Тренды фармацевтического рынка России 2023

Тренды фармацевтического рынка России 2023

За последние два года изменения на отечественном фармрынке позволили российским компаниям укрепить свои позиции. «Биннофарм Групп» – одна из тех компаний, которой удалось использовать ситуацию в свою пользу. Ее рост значительно превышает рост рынка, а стратегия расширения международной экспансии позволяет заявлять о себе, как о новом региональном игроке. Директор по планированию и бизнес-анализу ООО «Биннофарм Групп» Сергей Комаров рассказал о тех трендах, которые сегодня особенно заметны на фармацевтическом рынке России.

Сергей Комаров
Директор по планированию и бизнес-анализу ООО «Биннофарм Групп»

«On hold» – статус западных фармкомпаний не меняется

Существенных изменений в активности западной фармы в этом году нет. Большинство компаний по-прежнему не инвестируют, в том числе в клинические исследования и маркетинг. При этом степень ограничений разная: некоторые компании закрывают целые продуктовые направления, в том числе, по причине сложной логистики, оставляя совсем значимые, другие – только формально остановили инвестиции на продвижение, перераспределив бюджет в трейд-маркетинг, аптечные сети, третьи – организовывают коллаборации с аптечными сетями и онлайн-агрегаторами для легализации рекламы на ТВ. При этом никто из крупных западных игроков уходить с российского рынка явно не планирует. Некоторые, возможно, пойдут по пути Bristol Myers Squibb и переведут регистрационные удостоверения на новое юридическое лицо, таким образом условно покинув страну и минимизируя риски.

Рост отечественного производителя

На фоне «замороженных» инвестиций западных компаний, отечественные производители стали развиваться быстрее. Доля локальных препаратов в первом полугодии достигла 45% в денежном выражении в рознице, что на 4 п.п. выше, чем два года назад. При этом нельзя сказать, что появились какие-то новые особенные тренды. Наши компании, в большинстве своём, – это производители дженериков, и выигрывает тот, кто первым смог вывести на рынок свой продукт после падения патента. С 2023 по 2030 годы произойдет большой «патентопад» и отечественные компании будут работать в этом направлении. В первую очередь, это коснется сегмента госзакупок, который создает основной спрос на оригинальные дорогостоящие препараты, и в котором официально есть преференции локальным игрокам. В розничном сегменте, где пациент сам выбирает, что покупать, оригинальные препараты защищены не столько патентом, сколько приверженностью людей к тому или иному лекарству, которое они привыкли принимать и которому доверяют.

Доля локальных препаратов в первом полугодии достигла 45% в денежном выражении в рознице
Доля локальных препаратов в первом полугодии достигла 45% в денежном выражении в рознице

Бума производства российских оригинальных препаратов не случилось

Суть оригинального препарата заключается в том, что это абсолютно новый продукт, которого раньше не существовало, созданный с нуля для решения конкретной проблемы. Создание оригинального препарата требует совершенно другого уровня инвестиций и другого вида НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). На разработку одного такого продукта тратится много лет исследований и миллиарды долларов, при этом из ста выстреливает один. В России пока нет компаний с такими бюджетами и возможностями R&D. Созданию оригинальных препаратов препятствует также ограниченный рынок сбыта для российских компаний, тогда как биг фарма продает оригинальные продукты по всему миру. На сегодня данная опция для нас временно не доступна, особенно учитывая тот факт, что 65% мирового фармрынка занимают страны Северной Америки и Европы.

Тренд – госзакупка биотехнологических препаратов

Закупка оригинальных препаратов – это, прежде всего, государственные тендеры. Как правило, речь идет о дорогих высокотехнологичных таргетных препаратах с очень маленькой целевой аудиторией. Такие препараты предоставляет международная фарма. Российским компаниям выгодней пока производить качественные и высокотехнологичные дженерики, которые в будущем будут только усложняться. В перспективе нескольких лет биотехнологии в стране будут, несомненно, развиваться, хотя экспертизы внутри пока всё равно недостаточно, но три-четыре компании, включая «Биннофарм Групп» будут разрабатывать и производить, например, хорошие вакцины и МАБы.

В 2023 году доля E-com в розничных продажах стабильно занимает 8%
В 2023 году доля E-com в розничных продажах стабильно занимает 8%

Выход в Юго-Восточную Азию – новые рынки, возможности и вызовы

В условиях санкций, российским фармкомпаниям необходимо находить новые рынки сбыта. Например, для «Биннофарм Групп», которая держит стратегический курс на построение международного фармацевтического бизнеса, очевидными регионами для расширения экспансии стали страны СНГ, затем Китай и Юго-Восточная Азия. Рынок Юго-Восточной Азии по размерам примерно равен российскому, то есть выход на него позволит удвоиться. Рынок Китая в 9 раз больше нашего, но и сложнее: там есть потенциал для оригинальных препаратов, но существует и большая конкуренция за счет локальных оригинальных продуктов. Тем не менее, международная экспансия – это не только масштабирование бизнеса как он есть, но и шанс для появления необходимых условий для разработки оригинальных препаратов, что с технологической стороны можно уже делать в недавно открытом R&D-центре компании.

E-com не победил аптеки

E-com очень хорошо себя показал в период пандемии в 2020 году. На этой волне все ожидали, что его доля в общих продажах ритейла поднимется до 20-30%, но сейчас в 2023 году он стабильно занимает 8% – не растет и не падает. Причем, 8% – это преимущественно агрегаторы, связанные с дистрибьюторами, и сайты аптечных сетей. Безусловно, главная причина заключается в том, что в отличие от покупки продуктов питания или бытовой техники, людям часто нужно получить очную консультацию у провизора в аптеке: проговорить проблему, подобрать или заменить препарат, получить профессиональное мнение. Провизор – это в первую очередь профессионал фармацевтического рынка, и ни чат-бот, ни курьер не смогут его заменить.

Начать дискуссию