Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Первый опыт. Как веб-студия создавала «личный проект». С какими проблемами сталкивались, какие интересные фишки реализовали и какие выводы были сделаны.

Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Как возникла идея создать свой проект?

Как и в любой студии, так и у любых руководителей бывают выгорания. Когда устаешь от разных заказчиков, от их капризов и переменчивого настроения. А иногда просто бывает, что устаешь от рутины и однотипных задач.

После недолгих обсуждений и поиска проблем, пришла идея создать собственный проект. Который можно будет развивать, внедрять свои идеи и самое главное, на котором можно будет хорошо заработать.

Выбирали тематику, которую масштабируется. Нам очень нравились сервисы доставки еды и формат их работы. А так же сильно вдохновлялись маркетплейсами. Своего рода проект в формате доставки (агрегатора) с элементами маркетплейса. Зарабатывать мы хотели комиссией. Для начала 10% от суммы заказа.

В итоге, пришла идея сделать «доставку цветов и подарков».

Объясню почему мы выбрали данную тематику:

  • Прежде чем создавать проект, мы провели небольшую аналитику на спрос проекта. Встретились с владельцем цветочного магазина, выяснили проблемы и договорились с ним, что подключим его одним из первых. Ответ был положительным. Мы загорелись еще больше. (Но по итогу после запуска проекта он дал «заднюю» 😁)
  • В прошлом, в нашем регионе, менталитет был такой, что было стыдно ходить с цветами по городу (да да). Поэтому мы хотели решить это – внедрив доставку.
  • Так как сфера доставки еды была очень насыщенна конкурентами, мы хотели отстраниться и выбирали другой продукт, опираясь на спрос в вордстате. И спрос на данный сервис по всей России оказался достаточно большим.
  • Тематика цветов и подарков - это эмоциональная тематика. Нас очень мотивировало то, что проект будет дарить людям положительные эмоции.
  • Цветочный бизнес активно продвигался в нашем регионе, в социальной сети (запрещенная организация). Мы хотели предлагать магазинам использовать наш сервис и размещать ссылку в шапке профиля на их личную страницу магазина, чтобы у них всегда был актуальный каталог доступных цветов. Это облегчало бы поиск цветов с фильтром по цене и категориям.

На момент аналитики, средний чек в цветочном магазине был 1500-2500. Возьмем среднюю цену 2000. С одного заказа мы могли получать 200 рублей. На тот момент, казалось что это круто. Как обычно и бывает в фантазиях, представляем себе, что мы сможем достичь 100 заказов в день. 100 заказов * 200 = 20 тыс. в день. 20 тыс * 30 дней = 600 тыс. в месяц. Но как это обычно и бывает - фантазии остаются фантазиями. Пойдем дальше

Название и логотип

Выбрали название спустя несколько дней после запуска идеи. Остановились на варианте Volica. Читается легко, выглядит красиво, запоминается. Затем под него нарисовали логотип с использованием кораллового цвета. Из буквы "C" - сделали лицо девушки, символизирующее радость, т.к. "конечная" аудитория - это девушки.

Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Дизайн

Дизайн рисовали примерно месяц. В виде референса использовали Flowwow. Как по мне получился очень приятный дизайн. Старались делать большой упор на UX, т.к. аудитория максимально "старомодна". Получилось порядка 17 страниц.

Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Набросали небольшой UI-kit

Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Верстка

Затем приступили к верстке. Верстали под 3 разрешения – десктоп, планшеты и мобайл. Хотя можно было планшет и не брать в работу. Верстка проекта заняла так же, месяц работы.

Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Программирование

Следующий этап - разработка. Тут были сложности, за счет большого функционала и множества логики, это заняло около 2 месяцев. В эту часть работ так же входила генерация правильных SEO тегов в зависимости от выбранного города и выбранной категории. Это была одна из самых интересных задач, так как от нее напрямую зависел трафик и продажи. Итого разработку ушло 4 месяца активной работы. Стек около-стандартный: PHP (Laravel), MySQL, SASS, VanillaJS.

