«Яндекс любит предпринимателей — они понимают стоимость ресурсов». Как построить стартап внутри корпорации

Подкаст «Бизнес, роботы мечты» — это клуб предпринимателей, где помогут, если что-то идёт не так; покажут новую цель, если застопорился.

О чём разговор

В новом эпизоде гостем подкаста стал Тембот Керефов — операционный директор сервиса Яндекс.Доставка. И оказалось, что бизнесы Лёши и Ильи как раз в процессе подключения их услуг.

Илью привлекла скорость, а Лёшу — дешевизна. Поэтому они расспрашивали гостя, как достигаются эти показатели, нужно ли им вводить своих курьеров и заменят ли роботы людей. А Саша узнала, каково строить стартап внутри корпорации — меньше ли там конкурентная среда, насколько тебя контролируют и можно ли сделать стартап специально под продажу.

Совладелец и управляющий сети международной франшизы доставки суши «Капибара». Этот год надеется закрыть с 500 000 000 оборота по сети.

Лёша: Я сегодня готовился к встрече и прочитал не одну статью с участием Тембота, в которой он рассказывает то, чем занимается. Но я нифига не понял. Есть такси, есть логистика, есть доставка, есть еда, которую я обожаю, но чем занимаешься ты, я, честно говоря, не понял.

Тембот: Да. Не все в Яндексе понимают, что я делаю, и что делает Яндекс.Доставка, потому что нам 4 месяца. Мы занимаемся этим делом чуть меньше 2х лет, но юридическое лицо Яндекс.Доставка и отдельно оформленный бизнес случился где-то в мае.

История была такая. Я работал в такси года 2 назад. И по компании начала ходить идея, почему бы нам таксистам не доставлять посылки. И я был одним из тех, кто в такси пробовал запустить такой тариф — тариф «доставка», чтобы таксистам доставлять ключи, документики и всё такое. Технически и операционно это никак не отличалось от обычного «эконома».

Так прошло несколько месяцев, пока мы не поняли, что «А» — это большой и классный рынок. И «Б» — если мы не сфокусируемся командой отдельной, которая не занимается вопросами такси, из этого бизнеса ничего не выйдет.
В январе 2020 года я и ещё несколько человек отделились от такси и начали заниматься доставкой. И в прошлом январе мы делали в день 3 000 доставок. Сегодня мы делаем 300 000.

Я — операционный директор Яндекс.Доставки. Занимаюсь я тремя темами. Первое — это все операции и процессы, которые у нас есть. Это то, как всё работает. Второе — это экономика нашего сервиса, с какой стоимостью это работает. И третье — это направление, которое мы называем эффективностью маркетплейса. Это математики и аналитики, которые пишут правила логики и алгоритмы, по которым посылки и курьеры назначаются друг на друга в пространстве и времени.

Предпринимательство внутри корпорации

Соосновательница студии «Заварили» и ведущая подкаста. Оборот — больше 10 000 000 в год.

Саша: Вы же фактически стартап внутри корпорации?

Тембот: Да, фактически так и было. Мы действительно были стартапом внутри корпорации.

Обычно мы в Яндексе любим брать маленькие команды, маленькие стартапы и растить их до больших размеров. Например, есть foodfox. Сервис Яндекс.Еда — это был маленький стартап foodfox. Потом их купил Яндекс, и они стали Яндекс.Едой. У нас история, что мы выросли с нуля.

Саша: А как так получилось? Вы все наёмные сотрудники, как я себе представляю. И тут каким-то образом из этого зарождается бизнес. Для этого нужна чья-то воля, чей-то энтузиазм. Всё, что мы называем предпринимательством.

Как это зерно предпринимательства залетело в Яндекс? Что там произошло? Что за команда у вас?

Тембот: Во-первых, мы в Яндексе достаточно сильно, мне кажется, сфокусированы на предпринимательстве в широком смысле. Это означает, что у нас есть большое количество фаундеров в компании, которые либо начинали бизнесы, либо возглавляли эти бизнесы.

