Можно ли стать PR-менеджером без профильного образования

Почему стоит принимать решение быстро и как выбрать эффективное обучение по PR

В PR я пришла после 15 лет достаточно успешной работы бухгалтером и финансовым менеджером. Здесь не будет вдохновляющих историй о поиске предназначения после 30 или больших деньгах в пиаре. Я расскажу о своем опыте кардинальной смены профессии в 30+ и, как после неудачных курсов выбрала «тот самый».

Первыми онлайн-курсами я выбрала профессию маркетолога. По этическим соображениям не буду называть имен, но когда на обучении рассказывали о продаже стратегии развития личного бренда за 100 тысяч рублей, мне было стыдно. На мой взгляд, ценность всегда должна чуть превышать цену. Далее были чуть более успешные курсы по копирайтингу и пиару, но мне как человеку с традиционным экономическим образованием не хватало теоретических знаний. В итоге после нескольких попыток обучения на курсах из социальных сетей я закрыла вопрос онлайн-образования и стала подбирать университет для поступления на следующий учебный год.

В 34 года сложно решиться на второе высшее образование: нет времени, ресурсов и полно страхов в стиле «что я буду делать с 18-ти летними». На этом этапе у меня уже был неплохой доход в PR-агентстве, но в навыках были только статьи и несколько подкастов. Мне не хватало теоретических и практических знаний о PR. По мере погружения в профессию я начала понимать, что PR — это не статьи, подкасты, мероприятия или светские тусовки. Прежде всего это стратегия, возможность взглянуть на клиента в формате 360 градусов, навык коммуникации не только для выпуска статьи в Marie Claire или Forbes, но и для правильно выстроенной системы общения с клиентом один на один. Плюс к этому я сама не могла объяснить клиенту для чего ему статьи, подкасты, кроме банального «для увеличения узнаваемости». Дальше развиваться без обучения было невозможно, в игру еще вступили и родительские установки «куда без образования».

Ниже я расскажу, как нашла альтернативу высшему образованию в PR, может кто-то из вас также сейчас хочет сменить профессию и боится сделать шаг. Первым пунктом я все же рассматривала традиционные ВУЗы.

Стоимость обучения: 368.500 в год

Срок обучения: 4 года

Что привлекло: авторитетное учебное заведение, традиционное твердое образование, диплом, которым можно гордиться.

Почему нет: я не сдавала ЕГЭ и здесь было два пути — подготовиться и сдать ЕГЭ или сдать вступительные экзамены, плюс меня смущало дневное обучение и перспектива учиться все свободное время вместо того, чтобы строить карьеру.

Программа: 16 программ по специальности «журналистика и PR»

Стоимость обучения: от 18.000 до 110.000 рублей

Срок обучения: от 1 недели до 8 месяцев

Что привлекло: возможность выбрать только интересующие программы, срок обучения.

Почему нет: программы закрыли бы только часть вопросов в профессии в разрезе теоретической базы.

Остальные университеты предлагали аналогичные варианты с разницей в цене и возможностью учиться на заочном. Но проблема везде оставалась одна: нужно потратить несколько месяцев на подготовку к поступлению. У меня этого времени не было.

Следующей остановкой моих поисков стали онлайн-университеты, все те, которые очень хорошо настраивают рекламный кабинет Яндекса и после моих запросов об обучении просто забросали своими баннерами. Университет «Синергия» и курсы от Skillbox сразу прошли мимо из-за отсутствия информации на сайте о стоимости обучения.

Факультет: PR, рекламные и маркетинговые коммуникации

Стоимость обучения: около 35.000 рублей за семестр

Срок обучения: 4,5 года

Что привлекло: возможность дистанционного обучения, невысокая стоимость, создает первое впечатление того, что нужно, вступительные экзамены можно сдать онлайн.

Почему нет: достаточно противоречивые отзывы от самых хвалебных до негативно разгромных.

После нескольких месяцев поиска я обратила внимание на своих коллег, которые один за другим заканчивали обучение и рассказывали в социальных сетях о своих результатах. Это был самый нужный триггер для того, чтобы обратить внимание на обучающие продукты от экспертов в профессии.

Что для меня было важно:

Личность автора курса. Личный бренд решает. Спойлер: на автора курса, который в итоге выбрала, я была подписана более года.

