Удача против повторяемости  

Больше переводов в телеграмм-канале:

Удача играет такую большую роль в мире. О ней трудно говорить. Если я говорю, что тебе повезло, я выгляжу завистником. Если я говорю себе, что мне повезло, я чувствую себя приниженным.

Может быть, лучший способ определить удачу - это спросить: что не поддается повторению?

Удача подразумевает случайные события, которые вы не могли предвидеть. То, что не повторяется, - это другое. Повезло ли Джеффу Безосу при создании Amazon? Конечно, не в том смысле, в каком везет победителю лотереи. Он был дальновидным, амбициозным и смекалистым до такой степени, что встречается лишь несколько раз в столетие.

Но смог бы он, начав сегодня, не имея ни денег, ни известности, создать с нуля новый многотриллионный бизнес?

Возможно, но, скорее всего, нет. Есть очень много вещей, которые помогли Amazon стать тем, чем она является, и которые невозможно повторить - развитие интернета, рыночные условия, старые конкуренты, политика, правила и т. д. Безос обладает огромным мастерством, которое нельзя назвать везением. Но многое из того, что он сделал, невозможно повторить. Эти моменты не противоречат друг другу.

Очень важно знать разницу между ними, когда пытаешься учиться у кого-то. Вы должны пытаться подражать навыкам, которые можно повторить. Попытка скопировать те части чьего-то успеха, которые невозможно повторить, равносильна тому, что 56-летний человек одевается как подросток и рассчитывает быть крутым.

В эволюции есть закон, называемый законом необратимости Долло, который гласит, что если вид утратил какой-то признак, он уже никогда его не приобретет, потому что путь, по которому он появился, был настолько сложным, что его невозможно повторить. Скажем, у животного есть рога, а потом оно эволюционирует и теряет их. Вероятность того, что оно когда-нибудь эволюционирует, чтобы снова обрести рога, стремится к нулю, потому что путь, который изначально привел к появлению рогов, был настолько сложным - миллионы лет отбора в специфических условиях окружающей среды и конкуренции, которые не повторятся в будущем. Нельзя назвать эволюционные черты удачей - они возникли под воздействием совершенно конкретных сил. Вы просто не можете рассчитывать на то, что эти силы повторятся в точности, как в прошлом.

Многие вещи работают именно так.

В бизнесе и инвестировании вы хотите извлечь важные уроки о том, почему вещи ведут себя так, как они ведут, не полагая, что прошлое является прямым руководством для будущего, потому что это не так - большинство деталей не повторяются. История - это изучение изменений, которые, по иронии судьбы, используются в качестве карты будущего.

Джейсон Цвейг из Wall Street Journal однажды рассказал о том, что происходит, когда вы пытаетесь выучить очень конкретный, неповторяющийся урок, в то время как вам нужно обратить внимание на более широкий, очень повторяющийся урок:

[После краха доткомов] урок, который люди извлекли из этого, был не «Я никогда не должен спекулировать на переоцененных финансовых активах». Урок, который они извлекли, был: «Я никогда не должен спекулировать на интернет-акциях». И вот те же самые люди, которые потеряли 90 и более процентов своих денег, торгуя интернет-акциями, в середине 2000-х годов занялись перепродажей домов и потерпели поражение. Опасно усваивать узкие уроки.

Замечательно, когда вы спрашиваете: «Можно ли это повторить?» - вы начинаете фокусироваться на вещах, которые мы с вами - обычные люди - имеем шанс повторить.

Вы можете многому научиться у терпения Уоррена Баффетта. Но вы не сможете повторить ту рыночную ситуацию, которая была у него в 1950-х годах, поэтому будьте осторожны, копируя конкретные стратегии, которые он использовал тогда.

Вы можете многому научиться у Джона Д. Рокфеллера о важности контроля над распределением. Но вы не сможете повторить правовую систему XX века, которая позволяла ему уничтожать конкурентов, так что не увлекайтесь этим.

Илон Маск может научить вас многому о рискованности и брендинге, но гораздо меньше - о конкуренции в автомобильном бизнесе.

Джефф Безос может научить вас многому о менеджменте и долгосрочном мышлении, но гораздо меньше - об электронной коммерции и облачных вычислениях.

Способ стать более удачливым - найти то, что можно повторить.

11
Начать дискуссию