А нужна ли своя разработка? Поговорили с командой Chibbis — вторым по масштабу фудтех-агрегатором в России

Как выжить в маркетинговых войнах с Яндекс.Едой, почему не стоит повторять за Dodo Pizza и как пройти долину фудтех-смерти — обсудили индустрию доставки еды с ко-фаундером и СЕО Chibbis Сергеем Спиро и директором по маркетингу Александром Якимцом.

А нужна ли своя разработка? Поговорили с командой Chibbis — вторым по масштабу фудтех-агрегатором в России

В последние три года мы в агентстве Alto активно разрабатываем решения для фудтеха. Экспертиза в сервисах доставки еды растет, как и желание разобраться, что происходит на рынке.

Для этого мы решили провести исследование: проанализировать технологии 2000 сайтов доставки еды по России, сравнить стоимость решений и взять комментарии у крупных игроков рынка.

Одним из экспертов стала команда Chibbis, которая развивает второй по величине сервис доставки и единственный крупный прибыльный фудтех-проект в России.

Мы поговорили с Сергеем Спиро и Александром Якимцом о том, как устроен их IT-продукт изнутри и что выбирать рестораторам — агрегаторы или разработку собственного сервиса? Интервью получилось настолько открытым и интересным, что мы решили рассказать о нем в отдельной статье.

Как построить прибыльный фудтех-агрегатор в России

Секрет простой — нужно запускать сервис там, где нет Delivery Club и Яндекс.Еды. Команда Chibbis осваивала в первую очередь города с населением в 100–800 тыс. человек: Архангельск, Северодвинск, Мурманск, Псков, Чита и др. В долгосрочной перспективе это позволило проекту выжить, поскольку основатели, Сергей Спиро и Роман Копнин, запускали Chibbis на свои деньги без инвесторов.

Сейчас Chibbis есть в 190 городах, в том числе миллионниках, хотя масштабирования там пока не планируется — в них давно закрепились крупные игроки вроде Яндекс.Еды, а выиграть у них маркетинговую войну практически невозможно.

Поэтому команда Chibbis работает по стратегии американской торговой сети Walmart — о ней знают все, хотя их магазинов до сих пор нет в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе.

Вторая стратегия, благодаря которой удаётся свести юнит-экономику — отказ от курьеров. По мнению Сергея Спиро, в мире нет компаний, которые смогли бы выйти в плюс с бесплатной доставкой. Чтобы сохранять инвестиционную привлекательность, курьеры Chibbis есть только в Архангельске и Северодвинске, где сервис запустили впервые.

Я был на обучении, где ребята из Яндекса рассказывали о своей юнит-экономике. У них себестоимость доставки примерно на 30% больше, чем сумма, которую им платит ресторан. Пример: с заведения берут 180 рублей (именно за доставку, а не за генерацию заказа), а курьер стоит 230 рублей. Недостающие 50 рублей они доплачивают из комиссии за генерацию заказов, чтобы субсидировать доставку.

Александр Якимец, директор по маркетингу Chibbis

На рынке фудтеха есть запрос на сильный Chibbis сразу с трех сторон:

  • фудтех-гиганты. По словам Сергея Спиро, команда Яндекса сама признавалась, что держит за Chibbis кулачки — чем он круче и больше, тем меньше их трогает ФАС.

  • пользователи. В Chibbis 95% заказов доставляют бесплатно, и 75% — с бесплатной едой по программе лояльности «Еда за баллы». Это большое преимущество перед Яндексом и Маркет Деливери с платной доставкой.

  • рестораторы. Грамотные рестораторы понимают, что вести дела с монополистом вроде Яндекса — это затягивать себе петлю на шее, которой он постепенно их задушит.
<i>«В рамках Садового кольца и рекламы по ТВ кажется, что жёлтые и зелёные человечки везде. Но на самом деле свои курьеры у Яндекс.Еды и Delivery Club есть только в половине городов присутствия.» — Сергей Спиро</i>
«В рамках Садового кольца и рекламы по ТВ кажется, что жёлтые и зелёные человечки везде. Но на самом деле свои курьеры у Яндекс.Еды и Delivery Club есть только в половине городов присутствия.» — Сергей Спиро

Как разработать IT-продукт для агрегатора

Переход на новые технологии. IT-платформа Chibbis закладывалась в 2013 году, когда еще ребята не понимали, какие мощности им потребуются. Два года назад они столкнулись с тем, что систему сложно обновлять и поддерживать из-за устаревшего стека, на котором осталось не так много разработчиков.

Также разрослась внутренняя инфраструктура: личный кабинет партнера, админка, приложение. Плюс — растет нагрузка: каждый год в Chibbis оформляют на 70% больше заказов. Сервис пока не считается highload-проектом, но приближается к этому. Поэтому команда приняла решение перейти на микросервисную архитектуру, и за два года монолит распилили на 60 сервисов.

Переход на новые технологии совместили с обновлением дизайна сайта и ребрендингом логотипа:

<i>Старый дизайн сайта</i>
Старый дизайн сайта
<i>Новый дизайн сайта</i>
Новый дизайн сайта

Обновление продукта: быстро или без багов. В Chibbis придерживаются подхода «Лучше подольше потестировать», хотя пришли к нему не сразу. Ребята признались, что ещё три года назад торопились выкатывать новые релизы, из-за чего возникало много багов. Со временем они поняли, что положительный эффект от релиза не настолько мощный, чтобы стараться выкатить его как можно быстрее.

Если релиз затянется на две недели — сервис от этого не потеряет, зато не будет критичных багов, а значит, конверсия не упадёт, пользователи не уйдут к конкурентам и не оставят негативные отзывы.