В Яндексе есть очень простая метрика, называется «темп роста». И если ты не растёшь, и если ты не показываешь такие темпы роста, которые говорят о том, что ты станешь большим бизнесом, это Яндексу не интересно. Потому что маленький бизнес можно строить, но, к сожалению, компания не может тратить свой фокус на маленькие бизнесы.

Поэтому первое – у нас большое количество людей, которые хотят делать классные вещи. Второе – они знают, что если это интересная тема, компания их поддержит. И третье – они знают, что если они начнут, и компания их поддержит, и они будут двигаться медленно, то либо этот бизнес будут делать другие люди, либо вообще этот бизнес не случится.

Саша: Прости за прагматичный вопрос. Но поддерживает – это доли, деньги, ресурсы?

Тембот: Это ресурсы в широком смысле этого слова. Это деньги, это люди, это компетенции, связи – всё, что помогает этому стартапу расти. Но при этом что не видно снаружи, а понимаешь только внутри, Яндекс – это большая корпорация. Это не одна большая компания, а много компаний внутри корпорации, поэтому когда ты начинаешь строить бизнес, ты думаешь, что придёшь, и тебе помогут, но на самом деле всё на общих приоритетах и общих понятиях, потому что у каждого свои цели. Да, строятся связи внутри компании, но не то, чтобы все ждут тебя с объятиями и готовы сразу уделить тебе много времени.

При этом среда суперконкурентная. Мне кажется, это один из залогов того, что у нас получается делать сервисы и делать их быстро, что мы понимаем, что внутри конкуренция не меньше, чем снаружи, и стараемся всегда делать как можно быстрее и лучше.

Саша: У тебя раньше был собственный маленький бизнес обувной, а сейчас ты работаешь внутри корпорации. Ты ощущаешь себя предпринимателем, учитывая, что ты не просто работаешь, а руководишь стартапом?

Тембот: Да. Был небольшой бизнес, но это скорее я помогал семейному бизнесу. Я занимался им меньше года. Из этого бизнеса я ушёл с большими личными долгами. И чувства от того, что я потратил там деньги, они у меня кончились, я залез в долги, и что-то там получилось и не получилось, по моим сравнениям не больнее или не хуже, чем чувства, которые я испытываю, строя стартап внутри корпорации. Потому что я в первую очередь оцениваю, насколько нам удалось сделать то, что нам хотелось бы, и что же удалось сделать. Поэтому разочарование или радость от достигнутого у меня почему-то не привязана к тому, кто какой долей где-то владеет.

Более того, что у меня что-то не получается в Яндекс.Доставке, мне кажется, даже ярче проявляется, чем в своём бизнесе, потому что ресурсов и возможностей дают гораздо больше. И хочется осуществлять на самом крутом уровне.

Покупка и продажа бизнеса

Саша: А в чём отличие вашей команды? Много же команд, которые работали над проектами, и это прототип такого маленького бизнеса, и почему-то бизнесами они не становились, а ваш стал.

Тембот: Первое – нужен большой рынок. Второе – нужна невероятно замотивированная и целеустремлённая команда. Если у тебя одного или другого нет, то большой бизнес не выйдет. Бизнес может выйти, но большой – нет. Вот почему у других команд не получается.

Причин много, начиная с того, что просто там, куда они идут, рынка нет. И не то, чтобы наш успех был гарантирован. Мне кажется, что там есть доля везения, ну, и, конечно же, доля нашей хардкорной работы. Я никогда в жизни не работал так много, как в прошлом году. А я в целом много работаю.

Саша: Класс! А если так: я предприниматель и делаю стартап, могу ли я внедриться в Яндекс в качестве наёмного сотрудника, прощупать там почву, а в результате сделать как вы, построить там внутри свой бизнес? Имеет ли это смысл чисто экономически и возможно ли это?

