Пожалуй, это та категория при работе с которой нужно быть крайне осторожными. Вы наверняка слышали правило "Поретто" (20/80), когда 20% усилий приносят 80% дохода. Только с токсичными клиентами - это работает наоборот, 20% таких заказчиков съедают 80% ваших доходов, времени, нервов, сил....
Признаки токсичных клиентов, исключительно субъективная подборка исходя из собственного опыта:
1) Дедлайны - вы согласовали все сроки и порядок работ, который есть как у заказчика, так и у вас. Однако, сам клиент начинает нарушать сроки - отвечает с задержкой на ваши запросы или игнорирует их совсем.
2) Отсутствие границ - пишет и звонит в любое время, утро, вечер, ночь, даже по самым незначительным вопросам которые не относятся к вашей работе.
3) Позиция "барина" - заказчик не просто настаивает, а практически требует встречаться как можно чаще, практически хочет чтобы вы стали штатным сотрудником со всеми вытекающими.... Хотя многие вопросы можно решить по звонку.
4) Принцы "лишь бы сэкономить" - клиент не просто жаждет скидок, а очевидным для вас образом обозначает, что для него они важнее конечного результата. Такие предприниматели хотят не заработать, а потратить меньше - берегитесь их!
5) Неандертальцы - данные клиенты не отличаются умением демонстрировать навыки делового этикета. (хамят, повышают голос, занимаются другими делами в ходе встреч, регулярно опаздывают, используют не допустимые формулировки и эмодзи в переписках и т.п.)
6) Отсрочники - регулярно и по нелепым причинам переносят срок предоплаты.
7) Я хозяин, ты дурак - заказчик всячески демонстрирует собственное превосходство (высокомерие), ставя под вопрос профессионализм вашей команды.
8) Швец и жнец, и на дуде игрец - занимается всем и сразу, не умеет делегировать задачи и определять приоритеты, в результате чего погружается в рутину и не может выстроить эффективную систему работы ориентированную на развитие.
9) Ему все должны - пользуется лояльностью, обращаясь за советами и консультациями (кроме основных задач по проекту) воспринимая это как должное, вашу обязанность никак финансово не поощряя вас.
Хотя, возникает интересный вопрос: Сможете ли вы сказать клиенту "нет" без страха потерять его, либо вы сможете извлечь пользу из этого сотрудничества?