Zapier добился капитализации 5 миллиардов долларов
- Как заработать 650 млн долларов на ИИ-ассистенте для юристов: история Casetext
- ИИ в бизнесе: как нейросети помогают компаниям и командам
- Методология Lean: что это, кому и как использовать
- Подборка книг про бизнес
- Как найти идею для бизнеса?
Да, я вот считаю, что за беспилотниками будущее! И Самое что приятное - Россия не отстает от технического прогресса) Яндекс уже тестирует беспилотные авто в двух городах! По моему в каком-то из районов Москвы и в Иннополисе под Казанью. Да, это не Калифорния и Гуанчжоу, я думаю площадь работы в этих городах гораздо выше, но все же. Учитывая, что таких технологий больше особо нигде нет - мы отлично держимся
Давайте для начала беспилот внедрим в рельсовый транспорт
Друг скидывал видео с Иннополиса где катался на беспилотнике, выглядит конечно страшновато 😅
"во время поездки во Фримонте при повороте врезался в дорожный знак."- я вот считаю, что это все еще очень рисковое мероприятие
Мухрамад Аглы(имя выдуманное) на мертвом солярисе все равно дешевле чем один месяц работы разраба и лидара для автопилота.
верю, сможем )
Согласен) Прогресс на месте не стоит, тех же роботов доставщиков потихоньку распространяют по городам. В иннополисе были осенью, ездили на беспидотном такси, надеюсь в моем гороже появится по скорее).я б ездил
зимой эти беспилотники бесполезны будут, дороги не чистят, вместо трех полос остается одна)
В комментах боты.
А в такси искусственный интеллект.
Через пару лет: китайцы запустили летающие такси и ховерборды, а Яндекс оснастил курьеров переводчиками.
В виде очков с искусственным интеллектом)
Пишем из будущего, все так и есть 😊
А еще кроссовки сами себя завязывают
Хочу заметить, на это почему-то мало кто обратил внимание, что реально беспилотники очень помогали в Ковид. Доставка лекарств, еды - уже за это можно по достоинству оценить труды этого стартапа) Поэтому я ЗА чтобы он развивался
слава богу что у нас не всегда ковид )
В 20м году вам беспилотник доставлял лекарства? Чтооо? Может, я жила в другой вселенной в это время
Никогда в эту тему не углублялся и даже не знал и не слышал, что беспилотники уже прямо по городам разъезжают. Я думал их пока просто тестируют на полигонах. А в каких странах еще тестируют такое? Помимо России, США, Китая
В России тестируют и на городских улицах, но со страхующим водителем
А так проекты есть в Дубае, Японии, Южной Корее, Австралии и Сингапуре 😊
Комментарий недоступен
Они свои статьи смурф-комментами двигают, чекнул бы модер на ботоводство
Комментарий удален модератором
Тут самый важный вопрос - это безопасность и да, как в статье правильно подметили законодательная база. Хорошо, что у нас в России тоже развивается такое такси - но насколько быстро оно разовьется, учитывая законы? Примут ли их быстро?
Меня больше всего пугает, что для управляемых роботом автомобилей начнут требовать 100%-й безопасности. Не просто преимущества над человеком, пусть и 10-кратного, но чтоб вообще аварий не было.
Тут у всех законодателей возникает вопрос: а какой именно закон требуется принять? Разработчики ходят вокруг да около, но если отбросить все их словоблудие, то им требуется закон который по сути означает следующее: если беспилотный автомобиль из-за ошибок программирования нанесет ущерб в том числе физический (даже с жертвами), то разработчики тут не виноваты. И вообще никто не виноват. Нужно отнестись к такому событию как к стихийному бедствию.
Дальше возникает такая неприятность. Во всех беспилотниках на дороге одна и та же программа. Если беспилотник в какой-то ситуации поубивал людей, то в такой же ситуации другой беспилотник сделает тоже самое. Останавливать весь парк беспилотников, пока ошибка не будет исправлена? Это сильно не выгодно, так как исправление может вестись не один месяц. Смириться с тем, что мы знаем, что беспилотники опасны для людей, а мы ничего не можем сделать? Общество к такому подходу пока не готово.
Еще маленькая загвоздка. Все заверения о безопасности и надежности, происходят от самих разработчиков, их внутреннего убеждения. Предполагается, что они должны дать обществу возможность провести независимое тестирование. Вот только не дают. Почему? Потому что прекрасно понимают, что результаты будут настолько катастрофические, что сильно напугают общество.
Вопрос: Будет ли во всех странах беспилотник стоить дешевле, чем авто с водителем? Вот в Pony.ai заявили, что стоимость снижается на 10-20%. За счет сокращения ЗП водителя - это понятно. НО нужно же еще потратится на все эти датчики, установить их, откалибровать, протестировать и тд.
Это тоже войдет в себестоимость. Будет ли это реально дешевле, чем просто водителя нанять?
На длинной дистанции – дешевле однозначно.
Зависит от того, готова ли компания-перевозчик ждать или хочет получать больше денег "прям ща" 🙃
Конечно будет. Точнее уже. Плюс робот не бухает, не болеет, не слушает шансон, ему не надо спать и он не нервничает и не пишет в телеграм за рулем.