Тембот: Да-да. Конечно же, да. Есть Наталья Шагарина, Она работала в Яндексе, ушла в декрет. И ей не хотелось тратить деньги на продукты питания в таком количестве, которое спрашивают магазины, потому что всегда был где-то другой магазин, который давал скидки на эти товары. И она начала заходить, кажется, на их сайты или ходить ножками и просто собирать скидки, выставленные на продуктовые магазины на районе у себя.

Через какое-то количество месяцев она поняла, что к этому есть интерес и у других мам. Она ещё подговорила несколько своих друзей и знакомых. Подговорила в хорошем смысле. Они начали парсить скидки.

Через несколько лет этот бизнес превратился в «Едадил». Так как она работала в Яндексе и знала там команду, то ли Яндекс сам предложил, то ли она предложила. Мне кажется, было несколько обоюдных обсуждений.

Она сделала бизнес, она продала его Яндексу, вернулась в Яндекс и продолжила делать бизнес там. Причём большой бизнес. Можно приходить, никто не запрещает. Более того, недавно у нас было внутреннее обсуждение. Устроили конкурс международных идей. Так как мы сейчас делаем большое внимание на то, чтобы делать международный бизнес в Яндексе, есть процесс: ты можешь принести идею, если она кому-то покажется интересной, классной и амбициозной, иди и делай.

Один из основателей парфюмерной сети «Библиотека ароматов» и онлайн-платформы Biblioteka.shop. Оборот в прошлом году — 130 000 000.

Илья: А я слышал про Яндекс такие истории, что если Яндекс не договаривается с фаундарами, они занимают достаточно агрессивную позицию и просто копируют перспективный бизнес, который, как они считают, стоит свеч.

Тембот: Да, со стороны фаундера действительно так может показаться.

Как это устроено. Яндекс заинтересован в быстром развитии каких-то сервисов, идей и т.д. При этом абсолютно подавляющее количество бизнесов на рынке стали бизнесами не из-за идеи, а из-за реализации. На самом деле, реализация – это 99% любого успеха, как мне кажется.

И когда Яндекс спрашивал тебя, как лучше всего и быстрее всего выйти в какой-то бизнес-сегмент, иногда ответом на этот вопрос кажется покупка готовой компании. Это мнение не централизованное одного человека в компании, это мнение той команды, которая продумывает, как бы им туда поскорее выйти. И эта команда приходит к акционерам Яндекса и говорит: "Я хочу купить этих ребят, этих фаундеров, чтобы быстрее туда зайти». И классическая реакция Яндекса – это на самом деле не «покупайте», а «зачем нам это нужно».

Есть большой челлендж команды, потому что все хотят в Яндексе кого-то купить быстро. Это такой мейнстрим у нас. И тебе объясняют, что на самом деле покупка, возможно, не лучший вариант, возможно, не самый быстрый вариант и т.д. Часть команд с этим не соглашается и продолжает процесс обсуждения сделки. Им говорят: «Хорошо, но это ваша ответственность». И начинается обсуждение. И на этом этапе возникает большое количество вопросов, преград, разночтений и т.д., из-за которых сделка не случается.

Я не понимал почему, но я знал, что сделки не случаются, пока в этом году, в конце мая я не пришёл также к акционерам и не сказал также «Я хочу купить компанию». Первый раз в Яндексе. Небольшую относительно компанию, но за значимые деньги. На что мне, конечно же, сказали, что я потрачу больше времени и усилий на покупку, интеграцию и совершение сделки, чем если бы я делал сам. Во что я, конечно же, не поверил и сказал, что я самый умный и купить – это самый быстрый способ. И мы пошли делать сделку с действительно не самой большой компанией. Спойлер: октябрь, и мы отказываемся от сделки по большому количеству причин.

Саша: А какого рода причины?