Мы уже разбирали в нашем блоге, в каких случаях стоит использовать ручное тестирование, а в каких — автоматическое и приводили реальные кейсы.

Работа с гипотезами. Есть компании с подходом «Надо тестировать ВСЕ», вплоть до того, какую кнопку ставить — красную или жёлтую. Однако это занимает много времени и ресурсов разработки. В Chibbis действуют по-другому: тестируют одну гипотезу, чтобы выявить закономерность в поведении пользователей, после чего многие другие гипотезы отпадают сами собой.

Так в Chibbis наработали большой пул успешных и неуспешных гипотез, что помогает сразу спроектировать удобный дизайн. Но команда не перестаёт генерировать и проверять новые гипотезы, особенно после обновления сайта: поведение пользователей изменилось и сейчас важно выяснить, почему, например, в новой и старой версии сайта доля первых заказов с едой за баллы различается.

Во время акселерации во ФРИИ наша проблема была в том, что гипотез было очень много и нужно было их приоритизировать. Мы обгоняли другие команды, потому что каждую неделю тестировали не пять гипотез, как предполагалось, а 10-20. Сейчас все необходимые гипотезы протестированы и уже не осталось принципиальных моментов, в которых бы мы сомневались.

Сергей Спиро, ко-фаундер и СЕО Chibbis
<i>«Как выпускники акселератора ФРИИ, мы адепты HADI-цикла» — Сергей Спиро</i>
«Как выпускники акселератора ФРИИ, мы адепты HADI-цикла» — Сергей Спиро

Когда гастробизнесу нужна IT-система

По мнению Сергея Спиро, своя IT-система в доставке еды — очень дорогой балласт. Для многих этап её разработки и поддержки становится «долиной смерти». Та же Dodo Pizza вложила за последний год больше миллиарда рублей в свою IT-инфраструктуру. Но Фёдор Овчинников строит огромную IT-компанию и франшизу, а локальные рестораны смотрят на него и думают, что им тоже нужен свой сайт и разработчики, а агрегаторы не нужны.

Если строить масштабную фудтех-сеть, инвестиции в IT, скорее всего, окупятся, но для пяти суши-баров это — убытки. Небольшим игрокам лучше покупать франшизу или заходить на агрегатор, где вся IT-система уже готова и её не нужно поддерживать своими силами.

Всё идёт к тому, что мы будем жить через агрегатор — мы уже так живём: отели через Booking, квартиры на Циан, такси в Яндексе. Агрегатор — это некая полка, и если компания на ней есть, то аудитория с большой вероятностью возьмет её продукт.

Сергей Спиро, ко-фаундер и СЕО Chibbis

Александр Якимец считает, что в первые два–три года сервису доставки не стоит тратиться на IT в принципе — лучше все деньги вложить в рекламу и качество продукта. Многие доставки в формате dark kitchen (без посадочных мест) принимают заказы через группу «Вконтакте» и нормально работают даже без сайта.

Если всё-таки хочется собственной разработки в фудтехе, то можно продавать свою IT-систему независимым игрокам. Так сделали, например, в «Сушкоф и Пицца» — сети ресторанов на Урале.

Чтобы окупить затраты, «Сушкоф» начал продавать свои IT-продукты другим доставкам, но это уже совершенно другой бизнес. Поэтому Сергей Спиро считает, что собственная разработка нужна, если есть намерения строить франшизу или продавать свои IT-решения.

<i>«Ещё несколько лет назад выручка всей нашей сети была миллиард, а сейчас мы столько же инвестируем в IT» — Арсений Васильев, СЕО Dodo Engeneering, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FbJRDrCQfWoE&postId=856153" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">на съезде партнеров и менеджеров Додо 2023</a>.</i>
«Ещё несколько лет назад выручка всей нашей сети была миллиард, а сейчас мы столько же инвестируем в IT» — Арсений Васильев, СЕО Dodo Engeneering, на съезде партнеров и менеджеров Додо 2023.

Мы в Alto считаем, что своя разработка нужна, когда есть планы:

  • запустить франшизу,
  • выделять ресурс на развитие сильного бренда,
  • продавать свои IT-продукты небольшим сервисам,
  • создать масштабную фудтех-сеть и нужно заложить ее фундамент.

По нашему опыту, собственная IT-инфраструктура и готовность вкладывать ресурсы в развитие бренда доставки, повышает лояльность клиентов. Об этом мы рассказывали в кейсе: «Как разработка мобильного приложения помогла увеличить коэффициент удержания пользователей».

Чтобы узнать, на каких технологиях строится фудтех в России, читайте наше большое исследование, которое выйдет в октябре.

В нём мы проанализировали работу 2000 сайтов доставки еды, от Dodo Pizza до небольших локальных заведений. Взяли интервью владельцев фуд-бизнеса и добавили выжимки из исследований поведения покупателей.

Также подписывайтесь на мой телеграм-канал. В нём я анонсирую статьи, рассказываю о работе в digital и делюсь итогами исследований.

1818
7 комментариев

Иван, хоть разработка у нас вторична в пуле услуг, но будем с нетерпением ждать вашего исследования.

1
Ответить

Готовим, спасибо!

Ответить

Лучше бы рассказали как найти курьеров адекватных и работать по красоте без своего штата на тачках. Только Яндекс.доставка ? Аналоги есть?

Ответить

Достаточно много компаний по логистике последней мили. По отзывам участников самое главное во время следить, когда они запланируют закрыться и объявить банкроство

Ответить

А вы кроме Я.Доставки ничем не пользовались?

Ответить

Этот продукт для еще одного агрегатора, а не для ресторанных компаний?

Ответить

Этот продукт — агрегатор

Ответить