5 лучших методов, как рассчитать стоимость стартапа на ранней стадии и до получения дохода

5 лучших методов, как рассчитать стоимость стартапа на ранней стадии и до получения дохода

Определение стоимости стартапа на ранних и прединвестиционных стадиях — действительно нелегкая задача для фаундеров. Существует несколько факторов, которые могут затруднить точную оценку таких проектов:

  • Отсутствие статистических данных. Стартапы на ранних стадиях развития часто не имеют прошлых финансовых данных, которые обычно используются для оценки состоявшихся компаний.
  • Неопределенность рынка. Потенциальный размер и темпы роста целевого рынка стартапа бывает трудно предсказать, особенно в случае с инновационными продуктами или услугами в новых или быстро развивающихся отраслях.
  • Выручка и прибыльность. Многие проекты на ранних стадиях еще не приносят прибыли, и их потенциальные доходы не всегда очевидны.
  • Команда и риск реализации. Успех стартапа во многом зависит от его команды. Однако оценка способности коллектива выполнить бизнес-план может быть субъективной и проблематичной.

Хотя в Интернете можно найти множество методов расчета стоимости стартапов, не существует единого общепризнанного аналитического метода для определения справедливой стоимости стартапа на ранней стадии. Венчурные фонды и ангельские инвесторы часто используют комбинацию методов и свои собственные выводы для определения этой стоимости.

В конечном счете, основатель должен сам выбрать метод оценки, который наилучшим образом соответствует уникальным факторам и целям его стартапа. Тем, кто ищет подсказки по этому вопросу, я рекомендую прочитать статью платформы InnMind. В ней описаны пять основных методов расчета стоимости стартапа на ранней стадии и до получения инвестиций.

Как происходит оценка стоимости стартапа

Каждый студент, обучающийся в финансовом колледже, знает, как рассчитать стоимость запущенного бизнеса, используя формулы, основанные на динамике продаж, доходах прошлых лет и других метриках.

Со стартапами на поздних стадиях это работает аналогичным образом. Но на ранней стадии у компании нет выручки и других показателей роста, позволяющих дать разумную оценку стоимости стартапа. Количество неизвестных и неопределенных факторов очень велико, что, безусловно, повышает фактор риска и делает традиционные методы оценки бесполезными на этом этапе. Бизнес-планы и финансовые прогнозы стартапов на ранней стадии не обоснованы реальной динамикой развития: это всего лишь «обещания», которые основатели продают инвесторам, чтобы продемонстрировать свой потенциал. Поэтому инвесторы могут оценить только потенциал и способность команды основателей реализовать эти обещания.

И да, это очень субъективно и не поддается определению, а также во многом зависит от интуиции инвесторов и их личного впечатления об основателях. Тем не менее, существует несколько методов, которые обычно используются многими венчурными капиталистами и финансовыми институтами во время проведения комплексной проверки, которые помогают прийти к некоторым базовым рыночным цифрам для оценки стартапа на стадии до получения прибыли.

Инвестиционная аналитическая команда InnMind проанализировала наиболее распространенные модели оценки стартапов и обобщила их, чтобы наглядно показать суть различных методов.

1. Метод оценки венчурного капитала

Наиболее распространенные стадии стартапов: посевная, серия А

Как правило, деятельность стартапа в первые годы работы, скорее всего, убыточна, поэтому данный метод ориентирован на прогнозируемую стоимость стартапа на момент выхода инвестора из компании. Ключевую роль в данном методе играют 2 показателя: оценка до получения денег (оценка компании до получения инвестиций) и оценка после получения денег (оценка с учетом полученных инвестиций и количества лет, после которых инвестор выйдет из проекта).

Методология оценки венчурного капитала проста, но наглядна и основана на следующих уравнениях:

Окупаемость инвестиций = итоговая стоимость стартапа / послеинвестиционная оценка;

Послеинвестиционная оценка = итоговая стоимость / ожидаемая окупаемость инвестиций (ROI).

Итоговая стоимость стартапа: описывается как цена продажи компании в определенный момент в будущем и может быть оценена путем прогнозирования обоснованного прогноза выручки в год продажи и, исходя из этой выручки, оценки прибыли.

Ожидаемая окупаемость инвестиций (ROI): большинство венчурных фондов обычно ожидают окупаемости инвестиций в размере 10-40 кратного дохода (в соответствии с нормами отрасли для стартапов на ранних стадиях). Учитывая логику расчетов, оценка до вложения денег может быть получена следующим образом (цифры взяты в качестве примера):

Оценка после получения дохода: €35 млн (итоговая стоимость стартапа) / 20x (ожидаемая окупаемость инвестиций) = €1,75 млн.

Оценка до получения дохода: €1,75 млн - €300 000 = €1,45 млн.

2. Метод скоринга

Наиболее распространенная стадия стартапов: предпосевная

Метод скоринга основан на сравнении оцениваемого стартапа с аналогичными или конкурирующими компаниями на рынке с учетом множества факторов риска и корректировке средней оценки недавно профинансированных компаний в данной отрасли. Такое сравнение можно проводить только для стартапов одной и той же сферы и стадии развития, чтобы определить предварительную оценку (до привлечения средств).

При проведении оценки существует множество факторов, которые должны быть взвешены и оценены в баллах для получения полной картины. Оценка каждого фактора должна находиться в диапазоне от -3 (худший) до +3 (лучший). Полученный балл следует умножить на диапазон коэффициентов сравнения (см. ниже), чтобы определить степень значимости каждого элемента, затем суммировать общий коэффициент и умножить его на среднюю предварительную рыночную оценку для отрасли стартапа.

Метод скоринга
Метод скоринга

— Это тот качественный метод, который я создал еще в Growthbase (но у нас было гораздо больше переменных и критериев оценки). Недостаток этого метода в том, что в нем нет информации о самом стартапе (один инвестор может оценивать команду иначе, чем другой инвестор) или стоимости стартапа. Кроме того, этот метод может быть использован только для так называемых «подражателей», но не для инновационных стартапов, которые никогда раньше не встречались. Многие из сегодняшних «единорогов», такие как SpaceX, Palantir, 10X Genomics, Vir Biotechnology, Databricks, Rivian и другие, не смогли бы пройти такую оценку, — комментирует Кирилл Бабич, основатель агентства Malamute Startups, предприниматель, венчурный консультант и советник.

3. Метод суммирования факторов риска

Наиболее распространенная стадия для оценки стартапов: предпосевная

Метод суммирования факторов риска, представленный компанией Ohio TechAngels, затрагивает гораздо более широкий спектр факторов риска, которые в конечном итоге могут повлиять на определение предварительной оценки стоимости стартапов на ранней стадии. Этот метод может использоваться в качестве первого этапа оценки потенциальных рисков и должен обязательно сочетаться с другими методами оценки стоимости стартапов. Большинство аналитиков в отрасли выделяют следующие факторы, на основании которых проводится оценка:

Метод суммирования факторов риска
Метод суммирования факторов риска

Каждый риск (см. выше) оценивается следующим образом:

+2 очень положительный для развития компании и реализации удачного выхода

+1 положительный

0 нейтральный

-1 отрицательный для развития компании и реализации удачного выхода

-2 очень негативный

Средняя предварительная оценка компаний до получения дохода на том же рынке затем корректируется в положительную сторону на $250 000 за каждый +1 (+$500 000 за +2) и в отрицательную сторону на $250 000 за каждый -1 (-$500 000 за -2).

4. Метод оценки Дэйва Беркуса

Наиболее распространенная стадия стартапов: предпосевная

Еще одним способом оценки стартапов на ранней стадии является так называемый «Метод Беркуса», разработанный известным инвестором Дэйвом Беркусом, который известен как один из самых активных ангел-инвесторов в США, активно инвестировавший в более чем 180 технологических компаний.

— Много лет назад, столкнувшись с такой же проблемой, в середине 1990-х годов я придумал метод оценки стоимости критических элементов стартапа без необходимости анализировать прогнозируемые финансовые показатели, за исключением тех случаев, когда инвестор верит в потенциал компании выйти на выручку более $20 млн к пятому году работы, — так Дэйв Беркус описывает, как он придумал этот метод оценки стартапа.

Если мы рассмотрим его метод, то в нем есть пять составляющих компании, которые необходимо оценить и присвоить каждой из них определенную стоимость:

Метод оценки Беркуса
Метод оценки Беркуса

Как видно из таблицы выше, этот метод учитывает некоторые из основных факторов риска, которые необходимо принимать во внимание. При этом пользователь этой модели может переоценить значение каждого фактора, изменив сумму, добавляемую по всем пунктам, чтобы отразить более высокую или более низкую преобладающую среднюю рыночную оценку (т.е. чтобы все факторы складывались не в $2.5 млн, а в какую-то другую сумму).

Помните: как только стартап начинает продавать и получать доход, метод оценки Беркуса, как и другие, описанные выше, уже неприменимы, потому что гораздо актуальнее будет использовать фактические доходы для прогнозирования стоимости компании с течением времени.

5. Сравнительный метод для оценки стартапов

Наиболее распространенные стадии: предпосевная, посевная, MVP и первые продажи.

Этот метод основан на сопоставлении с аналогичными венчурными сделками и оценками на рынке.

Например: другой стартап, работающий в вашем секторе с аналогичной бизнес-моделью, недавно получил венчурное финансирование в размере €2 млн. Вы можете использовать этот показатель для оценки вашего стартапа, если он имеет определенные схожие с вашим проектом черты, например, стадия, продукт, бизнес-модель или целевой рынок.

Как видите, оценка венчурного стартапа — довольно сложная задача, поскольку она зависит от ряда трудно уловимых внешних факторов и требует знания специфики конкретной отрасли, значительных временных и материальных ресурсов. Кроме того, существует множество вариаций этих общепринятых методов оценки, применение которых зависит от наличия тех или иных факторов. Поэтому сочетание нескольких методов оценки стартапов — это то, что приведет к более точной и основательной оценке.

При оценке стартапов в InnMind не придерживаются ни одного из этих методов. Сочетание этих методик используется как некий базовый справочник, как часть общей системы оценки.

Чтобы обосновать справедливую оценку, они также учитывают множество дополнительных факторов, таких как биография членов команды основателей, их предыдущий опыт и знание отрасли, актуальность развития бизнеса (даже на ранней стадии), преимущества и т.д.

Онлайн-калькулятор оценки стоимости стартапа от InnMind

Чтобы помочь основателям, команда InnMind, проконсультировавшись с аналитиками венчурного капитала и крупными инвесторами, разработала калькулятор оценки стоимости стартапа — простой и эффективный инструмент для оценки стоимости вашего бизнеса всего за несколько минут.

Калькулятор оценки стоимости стартапа InnMind
Калькулятор оценки стоимости стартапа InnMind

Принцип работы калькулятора оценки стоимости стартапа

Вы можете ответить на вопросы о текущей стадии вашего бизнеса и его развитии и получить приблизительную оценку стоимости вашего проекта, основанную на сочетании методов оценки и модели скоринга InnMind.

Это не статичное исследование: вы можете поиграть с разными цифрами и посмотреть, как изменится ваша оценка в зависимости от разницы в числах. Это должно дать вам лучшее понимание того, как вы можете обосновать текущую оценку или что вы можете сделать уже сейчас, чтобы повысить оценку вашего стартапа.

Вам не нужно платить за консультацию или ждать результатов по почте: ответьте на 10 вопросов онлайн и получите оценку стоимости вашего стартапа сразу же — это так просто, быстро и абсолютно бесплатно!

Как обосновать и увеличить оценку стоимости стартапа

Помните: в процессе комплексной проверки стартапа и принятия решения инвесторами все сводится к оценке тяги стартапа и его способности к функционированию. Поэтому, даже если вы находитесь на стадии до получения прибыли, без работающего продукта и первых продаж, вы все равно можете сделать что-то, чтобы оправдать оценку вашего стартапа или даже повысить ее.

Вот несколько основных мыслей и рекомендаций о том, что вы можете сделать без бюджета на маркетинг, большой команды и даже без продукта, чтобы получить первые инвестиции и продемонстрировать свои навыки работы:

  • Перед запуском продукта составьте список потенциальных клиентов, которые готовы стать ранними пользователями и использовать ваш продукт;
  • Проведите исследование клиентской базы, проанализируйте основные боли и потребности ваших будущих потребителей, а также их готовность решить их с помощью вашего будущего продукта;
  • Для B2B продуктов проведите исследование клиентов, определите наиболее «теплые» лиды и подпишите соглашение о сотрудничестве или согласитесь на пилотный/PoC проект, как только у вас появится бюджет;
  • Если у вас нет продукта или его жизнеспособной модели, а также команды разработчиков, вы все равно можете найти несколько авторитетных экспертов в данной области, которые могут стать вашими консультантами или даже согласиться присоединиться к вашей команде после того, как вы привлечете посевные инвестиции. Вы также можете связаться с университетами, лабораториями или другими организациями, которые могут взять на себя обязательство участвовать в разработке вашего продукта на условиях «опциона» или гонорара за успех;
  • Вы можете также запустить продвижение своего стартапа/продукта в социальных сетях при отсутствии необходимого бюджета или воспользоваться другими бесплатными маркетинговыми каналами для повышения узнаваемости бренда и привлечения потенциальных ранних пользователей.

Существует множество других способов, с помощью которых вы можете на ранней стадии без бюджета и большой команды продемонстрировать инвесторам возможности реализации и потенциал вашего стартапа, а также обосновать вашу оценку для привлечения средств. Если вы хотите узнать об этом больше или обсудить свой конкретный случай с экспертами InnMind, зарегистрируйте профиль своего стартапа на сайте InnMind и подайте заявку на телефонный звонок с нашими специалистами:

11
реклама
разместить
Начать дискуссию