Первые подключения магазинов

Это был первый опыт холодных продаж «в лоб». Мы открывали карту в 2ГИC, вбивали «Цветочный магазин» и ходили по всем магазинам подряд. За первый месяц работы мы смогли подключить 13 магазинов в одном городе. Среди них цветочные магазины и магазины десертов (клубника в шоколаде). Это был очень крутой и новый опыт для нас. Даже стали читать книги по продажам, чтобы улучшить этот скилл)) Только к сожалению, активных осталось только 8. Остальных заблокировали за пассивную работу.

Если коротко, то предложение было в формате: «Мы разработали новый сервис по доставке цветов и подарков. Предлагаем подключиться к нам, вы будете получить больше заказов за 10% от стоимости букета. Просто даете нам информацию по ассортименту, а мы будем направлять вам заказы по ним». В большинстве случаев, люди охотно подключались.

В первое время, заполнение магазинов мы брали полностью на себя, так как люди не умели пользоваться сервисом и не знали его. Хотя было все достаточно просто и удобно, даже с телефона. Требовали фотографии, название, состав и стоимость. Сначала было тяжело, но потом люди стали привыкать и уже сами стали управлять своим ассортиментом.

Первые заказы

После того как магазины подключены, мы настроили и запустили контекстную рекламу по нашему городу. К удивлению стоимость контекста была очень низкой. На 70-80% трафика, стоимость клика была 3-15 рублей. По каким-то определенным запросам, конечно стоимость могла достигать и 30-50 рублей. Но мы понимали, что с такой ценой клика, нам это будет невыгодно. Оставляли компании только с дешевыми кликами.

Первый заказ к нам пришел 17 июля 2021 года на сумму 1500 рублей. А потратили на тот момент (насколько помню, могу ошибаться) около 20 рублей. Мы сразу же звоним в магазин и спрашиваем, вы получили заказ? Обработали? Все ли успешно? В ответ получаем – да, заказ выполнен. Сколько же было счастья))

Первые 130 рублей с проекта (с учетом затрат на рекламу). Теперь у нас грандиозные планы 😅

Далее поступил заказ на сумму 10.000 рублей. То есть потенциально мы могли заработать с него 1.000 рублей. Но к сожалению, заказ отменился. Уже не помню почему.

Далее пошли успешные заказы в диапазоне 1200-2100 рублей и вслед за ними начались первые проблемы.

Первые и основные проблемы

Проблема магазинов №1. Ответственность.

Не знаю почему, везде ли так, но наши люди не ответственны. По каким-то причинам, магазины которые успешно обрабатывают заказы – начинают их пропускать. При попытках выяснить, что случилось, мы никогда не получали внятного ответа. То они заняты, то говорят, что к ним заказ не пришел, то у них нога заболела, то настроения нет 😁

В общем стали появляться странные причины, с которыми мы стали активно работать. Стали следить за заказами снова вплотную. Как только заказ поступает, сразу связываемся с магазином и говорим принять заказ. Снова все хорошо, заказы идут и обрабатываются. Как только перестаем контролировать - ситуация повторяется.

Как выясняется, часто в магазинах сидят не владельцы, а администраторы/продавцы. Обычно им не ставят KPI который зависит от продаж. Поэтому не в их интересах активничать и наращивать продажи. Даже был забавный случай, когда нам говорили, что заказы не приходят. Хотя у нас была система оповещений по звонку. Робот звонил магазину и говорил о новом заказе. А мы в свою очередь можем прослушивать эти звонки. Таким образом мы несколько раз ловили их на «обмане». Когда говорят что заказа не было, а по факту есть доказательства контакта.

Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Проблема магазинов №2. Качество.

За время работы мы получали немало жалоб на качество продукции. Причем, самое обидное, что все эти жалобы выслушивали мы сами. Так как люди не понимают, что мы всего лишь агрегатор. Они думали что заказывают товары напрямую у нас.

– Почему вы доставляете не свежие цветы

– Почему вы мне не отвечаете

– Почему вы не принимаете заказ – Почему так долго

И все в таком стиле.

Проблема №3. Обход агрегатора.

Люди всячески пытались обойти агрегатор и заказать напрямую, пообщаться с владельцами магазинов и уточнить детали. Тем самым мы теряли заказы. Выяснили мы это, когда стали замечать что люди выделяют названия магазинов, гуглят названия магазинов в Яндексе и снова попадают к нам 😁 Но иногда дописывали к названию магазина название запрещенной соц. сети и далее оформляли заказ там. Это мы узнавали от самих владельцев магазина. Некоторые супер приятные люди говорили, давайте мы за них заплатим комиссию. Но мы, конечно же отказывались. В таком случае необходимо было внедрять онлайн-чат на сайте. Чтобы магазин и заказчик могли обсудить детали. Но тогда бы, мы повесили еще больше ответственности на магазин. А тут нас встречает проблема ленивых администраторов (проблема №1)

Итоги проблем

Чем оборачиваются эти проблемы - большим минусом. Мы сгенерировали заказов на 1.6 млн рублей.

Выполненных заказов из них 346, на сумму 902 тыс.

Не выполненных 228 на сумму 714 тыс.

Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Активно, над агрегатором мы работали только 12 месяцев. А существует он чуууть больше 2 лет.

Это самые основные проблемы с которыми мы столкнулись за время работы.

Реализованные идеи и фишки

Но теперь поговорим о фишках, которые мы внедрили и что помогло нам увеличить конверсию, упростить расчет стоимости доставки.

Фишка №1. Уведомления.

Чтобы избегать проблем с уведомлениями новых заказов, мы применяли множество методов уведомлений. На данный момент доступны следующие варианты «чтобы наверняка»:

  • Уведомление в телеграм
  • СМС сообщение
  • Звонок от робота

Сообщения часто пропускают, так же как и сообщения в телеграме. И к нашему удивлению, звонок от робота справлялся на ОТЛИЧНО. Магазины часто ожидают звонки по заказам. Они думают, что звонит человек, поднимают трубку и им сообщают, что пришел новый заказ. Причем один звонок (на 8 секунд) нам обходился всего лишь в 20 копеек, когда СМС стоит 3-7 рублей.

Фишка №2. Расчет стоимости доставки с помощью API Yandex.Такси.

Для нас эта фишка является супер крутой и в тоже время простой. Почти все цветочные отправляют букеты через такси. Ни у одного из магазинов нет своих курьеров. И что мы делаем? На странице оформления заказа, человек указывает адрес доставки, и после чего Яндекс API высчитывает стоимость от магазина до адреса доставки по тарифу эконом + 20% к стоимости (для перестраховки). Причем мы учли, что вечером спрос выше и сделали для перестраховки +40% к стоимости доставки в вечернее время. За все время реализации этой идеи (1.5 года) не было ни одной жалобы по расчету доставки. Удобно людям (видят итоговую цену), удобно и магазинам. Причем иногда оставались так сказать «чаевые» для магазина, когда по итогу им такси обходилось дешевле.

Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Фишка №3. Мини-сайты.

Для социальных сетей, мы могли генерировать личные сайты для магазинов. На котором не было никаких отсылок на то, что это агрегатор и с которого нельзя было попасть в другие магазины. Заточена была больше под мобильную версию и имела весь основной функционал. А так же была идея прикручивать магазинам «Shopping tags» и связывать его с сайтом

Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Фишка №4. Генерация SEO.

Мы понимали, что все время рассчитывать на платную рекламу нельзя и много времени уделяли SEO оптимизации. Разделили главную страницу по городам. Каждый город имеет свою ссылку вида: https://volica.ru/mahachkala.

Соответственно в поисковую выдачу выходят страницы по запросам:

Доставка цветов и подарков в Махачкале.

Но при этом сгенерированы и страницы под каждую категорию и рубрику.

Для категории «Цветы» сгенерированы страницы [КАТЕГОРИЯ] + [НАЗВАНИЕ_ГОРОДА]: volica.ru/mahachkala/cvety (Доставка цветов в Махачкале) volica.ru/kaspijsk/cvety (Доставка цветов в Каспийске)

Для рубрики «Розы» генерируются страницы [РУБРИКА] + [НАЗВАНИЕ_ГОРОДА]: volica.ru/mahachkala/rozy (Доставка роз в Махачкале) volica.ru/kaspijsk/rozy (Доставка роз в Каспийске)

В итоге что это нам дает? Мы охватываем очень большую часть низкочастотных запросов по запросам [КАТЕГОРИЯ] + [НАЗВАНИЕ_ГОРОДА] и генерируем много релевантных страниц.

Юнит экономика

Если каким-то образом мы могли выходить в плюс, в своем регионе (Дагестане), то мы и не предполагали, что в других регионах, стоимость рекламы может быть в 5-10 раз больше. В среднем на 1 заказ у нас были затраты:

  • 3-7 рублей на СМС уведомление о заказе
  • 20 копеек на звонок о новом заказе
  • 85 рублей на контекст
  • 4 рубля на открытку (первое время мы покупали открытки и давали их магазинам, чтобы ко всем заказам они прикладывали открытки бесплатно. Своего рода это была фишка агрегатора. Которую после аналитики мы убрали, потому что бесплатные открытки были не нужны, их и так покупали без проблем)

В итоге, у нас на 1 заказ уходило в среднем 95 рублей в своем Регионе. Притом, что в среднем с 1 заказа мы получали 150 рублей. Но еще нужно платить ЗП... В поисках дешевой рекламы, мы тестировали таргет, вместо контекста, но почему-то не получили хорошего результата. В общем в процессе масштабирования, было понятно, почему у конкурентов комиссия составляет 18-25%, вместо наших 10%. Кстати после общения с трекером, мы увеличили комиссию до 15% у некоторых магазинов (хотя нам говорили сделать вообще 20%).

Устали от клиентов в разработке сайтов. Решили создать личный проект и что из этого получилось

Что по итогу и выводы:

– Проект жив, заказы приходят через SEO. Своего рода сейчас это пассивный заработок. Но желания работать над ним нет, в связи с тем, что он требует много времени, много средств и самое большое разочарование для меня - мне обидно продавать некачественные товары. Хоть я и понимаю, что это товары магазинов, я все равно ощущаю то, что это лично мои товары. А я не хотел бы продавать некачественную продукцию. Надо отбирать и фильтровать хорошие магазины, а на все это опять же нужны деньги, люди и время.

– Проекту 2 года, из которых на разработку ушло 4 месяца. 8 месяцев ушло на рутинную работу, продажи и мелкие доработки по проекту. Остальной год он живет сам по себе.

– Пытались выиграть грант на 1 млн. в акселераторе у компании Expovision в г. Грозный. Но каким-то странным образом, когда мы выполнили все условия и ждали результатов - никакой активности не происходило и нас кормили датами и обещали что конкурс состоится. По итогу - ничего. Потратили кучу времени.

– Получили очень ценный опыт, узнали кто такие трекеры, научились мыслить как они, научились делать проблемные интервью. Узнали что такое гипотезы, как их строить и как тестировать.

– Проблемы, они на то и проблемы. Выходят там, где не ожидаешь их встретить. Нужно уметь адаптироваться к этому и находить лучшие решения.

– В сектор B2B + B2C больше ни ногой.

– Прежде чем создавать проект, нужно очень много времени уделять аналитике и досконально изучать рынок.

В общем, как-то так. Рассказывать я могу еще много чего, но я думаю, вы и так утомились, если дошли до конца. Возможно, мы когда-то вернемся к этому проекту. Возможно с новыми мыслями начнем его развивать, а может переделаем под другую тематику. Были мысли и продать саму платформу. Я надеюсь, хоть кому-то данный опыт даст пользу. И если у вас будут вопросы – пишите, я всегда буду рад ответить.

1212
9 комментариев

Хорошо описали. Могу предложить похожий проект. 3-5 дней программиста на Ларавеле, что бы починить баги в существующем коде и могу сам тестить пилот у себя в локации ( 8 000 ресторанчиков ), 95% без qr меню. Оригинальная схема раскрутки. Ищу партнера

Ответить

Звонки от роботов действительно рабочий инструмент, правда звонить лучше пару раз или хотя бы первый - пробный

Ответить

Кстати да, забыл добавить, у нас робот пытался дозвониться 3 раза. Не всегда с первого раза получалось.

Ответить

К этим за сайтом не ходим, они устали

Ответить

Ведь все рано или поздно устают/выгорают, разве нет? И это бывает временный эффект

Ответить

У вас красивый дизайн, но мне кажется шрифт слишком жирный

Ответить

Спасибо за обратную связь! Со стилями шрифтов, я думаю, мы бы еще много игрались

Ответить