Тембот: Суть всех причин сводится к тому, что самому строить быстрее, чем с другой командой. Под этим решением, под выводом, что ты можешь построить быстрее, может лежать большое количество юридических, организационных и прочих рисков, блокеров, вопросов и т.д.

Ты не видишь их с берега, особенно если ты никогда не делал сделки. И на самом деле вопрос денег там является одним из вопросов. И если и главный, то далеко не единственный важный вопрос. И ты думаешь: «Хорошо, если я сейчас продолжу сделку, пройдёт какое-то количество месяцев на то, чтобы добить DueDil, структуру сделки сделать, начать интеграцию, покупку и т.д., и вот мы приземлимся в июнь 2022 года.

Вопрос: является ли это самым быстрым путём? Если ответ «нет», то покупать не надо. Если ответ «да», то можно покупать.

Алексей: А можешь сказать к примеру… Ты говоришь, под этим дном кроется причина. Можно 1-2 прямо предметно?

Тембот: Яндекс – публичная компания. Она оценивает компании, которые покупает, вдоль и поперёк, и оценивает все риски, которые там могут возникнуть.

Например, есть риск интеграции корпоративной культуры, потому что это на самом деле в мире является самой большой причиной.

Самая большая причина неуспешных сделок в мире по статистике любой консалтинговой компании — это несовпадение команд. Потому что ты покупаешь команду. Обычно ты покупаешь её для софта, для процессов. И обычно там много самописного, много самобытного. И для того, чтобы ты это переиспользовал, масштабировал и начал продавать наружу, нужно всё это сильно поменять.

Для того, чтобы это сделать, не то, чтобы эти люди понимают или же живут в той же системе координат, что и ты. Поэтому ты такой смотришь: ок, у них система IT-шная, например, написана на таком-то языке, которого у нас нет, мы хотим её масштабировать на порядки и сделать публичной наружу, нагрузить её, значит, нам нужно быстро нанять какое-то количество десятков людей, которые пишут на том языке программирования, который у нас не поддерживается.

Нам нужно сынтегрировать эту костыльную штуку с нашими системами, потому что у нас очень сложный информационный бизнес, и ты начинаешь считать, с какой скоростью ты наймёшь разработчиков в компанию с сильными тимлидами, которые поймут тот язык, который есть в компании аутсорсере, и одновременно поймут legacy backend, который есть у тебя, смогут это сыинтегрировать, параллельно не развалив всё, и параллельно с этим ты должен выполнять цели агрессивные по росту бизнеса. И ты начинаешь задумываться «Блин, а может я просто сам быстрее напишу со своими разработчиками?»

Уроки большой компании для предпринимателя

Илья: Если бы ты сейчас ушёл в свободное плавание, Яндекс даёт очень правильный майндсет в плане того, как оценивать рынок, формировать команду. Вот на какие 5 столпов стоит ориентироваться, если ты лончишь стартап?

Тембот: Могу не 5, а 3. Первое, с чем бы я сейчас строил свою компанию, это с пониманием, что ресурсы –это классно. Я бы не стеснялся фандрайзить. То есть это мысль о том, что можно делать быстро большие темы.

Второе – что даже если фандрайзинг будет, есть и будет, не полагаться на эти деньги и всё-равно стараться делать этот бизнес с позитивной юнит-экономикой, не полагаться, что деньги заткнут все дыры и с самого начала понимать, есть ли точка сходимости, где она находится и как её свести. У нас был больной период, когда мы начали не с самой адекватной юнит-экономики, и был болезненный процесс, когда мы переходили к положительной юнит-экономике. Для нас это важно.

Третье. Возьми людей, для которых это будет суперкрутой возможностью и которые горят делать этот бизнес. Люди, мне кажется, это самое важное, и команда – это самое важное, потому что они всё делают.

Саша: Собираюсь спрашивать у тебя совет о том, как строить стартап. Но прежде чем это сделать, я хочу зонтичный вопросик тебе задать. Очень часто мы предприниматели смотрим видосы с конференций Яндекса или какие-то статьи о том, как правильно делать бизнес, от людей, которые работают внутри Яндекса. Хочешь стать Яндексом, делай как Яндекс.

Но есть нюанс. Совершенно другие масштабы, совершенно другое финансирование. Вопрос мой такой – имеет ли смысл малышам учиться у Яндекса? И есть ли границы у этого? Есть ли какое-то «но»?

Тембот: Не считаю, что если ты хочешь делать бизнес, то ты должен его делать как Яндекс. Всё-таки Яндекс – это экосистема, это бренд, это большое подспорье на старте, которого у стартапа, конечно же, нет. Один лишь вопрос маркетинга в Яндексе снимается названием или часть вопросов снимается названием.

Экосистема – это очень мощная штука. У нас есть, например, ЯндексGo. Раньше это было Яндекс.Такси, приложение Яндекс.Такси, и там сидели миллионы пользователей. Туда прорастили кнопочку, которая называется «Яндекс.Еда», и о Яндекс.Еде и о команде Яндекс.Еды узнали миллионы людей единомоментно. Такого маркетинга стартапу просто не получить. Потом внутри Яндекс.Еды появилась кнопочка, которая называлась «Лавка». И все такие «Что? Продукты питания?».

Что можно подсмотреть? Это то, что если мы обычно строим бизнес, мы верим, что они случатся, мы вкладываем туда ресурсы и идём агрессивно в эту сторону.

Саша: Меня вот эта штука с агрессивностью ужасно заинтересовала, потому что мне кажется, что поскольку у меня не было опыта руководства какой-то компании, которая с очень маленького размера быстро и маленькими ресурсами росла, поэтому мои шаги как предпринимателя всегда очень аккуратненькие. Типа: ну, здесь подкрутим 5%, здесь 10%.

Тембот: Агрессия – это мой самый главный вывод из строительства стартапа в Яндексе.

Саша: А в чём она заключается? Можешь кейсы рассказать?

Тембот: В марте прошлого года мы доросли до 5000 посылок в день с января. С 3000 до 5000 в марте. В стране случилась пандемия, и людей начали сажать по домам. И у нас внутри возникла встреча, на которой мы обсуждали, что делать (А) с бизнесом доставки во время пандемии, (В) с бизнесом Яндекс.Еды во время пандемии, когда людей сажают по домам и (С) с таксистами, которые потеряли часть заказов. И кто-то в компании сказал, что «давайте мы быстро выйдем во все города с таксистами, с доставкой на такси».

Я сказал «А что такое быстро?». И они сказали «6 недель». А тогда Яндекс.Еда была представлена в 30 городах. И я сказал, что «Вообще-то 30 городов за 6 недель – это быстро даже по нашим меркам, потому что тебе нужно обеспечить десятки тысяч таксистов термокоробами или термопакетами». Делать это во время пандемии, когда все сидят по домам и Роспотребнадзор бдит – сложно. На что мне сказали: «Да, но не 130 городов, а 110». Мы за 6 недель оснастили, передали 75000 таксистов термопакеты и термокороба и запустили доставку из ресторанов в 109 городах России.

Саша: А за счёт чего? Вы придумали какой-то лайфхак? Или вы просто не спали?

Тембот: Там есть действительно лайфхаки. И мы действительно не спали. Я работал, мне кажется, по 18 часов в день без перерывов всю пандемию, особенно в её острую фазу, потому что действительно есть классные задачи, и ты понимаешь, что ты строишь бизнес на глазах.

Саша: А вот на счёт лайфхаков. Какой-то пример изобретательности, когда вы не деньгами, ресурсом и неспанными ночами заваливали проблему, а придумали какой-то хак?

Тембот: Вообще-то невозможно бессонными ночами и часами заваливать любую проблему. Так что не то, чтобы это рецепт от любой проблемы. Лайфхак: как 75000 таксистов в России оснастить термопакетами и термокоробами, потому что (А) их 75000, (В) они в 109 городах, (С) термокоробов в России нет.

Лёша: Это невозможно.

Тембот: Да. При этом у нас в такси бизнес основан на партнёрах. Это децентрализованная система. Есть таксопарки, и их тысячи. И ты сидишь и обсуждаешь, как решить невозможную задачу.

На самом деле, тебе не нужен термокороб. В законе написано, что нужна термоёмкость, которая соответствует каким-то стандартом. Есть старое проверенное решение – это термопакеты из фольги. Термопакеты из фольги есть в любом продуктовом магазине России. Но ты не можешь их пойти и купить, поэтому ты делаешь так, чтобы те же водители такси купили их за тебя.

И ты даёшь им какую-то мотивацию это сделать. Ты можешь это сделать в деньгах, а можешь это сделать в каких-то плюшках для системы.

Особенно когда пассажиров стало меньше, и водители такси потеряли часть доходов, они тоже заинтересованы в этом. Поэтому одно такое решение «пусть таксисты покупают в продуктовых магазинах, а мы поможем загрузить их заказами» решает эту проблему на корню.

Это идея пандемии, когда нам надо было за такое время сделать этот бизнес. Дело в том, что за 6 недель этот процесс не прекратился, потому что (А) есть рост бизнеса, ты должен ещё больше обеспечивать водителей такси, а во-вторых, в такси и в целом в курьерском бизнесе есть retention исполнители, они уходят и т.д. И ты стараешься каким-то образом делать бизнес, обеспечивая пакетами. И сейчас мы разместили такое большое количество заказов, коробов, что мы уверенно себя чувствуем.

Вы прочитали краткую расшифровку 7 эпизода подкаста «Бизнес, роботы, мечты». Послушать весь выпуск можно по ссылке:

Расскажите нам о своём бизнесе. Какие отличия вы заметили от найма? Создавали ли вы стартап под продажу?

Мы с удовольствием читаем все комментарии и пытаемся разобраться в сложных вопросах о бизнесе вместе :)

2222
7 комментариев

Яндекс обожает предпринимателей, особенно небольших. Именно поэтому для них сервисы такси и доставки стоят примерно на 30% дороже чем для физлиц, а для того чтобы пользоваться их геосервисами необходимо минимум 120 000 за год заплатить

7
Ответить

Вы не понимаете, это другое.

4
Ответить

Да они знают как убить малый бизнес, конкурентов, и заменить их таджиками исхемами уходи от уплаты налогов

Ответить

Круто, что Яндекс, грубо говоря, стал такой большой системам благодаря внутренним стартапам. Вот интересно, сколько же было стартапов, которые отправились на "кладбище" и какие они были?

2
Ответить

В аудиоверсии Тембот, кажется, рассказывал подробнее про это. В статье есть такой кусок про другие стартапы и почему они не взлетают:

«Первое – нужен большой рынок. Второе – нужна невероятно замотивированная и целеустремлённая команда. Если у тебя одного или другого нет, то большой бизнес не выйдет. Бизнес может выйти, но большой – нет. Вот почему у других команд не получается.»

Не всем инсайд-стартапам удаётся найти именно рынок и аудторию. Для Яндекса «большой рынок» это действительно БОЛЬШОЙ. Точное количество таких стартапов он не называл, но, мы уверены, их очень много.

Ответить

Так, а если вы сберу хотите долю продать?Как это будет происходить?

1
Ответить

А чего хорошего если корпорации злоупльребляющей монополным положением на рынке поиска дают лесть во всё сегменты... Ау антимонопольная служба ты где? А.. Понятно в жо..е.. Есть ровные и ровнее :))) слышал слышал про золотую акцию в офшорах которую Путин обсуждал

1
Ответить