Отличный и очень интересный материал, спасибо) Даже не знала, что беспилотники уже во всю даже без водителей, которые страхуют катаются) Век живи - век учись)
Это конечно все хорошо. В более менее теплых, не снежных и стабильных по климату городах и районах, где хорошо чистят улицы - это сработать может. Но представьте какой-нибудь средний сибирский городок зимой с роботакси 😂
Они там и километра не проедут, застревать бедняжки будут
Застревать будут и обычные авто с водителем, беспилотные такси разве что себя из сугроба вытолкнуть не смогут 🙃
Ну вот миллионы освободившихся таксистов все и поедут в маленькие сибирские городки работать.
Грузовики беспилотные - это тема. Только жалко дальнобойщиков кончено… Лет через 50 похоже и эта профессия канет в лету. Или может быть я просто не так понимаю назначение беспилотного транспорта? Поправьте меня, если что-то не то сказал
Поначалу я думаю их будут грабить, ведь водителя нет, а машина принадлежит злой корпорации которая оставила много людей без хлеба. Почувствуй себя Робин Гудом
Грузовики беспилотники в метели, звучит очень страшно
Это, конечно, тема, но тут проблем пока больше, чем в легковых роботакси.
1. Проект беспилотных фур Google свернули и сфокусировались на пассажирских перевозках
2. Калифорния запретила поездки беспилотных грузовиков без страхующего водителя
3. Arrival все никак не может допилить беспилотные грузовики
Как по мне, участие человека в транспортировке груза - довольно бесчеловечный труд, и даже хорошо что эта профессия исчезнет. А "для души" никто не запретит самому сесть в автомобиль и куда-нибудь поехать, как сейчас не запрещают для души в огороде мотыгой размахивать (хотя раньше в полях фигачила большая часть населения).
Интересно кто эти грузовики заправлять будет? Как они будут парковаться для разгрузки (если это конечно не ПЭК перевозит груз между своими терминалами)?
Идея конечно интересная, и знаю, что у нас уже в двух городах Яндекс активно тестирует свои беспилотники, но блин штука странная и неоднозначная конечно. Одно дело когда ИИ просто ответы в чатике прописывает, а другое - машиной управляет. Как бы несчастных случаев больше не стало. Невозможно на подсознательном уровне роботу доверять - и спокойно быть пешеходом, когда за рулем такси никого не будет..
У ИИ-водителя перед водителем человеком есть главное преимущество – он четко соблюдает правила дорожного движения.
Даже если у ИИ доставка ко времени, и он спешит, он не пролетит на красный, пропустит пешехода, не будет превышать скорость и создавать опасных ситуаций на дороге.
Несчастные случаи с беспилотными авто – это технические неисправности. Они случаются и с людьми за рулем, но мы же их не запрещаем 🙃
Подсознательно может и сложно привыкнуть к тому факту, что за рулем никого нет
Но стоит понимать, что беспилотные машины не могут отвелечься на музыку, смс
У них куча камер по всему периметру, они видят то, что не видят обычные водители. Так что на таких даже безопаснее)
Как думаете, а до нас китайский бренд сможет добраться? Составить конкуренцию Яндексу? Или не пустят..
Китайские электрички уже добрались, уже руссифицировались, возможно и беспилотники доберутся, но кажется что точно не скоро
Не пустят очевидно.
Пока что пугают такие технологии. Насколько это безопасно?
Страшно, очень страшно!
Мы не знаем что это такое, если бы мы знали что это такое, мы не знаем что это такое.
Кстати, а почему вранье про " оставили зарплату миллионов водителей". В тексте указано, что ездят десятки машин
Это пророчество на ближайшее десятилетие 🙃
Комментарий недоступен
хорош, какую хотел аватарку поставить - такую поставил )) Ты же совсем зеленый цвет... получается атака цветовой палитры?
Думаю, ребятам скоро придется выбирать - закрыть стартап или в Китае, или в США
Заскринили, проверим через годик 😉
Неплохой кейс для вашего стартапа
Пусть пробуют)) Так можно 100 лет пробовать
В южной Корее запускают проект аэротакси в настоящее время
Ну что ж, остались ховерборды и самозавязывающиеся кроссовки
правильно, их не жалко )
Какой, блин, «доктор философии»? Phd - это кандидат наук.
Это в РФ кандидат, во многих странах это именно докторская степень.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8#:~:text=%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D1%82%20%D1%83%D1%87%D1%91%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B0,hab.).
Ну так-то к слову. В России уже во всю используют беспилотные танки. Недавно протестировали беспилотный грузовой транспорт по м11 - это важнее, чем какие-то беспилотные такси.
Я узнал кто такой Тянченг Лу, когда занялся спортивным программированием. Этот товарищ решил все олимпиадные задачи в интернете, до которых дотянулся.
https://tco19.topcoder.com/interviews/acrush
После очередной победы на соревнованиях по программированию topcoder у него в ходе интервью спросили: кого он считает сильнейшими программистами на topcoder, и тот назвал наших Petr и Tourist.
Интересно, что минимум 1 млн. таксующих останется без работы - они будут очень недовольны.
НУ че сказать это офигенно
лет через 15. большая проблема в законах-кто будет нести ответственность за дтп и не дай бог если с летальным исходом. строгость закона и неотвратимость наказания.
Комментарий недоступен
Пока это стремная штука, особенно зимой, когда высока вероятность что камера ослепнет от снежно соляной каши.
Откуда этот колхозный перевод "степень доктора философии" ?
В нормальном тексте просто "получили степень" ,phd
Ну не переводится оно как доктор философии, тем более степень - в ИТ