Худшая презентация стартапа: 8 критических ошибок, которых следует избегать каждому основателю!

Худшая презентация стартапа: 8 критических ошибок, которых следует избегать каждому основателю!

У вас есть презентация вашего стартапа?

Вероятно, да.

Но если вы основатель стартапа на ранней стадии (pre-seed, seed и даже серии А), который собирается привлечь свои первые венчурные инвестиции, будьте уверены на 99%: ваш нынешний питч-дек — отстой.

Каждый активный инвестор ежемесячно просматривает сотни питч-деков стартапов. И 9 из 10 в итоге отправляются в мусорную корзину.

Мне обидно видеть, как основатели стартапов тратят огромное количество часов на создание бесполезных презентаций, которые никто не будет читать до конца.

И еще более обидно видеть, что, несмотря на безграничную базу знаний в Интернете, обучающую тому, как сделать хороший питч и что должно быть в идеальной презентации, предприниматели повторяют одни и те же ошибки, не сумев привлечь внимание инвесторов и получить финансирование.

Мы в InnMind решили собрать важнейшие критические ошибки, которые мы очень часто видим в питч-деках стартапов. И объединили их в подборку вредных советов для основателей компаний-стартапов на тему «Как сделать худшую питч-деку». Возможно, изучив эти примеры, вы сможете лучше понять, что именно бесит инвесторов и заставляет их говорить «НЕТ» на самом интересном месте вашего выступления.

Итак, давайте разберем 8 критических ошибок в презентации для инвестора, которые все еще допускает каждый второй стартап. Ниже мы пройдемся по каждой из них и представим популярные заблуждения в виде вредных советов, а также объясним, что именно в них не так.

1. Сколько времени должен занимать питч-дек для инвестора? Нет никаких ограничений!

Не ограничивайте себя во время работы над питч-деком. Невозможно объяснить все уникальные идеи в нескольких слайдах. Основная задача инвесторов - докопаться до деталей, изучая потенциал будущего единорога, поэтому 25-40 слайдов принято считать «хорошим вариантом», который оценит венчурный инвестор.

НЕПРАВДА!

На самом деле, это может даже расценить как невежливость с вашей стороны: знак того, что вы просто не уважаете время инвестора. Чем короче — тем лучше.

Все ведущие венчурные капиталисты, от Гая Кавасаки до Андреессена Горовица, рекомендуют: золотое правило для питч-деков стартапов — не более 10 слайдов.

2. Игнорируйте шаблоны и стандарты, будьте креативны!

Существует стандартная структура питч-дека: проблема — решение — рынок — бизнес-модель — команда — трафик и т.д. Но это скучно. Докажите, что вы креативный основатель. Отбросьте всю эту скучную структуру и сделайте свою презентацию уникальной. Инвесторы запомнят ее на несколько недель уже после первого прочтения!

НЕПРАВДА!

Не тратьте свое время и энергию на креатив, это может принести больше вреда, чем пользы. Профессиональные инвесторы мыслят стандартными категориями. Представьте, что у них в голове есть «библиотека стартапов», структурированная по стадии, сектору, технологиям, бизнес-модели и т.д. И когда они читают вашу питч-деку или слушают вашу презентацию, они должны быть в состоянии сразу определить, в какой «ракушке» этой библиотеки находится ваш стартап. И соответствует ли он их приоритетному направлению и задачам или нет.

Если вы слишком креативны, инвестору будет сложно быстро принять решение «stop-go», и вместо того, чтобы потратить лишнее время на понимание вашего стартапа, большинство из них просто пройдут мимо и переключатся на другой. Именно поэтому нам необходима стандартная структура презентации.

Основные слайды в презентации для инвесторов

Как видно из иллюстрации выше👆, основные слайды питча стартапа включают проблему, решение и технологию, рынок, бизнес-модель, конкурентную среду, трафик, команду, а также потребности в финансировании или условия сделки. Убедитесь, что все они есть в вашей презентации!

3. История украсит вашу презентацию:

Вы слышали, что сторителлинг помогают продавать? Это знает каждый маркетолог! Вы должны включить рассказ в свою презентацию, объяснив предысторию вашей идеи и рассказав красивую легенду о том, как она пришла вам в голову, а также поделиться подробным обзором компании с самого начала ее возникновения. Лучше всего сделать 3-5 отдельных слайдов (хорошо бы добавить фотографии, на которых вы запечатлены в тот момент, когда идея только пришла вам в голову).

НЕПРАВДА!

Сторителлинг хорош для маркетинга или личных встреч с венчурными инвесторами, когда у аудитории достаточно времени и желания понять вашу мотивацию и бэкграунд.

В посевной питч-деке ваша главная цель — вызвать интерес и внимание инвесторов за короткий промежуток времени, чтобы они захотели продолжить беседу, где вы могли бы поделиться более подробной информацией и рассказать свою историю. И еще раз: будьте лаконичны и сосредоточьтесь на представлении бизнес-возможностей, а рассказ о своей миссии оставьте для следующих, более обстоятельных бесед.

4. Уделяйте больше внимания описанию продукта и его характеристикам

Как ваш продукт отличается от продукции конкурентов? Почему он больше понравится клиентам? Это все об особенностях продукта. Вы должны не задумываясь сфокусироваться именно на этом аспекте и слайд за слайдом описать все функции, которые есть у вашего продукта (или которые вы планируете разработать) в течение следующих Х лет.

НЕПРАВДА!

Продукт важен, но не его особенности делают стартап успешным. Все дело в соответствии продукта рынку, реализации и развитии. Вот почему в питч-деке важнее показать, что вы знаете о своем бизнесе и как вы планируете сделать его успешным, нежели описывать набор функций, которые вы планируете разработать.

5. Притворяйтесь, пока не добьетесь успеха!

Это еще одно известное высказывание и совет, который публично повторяли многие выдающиеся бизнесмены. Почему бы не использовать его во благо в вашей презентации? Например, на слайде про тягу. Представьте себе цифры, которые инвесторы хотели бы увидеть, а затем просто перенесите их на бумагу. Всегда есть шанс, что они не попросят подтверждения этих цифр.

НЕПРАВДА!

Это может стать роковой ошибкой, которая не только отправит вас в «список отверженных», но и, скорее всего, испортит вашу репутацию в этой отрасли. Когда вы общаетесь с деловыми партнерами (а потенциальный инвестор может стать одним из них), доверие - это все. Если вы разрушите его, называя ложные цифры и фальшивую тягу, никто никогда не захочет иметь с вами дело.

Помните: вы никогда не должны вводить в заблуждение или дезинформировать своих партнеров, инвесторов и заинтересованных в вас лиц!

6. Цифры для ботаников

Для цифр есть другие документы: финансовая модель, бизнес-модель, бизнес-план, показатели выручки и т.д. Нет необходимости включать цифры в инвестиционный питч-дек. Более того, чтобы получить доступ к вашим цифрам, инвесторы должны подписать NDA или дать предварительное обязательство инвестировать. Старайтесь не указывать цифры в своей презентации, чтобы не отвлекать внимание инвесторов от идеи, истории и общей картины.

НЕПРАВДА!

Тяга — важная часть питч-дека, поэтому финансовые показатели обязательно должны быть в нем. Если вы — стартап, находящийся на стадии, предшествующей получению прибыли, отразите в питче краткий обзор предполагаемых/прогнозируемых показателей из вашего бизнес-плана. Если вы уже получаете прибыль, то укажите показатели выручки и роста.

Это не считается конфиденциальной информацией, поэтому вы будете выглядеть «параноиком», если попросите NDA, чтобы поделиться такими базовыми данными, которые необходимы инвесторам для оценки потенциала вашего стартапа.

7. Дизайн презентации: 90% дизайн, 10% контент

«Дизайн — это видимый интеллект», — именно поэтому вы должны продемонстрировать свой высокий уровень знаний и серьезный подход через визуализацию максимально впечатляющего дизайна питч-дека вашего стартапа. Сделайте его таким, чтобы инвесторы его запомнили. Поиграйте с цветами, шрифтами и картинками на каждом слайде, уйдите от шаблонов и покажите свой безграничный творческий потенциал.

НЕПРАВДА!

Как в случае с работником, имеющим множество дипломов: это не доказывает, что он умен или талантлив, это лишь доказывает, что он способен много учиться и получить множество дипломов. То же самое и с дизайном презентации стартапа: он лишь покажет инвесторам, что вы можете потратить время или деньги на модный дизайн, а это не то, что ищут венчурные инвесторы.

Простая, но понятная питч-дека стартапа с актуальной информацией будет выглядеть гораздо убедительнее для венчурных инвесторов, чем слайды с дорогим дизайном, но без нужных данных.

Для подтверждения этого посмотрите здесь любой пример презентации компаний, которые привлекли миллионы долларов венчурного финансирования. Найдете ли вы там супермодный дизайн слайдов или чрезмерно проработанную деку?

8. Не указывайте свои контактные данные на слайдах

Ваши контактные данные являются конфиденциальными. В любом случае, если вы отправите питч-деку по электронной почте, инвесторы будут знать, как с вами связаться. В других случаях заинтересованные инвесторы могут потратить несколько минут, чтобы найти вас в LinkedIn или других социальных сетях. Презентация — это не то место, где стоит делиться контактной информацией.

НЕПРАВДА!

Это очень типичная ошибка, которую допускают так много основателей, что мы уже устали ее повторять! Разместите свои контакты в презентации стартапа: либо на первом титульном слайде, либо на последнем.

Хорошей идеей является размещение в питч-деке как минимум вашего имени, должности и электронной почты (а для крипто стартапов — еще и ID в Telegram), чтобы инвесторы могли легко найти ваши контактные данные и имя основателя стартапа, не тратя лишнего времени на интернет-серфинг.

В ваших интересах сократить дистанцию между вами и инвесторами, согласны? Так не стоит усложнять этот процесс!

Если вы будете следовать этим советам, вы можете быть уверены, что провалите свой сбор средств и произведете наихудшее впечатление, на которое только способны. В противном случае вы можете зарегистрироваться на InnMind и скачать шаблон презентации, который отвергает эти вредные рекомендации и содержит золотые стандарты для идеальной питч-деки.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию