{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое бирюзовая компания на примере «ВкусВилла»?

После просмотра интервью с Андреем Кривенко (основателем торговой сети «ВкусВилл») я проникся идеей бирюзового управления организацией. Бирюзовыми принято называть такие организации, в которых менеджмент заменен самоуправлением, привычные KPI «сверху» — совместными решениями о дальнейшем пути компании, а «руководство» — коучингом. Я выделил несколько главных, на мой взгляд, смыслов:

Советы от Андрея:

1) Предпринимательство не равно риски, потому что риск — это та штука, которая накапливается (тот человек, который ездит по встречной полосе, долго не живет). Ровно то же самое — риск в предпринимательстве. Предприниматель, который постоянно рискует, не выживает. Управляйте риском!

2) Держите сумму (депозит) «антихрупкости» для рисковых решений, при неудаче которых с компанией ничего не произойдет.

3) Помимо финансовых показателей, в первую очередь, нужно отслеживать еще и клиентские метрики — насколько каждый отдел вашей компании удовлетворяет клиента, например, работа сайта, скорость доставки, количество просроченных продуктов и т.д.

4) Оплата за работу сотрудника должна быть оплачена. Строго. Даже если работа была неудовлетворительной.

5) Нужно продавать не товар, а ценность для клиента.

Инсайды «Вкусвилла»:

1) В компании у топ-менеджмента одинаковый оклад и отсутствует личный KPI — есть только общий, командный бонус. Это требует от менеджеров определенного доверия друг к другу, и поэтому в «Вкусвилле» большинство руководителей "выросли" в компании.

2) Отсутствие личных KPI объясняется тем, что бюрократическая система (внедренная в большинстве организаций в России) не эффективна потому что каждый сотрудник тянет одеяло на себя и ведутся подковерные игры, подсиживания и манипулирования «планом продаж», что влияет на работу компании не лучшим образом. А общий бонус стимулирует работников развиваться и помогать друг другу для достижения ОБЩЕЙ цели.

3) Бонус сотрудников начисляется именно из прибыли компании, потому что так люди будут работать на эффективность предприятия в целом. Поэтому, если в магазине заложили плановый показатель прочих расходов в 1 млн. рублей, то директору просто необходимо его потратить полностью, даже если он мог бы уложиться в меньшие цифры, для того чтобы обезопасить себя в будущем. Потому что, если он показывает хороший результат с меньшим расходом, в следующий раз ему уменьшат плановый показатель. В «Вкусвилле» такой проблемы нет, потому что каждый сотрудник заинтересован в минимизации издержек.

4) «Вкусвилл» почти ничего не покупает в собственность, а в основном берет в аренду, даже недвижимость, которую строят под них. У них нет ни одной собственной фуры, а специфичное оборудование, которое они приобретают — почти сразу продают и берут обратно в аренду. Такая стратегия позволяет быть менее хрупкими, так как она позволяет не "замораживать" деньги, и иметь резерв «антихрупкости». Поэтому руководство более толерантно к ошибкам (в бюрократической системе есть система штрафов, что убивает всю инициативу сотрудника).

5) Андрей, сравнивая бюрократию и бирюзовое управление, приводит пример с игрой в гольф, где бюрократический сотрудник учится играть в гольф в комнате с выключенным светом, а управляющий говорит ему: «бери правее или левее» — т.е. сотрудник не видит результатов своих действий и долго учится. Бирюзовый подход предлагает выйти на чистое поле, чтобы каждый бил туда, куда хочет и как хочет!

6) Любой сотрудник (даже курьер) может получить деньги на реализацию своей идеи касательно улучшения работы сети.

7) Андрей ни разу не издавал приказов и даже не знает, как работают некоторые из отделов компании, потому что управляющий орган компании — совет директоров, в которых входят лидеры всех команд (лидер айтишников, лидер логистики, лидер склада, лидер маркетинга и т.д.), где каждый делится своими показателями и принимаются общие стратегические решения. Почему же Андрей, как основатель, единолично ничего не меняет? Потому что меняют те команды, у кого этот вопрос — их зона ответственности, а он, как дилетант в определенных отраслях, может только навредить.

Андрей Кривенко

Таким образом можно сделать вывод, что «Вкусвилл» - это «бирюзовая» компания, использующая инновационное управленческое решение, которое стимулирует сотрудников работать эффективнее и проявлять бОльшую инициативу, благодаря запасу "прочности" компании, общей цели и прозрачности всех отделов.

Больше интересных статей вы можете найти в моем телеграм-канале

Понравилась статья?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
2 комментария
Anastasiia 13

Спасибо за выжимку!

Ответить
Развернуть ветку
Кирюха Котелкин

Рад стараться для Вас 😀

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда