На что стоит обратить внимание при выборе работодателя?

Время от времени мы меняем работу. Процесс трудоустройства включает в себя несколько обязательных этапов. Базово их 4:

  • Знакомство соискателя с рынком труда и выбор подходящего предложения;
  • Отправка работодателю резюме с контактными данными для обратной связи;
  • Собеседование и другие этапы;
  • Заключение трудового договора и оформление
На что стоит обратить внимание при выборе работодателя?

1 этап: Выбор вакансии. Итак, вы нашли подходящую, на ваш взгляд, вакансию. Что нужно изучить, прежде чем откликаться на нее? В первую очередь, перед вами открыто описание вакансии. Есть ли название компании? Бывает, что некоторые компании размещают «закрытые» вакансии и узнать, что это за компания можно только при интересе к вашему резюме в случае вашего отклика на него. Допустим, в нашем случае есть название компании. В любом случае нужно изучить ту информацию о компании, которая доступна.

Можно проверить, зарегистрирована ли компания в едином государственном реестре юридических лиц ЕГРЮЛ https://egrul.nalog.ru/index.html Обратите внимание на дату регистрации компании, адрес и сведения о руководителе. Также зайдите на сайт https://bankrot.fedresurs.ru и проверьте статус сведений о банкротстве. Почему это важно? Нанимать сотрудников при запущенной процедуре банкротства компания имеет право, а если процедура банкротства пройдет успешно, вас просто уволят, причем по закону. Также загляните на сайт ФНС https://www.nalog.gov.ru/ и проверьте, платит ли компания налоги.

В описании вакансии обратите внимание на понятные формулировки описания задач, подробные условия, отсутствие ошибок и контакты менеджера – все это создает более доверительное отношение к компании. Если вакансию разместила компания, то обязательно перейдите на ее сайт, изучите информацию. Наличие актуальной информации на сайте говорит о работе компании с внешним HR-брендом. Посмотрите другие вакансии, которые размещает компания. Изучите отзывы, но не делайте скорополительных выводов, если отзывы только отрицательные, - лучше уточнить интересующую вас информацию у сотрудников компании на встречах, понаблюдать за их реакцией на ваш вопрос об этом (если дело дойдет до собеседований). Если есть желание и возможность, посмотрите финансовые итоги компании за предыдущие периоды. Эта информация поможет определить поток клиентов, стабильность компании.

Попробуйте узнать, кто руководитель компании и ключевые сотрудники – поищите их социальные сети, оцените стиль письма, комментарии к постам. Наверняка, среди них будут комментарии коллег. Часто крупные компании публикуют открытие социальные сети для сотрудников. Например, в телеграмм-каналах можно найти несколько сетей одной и той же компании, изучайте информацию для сотрудников, комментарии.

Рекомендация: наберите в поисковике работного сайта название компании, поищите резюме бывших сотрудников на аналогичной должности, изучите их стаж в компании. У вас могут возникнуть вопросы, которые вы сможете задать на собеседовании. Спрашивайте своих знакомых и друзей – возможно, кто-то работал в компании.

На что еще нужно обратить внимание?

Если используется вилка с большим значением разницы. Например, от 45 000 до 150 000 рублей. Нужно внимательно изучить, что скрыто за такой информацией: оклад и премиальные? Этот уровень дохода соответствует рынку?

2 этап: Первый контакт. Вы изучили все пункты первого этапа и откликнулись на вакансию. Вам пришло автоматическое уведомление о том, что ваше резюме получено. Хорошо, если в тексте вакансии или уведомлении написано о сроках рассмотрения вакансии. Отнеситесь с пониманием, если сроки могут чуть сдвинуться. Бывает, что приходит 500-700 откликов на 1 вакансию и их все нужно посмотреть, а менеджер по персоналу обычно ведет 10-12 вакансий. В идеале, если ваше резюме не прошло отбор, - получить сообщение об этом, но не все компании, даже крупные, это делают. В нашей ситуации ваше резюме прошло отбор и вам прислали приглашение.

Бывает, что вам сразу может написать или позвонить менеджер. Более хорошим тоном, на мой взгляд, будет использование мессенджера или контакта, который вы указали, как основной и удобный канал связи. Итак, первый звонок: к вам обратились по имени, представились и назвали компанию, уточнили цель звонка, поинтересовались, есть ли у вас время пообщаться, подтвердили у вас актуальность общения по этой вакансии, рассказали кратко о вакансии, ответили на ваши вопросы и назначили первую встречу очно или онлайн, обозначили этапы прохождения собеседований и их формат. Дали информацию как доехать до места или проговорили, как будет проходить онлайн собеседование.

Кейс: Часто компании используют такую формулировку: «Мы вам перезвоним в случае, если ответ от руководителя будет положительным». Здесь многие кандидаты начинают нервничать, что им обещали перезвонить и не делают этого. Такой ответ считается стандартным и обычно дается в том случае, если вакансий много, откликов тысячи и перезвонить всем физически не получается. Бывают, безусловно, ситуации, когда обещали без всяких условий, и не перезвонили. Что ж, неидеально выстроенные HR-процессы тоже встречаются в нашей работе.

3 этап: Собеседование/интервью. За день и за час до встречи нанимающая сторона уточнила, в силе ли встреча со стороны работодателя и вас. Если встреча очно, встретили вас, проводили до назначенного места, уточнили через сколько минут начнется собеседование. Если встреча онлайн, заранее сбросили ссылку, проверили связь. Собеседование началось без опозданий или с минимальным - на 3-5 минут. Вам представили участников встречи, уточнили как добрались и в целом состоялся такой приятный смол ток. Менеджер по персоналу или другой ведущий встречи обозначил примерный план встречи, сколько займет интервью времени, вам рассказали о вакансии, провели интервью и ответили на ваши вопросы. В конце встречи обозначили сроки обратной связи и проводили вас до выхода. По итогам у вас должно сложиться приятное комфортное ощущение от беседы и атмосферы на встрече.

Рекомендация: хорошим тоном со стороны кандидата будет предупреждение работодателя о невозможности пройти интервью в обозначенный день и время. Если вы понимаете, что у вас меняются планы, напишите об этом контактному лицу, как можно скорее, не затягивайте. Это охарактеризует вас как ответственного человека.

Если вас торопят с принятием решения, вы чувствуете давление со стороны работодателя, особенно, если вам обозначают жесткие временные рамки принятия оффера – это знак призадуматься, в связи с чем такое обострение ситуации.

4 Этап. Оформление. Вы прошли все этапы и вам сделали оффер. Вы приехали на оформление и что нужно проверить на этом этапе? Вы написали заявление о приеме на работу, вам предоставили должностные инструкции для ознакомления, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, другие ЛНА, имеющиеся в компании, например, Положение об оплате труда и Положение о премировании. После этого вы подписываете трудовой договор и приказ, вам внесли запись в трудовую книжку.

Поздравляю! Вы оформлены!

Рекомендация: проверьте, какая сумма заработной платы будет прописана в трудовом договоре. Соблюдаются ли документально внутренними локальными документами ваши договоренности по выплатам премиальной части, если такая обсуждалась?

4
2 комментария

пожалуй сохраню себе этот кейс

1
Ответить

На что стоит обратить внимание при выборе работодателя?Для особ женского пола (с учётом возраста): смотрите, насколько симпатичный и не противный. Потому что рано или поздно придётся делать выбор.

Ответить