Тональность продаж. Если автор курса будет рассказывать, что без его обучения все умрут и использовать явные манипуляции, я сразу запишу его в свой черный список. В эпоху онлайн-контента и доступного обучения аудитория стала более эрудированной и обман с манипуляциями чувствует сразу.

Стоимость курса. И здесь я искала от обратного. Лучшее не может стоить дешево. Мне важно было качество знаний, опыт учителя, наставника, за чужие ошибки я готова была заплатить. Курс за 50-60 тысяч явно не мог закрыть моих потребностей в знаниях.

Результаты. Здесь мне важно было увидеть, к чему пришли другие ученики. Как бы ни привлекало обучение или спикер, первый поток без результатов не мой вариант.

Программа. В обучении важна структура. Порядок в уроках равно порядок в голове, жизни и работе.

Образование. Напомню, я в поиске альтернативы высшему образованию, поэтому автор программы должен быть с высшим образованием в сфере PR.

В результате все компоненты плюс реальные, настоящие отзывы моих коллег, к которым я могла прийти в личные сообщения и напрямую спросить о курсе сделали свое дело. Я оплатила самое дорогое обучение в своей жизни и могу сказать, потраченные деньги вернулись сполна.

Стоимость: от 100.000 рублей

Экологичный интеллектуальный контент в социальных сетях Анны выделялся ярким флагом среди всего многообразия экспертов и блогеров. Тонкой линией прослеживалась философия упорного труда для достижения финансовых результатов. Деньги в легкости и работа под пальмами, на мой взгляд, проигрышная стратегия и не имеет ничего общего с твердыми устойчивыми результатами и профессиональными успехами. Здесь хочу отметить, что ДО продаж курса и в период активных продаж, Анна делилась в блогах реальной работой пиарщика, сложностях, страхах и при этом ее образование по специальности, опыт работы с топовыми артистами, спортсменами, известными компаниями однозначно стоили того, чтобы заплатить за него немаленькую стоимость.

Обучение построено максимально структурно, последовательно. Небольшие уроки по 20-40 минут, где нет лишних разговоров, только информация по теме. Несмотря на то что любое обучение требует большой включенности, здесь расписание было известно заранее и можно было распланировать свои рабочие задачи и выделить время на выполнение домашних заданий. Темы уроков практически всегда закрывали возникшие вопросы, тем не менее кураторы курса и Анна в чате развернуто и оперативно отвечали на все вопросы.

Большой плюс этого обучения — комьюнити. Встречи с коллегами, обмен опытом дают возможность быть в самом эпицентре работы пиарщика с разными экспертами. В результате я научилась смотреть на клиента в формате 360 градусов, строить долгосрочную стратегию, видеть цель, к чему, для чего и зачем мы идем, подбирать нужные инструменты, выдерживать тысячи возражений и находить нужные аргументы.

Подводя итог, хочу сказать, что курс на данный момент закрыл мои потребности в теоретических и практических знаниях. Возможно, позже я вернусь к идее получить классическое высшее образование по специальности. Но это скорее будет для личного успокоения. Если вы сейчас стоите на пороге выбора, хотите сменить профессию или чувствуете, что не развиваетесь, посмотрите в сторону покупки не теоретических знаний, а покупки чужого опыта. Лучше заплатить деньгами, чем своими ошибками. Поищите наставников в нужной сфере, понаблюдайте, найдите тех, кто прошел этот путь, не поленитесь задать тысячу вопросов. Чем быстрее вы примите решение, тем быстрее начнете свой путь к нужным вам результатам.

Источник: stats.hh.ru
Источник: stats.hh.ru

P.S. Резюмируя по поводу смены профессии хочу добавить, что средняя заработная плата в финансовой сфере в г.Санкт-Петербурге составляет 80.000 рублей, при моей квалификации максимально возможная сумма 120.000 рублей. В пиаре же эту сумму можно получать за одного клиента. Работая в адекватном режиме на полном сопровождении 2-3 клиентов, доход может составлять от 300.000 рублей ежемесячно. Поэтому профессия PR-менеджера, несмотря на недешевое обучение, экономически выгодный вариант.

22
1 комментарий

Можно ли стать PR-менеджером без профильного образования - стать то можно, да вот только кто на работу возьмет, без впечатляющего портфолио будет довольно сложно.

1
Ответить