Из инфобизнеса в EdTech
Дорогое образование всегда было как запретный плод. Почему так? Во-первых, цена продукта влияет на восприятие качества. Во-вторых, чем безумнее покупка, тем острее ощущения. Мишленовский ресторан, дорогие вещи, полёт на истребителе — всё это классно, маняще и мимолётно (и от этого ещё более безумно).
Образование — это другая история. Тут ещё и пахать надо. Да, это важно, статусно, оно даёт кучу возможностей, но продавать его взрослым состоявшимся людям довольно сложно. Особенно, когда под боком работают инфоцыгане, которые виртуозно упаковывают и продают информацию, по сути не стоящую ничего.
Сегодня мой телефон не разрывается от предложений пойти поучиться — освоить рынок ценных бумаг за пару часов или привлечь в дом энергию ци в лучших традициях фен-шуй. В школе бизнеса MOST также намечается некое затишье. Думаю, все подустали от безумной образовательной гонки на карантине. Сказывается и болезненность процесса возвращения в офис. В Apple, например, народ шлёт Тиму Куку петиции на тему “Не продлить ли удалёнку”. Тут уж не до обучения...
В целом, пандемия проявила многие моменты, до этого казавшиеся не столь очевидными. Например, меня радует, что всё больше людей видят различия между инфобизнесом и EdTech. Понимают, что серьёзное образование продаётся по той же бизнес-модели, что и курсы-однодневки. Но результатом первого станет приобретение практического навыка, в результате второго вы получите только эмоции. И не всегда положительные.
За последний год мы провели меньше вебинаров и мастер-классов, чем когда-либо. Во-первых, в этом отпала необходимость, аудитория стала на порядок выше. Цена и длительность курсов по освоению новых профессий перестали пугать, процесс дистанционного обучения стал более привычным и понятным. Во-вторых, честно выгорели. До последнего мы отрабатывали всё живьём, пока пандемия не поставила вопрос ребром — кто захочет инвестировать и покупать у тех, кто устал? Сегодня в школе бизнеса MOST полным ходом идёт автоматизация базовых рабочих процессов и делаются первые шаги в направлении EdTech.
Сам по себе EdTech не может быть продуктом массового потребления. По крайне мере, в ближайшем будущем. Но всё же эта ниша довольно лояльна и позволяет создавать продукты на грани привычного инфобизнеса и высоких технологий:
- Главный фокус — сбор, обработка и хранение данных, используя максимально совершенные на данный момент системы. В пару кликов можно определить уровень студента до начала занятий и также оценить его в процессе и на финише курса. Результат упаковывается в формате строки в резюме и хранится на платформе.
- Качество процесса обучения объективно стабильно. В эдтековском продукте приоритеты меняются: образовательный процесс строится на использовании технологий (лекции в записи, сторителлинг, элементы VR/AR и геймификации), обратная связь — на персонализированным подходе и живом общении.
- Объём рынка и спрос работодателей на конкретные навыки влияет на программу и модель обучения.
- Комьюнити и нетворкинг создают дополнительную ценность для студентов и становятся точками взаимодействия школы и бизнесов. Таким образом, школа становится не только площадкой для обучения, но и инструментом рекрутинга. Только здесь не спросят про планы на ближайшие 5 лет, а если конкретный человек чего-то не умеет, школа скорректирует его образовательную траекторию.
Вишенка на торте — разработка собственной платформы. И потенциально это ещё одна точка роста. “Обкатанный” софт, как бизнес по франшизе, может дать возможность запустить свою школу тем, кто давно хотел это сделать.
В заключение хочу сказать следующее: соцсети не могут вечно продюсировать любые начинания. Хотя ещё пару лет назад я сама была уверена в обратном. Как-то слишком уж они стабильны в этом быстро меняющемся мире. Возможно, пора выйти за пределы их тесного мирка и начать создавать что-то своё.