Нормирование расхода топлива для автомобилей

Нормирование расхода топлива для автомобилей

Нормирование расхода топлива для легковых автомобилей

Подпишись на первый транспортный канал 👉 🚚 Транспортный отдел

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Например

Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300–800 метров, совершил пробег 244 км

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Hs = 13,0 л/100 км;

надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5%

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) = 0,01 × 13,0 × 244 × (1 + 0,01 × 5) = 33,3 л.

Значение базовой нормы расхода топлива для данного расчета взято из таблицы в тексте рассматриваемых нами рекомендаций Министерства транспорта.

Нормирование расхода топлива для автобусов

Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,

где Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом норм и руемой по классу и назначению автобусаз агрузкой пассажиров);

S — пробег автобуса, км;

Hот — норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;

T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Например

Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 ч

Исходные данные

транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса Ikarus-280.33 составляет Hs = 43,0 л/100 км;

надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%;

норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Hот = 3,5 л/ч

Нормативный расход топлива для городского автобуса Ikarus-280.33 составляет:

Qн = 0,01 × Hs × S x (1 + 0,01 × D) + Hот × T = 0,01 × 43,0 × 164 × (1 + 0,01 × 8) + 3,5 × 8 = 104,2 л.

Нормирование расхода топлива для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),

где Qн — нормативный расход топлива, л;

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan — норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии бе згруза;

Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км

где Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км ;

Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т.км ;

W — объем транспортной работы, т.км;

W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т; Sгр — пробег с грузом, км);

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив:

для бензина — до 2 л;

для дизельного топлива — до 1,3 л;

для сжиженного нефтяного газа — до 2,64 л;

для сжатого природного газа — до 2 куб. м;

при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 куб. м природного газа идо 0,25 л дизельного топлива

Нормирование расхода топлива для седельных тягачей

Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами

  • Из путевого листа следует, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т-км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений:

базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Hs = 31,0 л/100 км;

норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = 2,0 л/100 т-км

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 × (Hs × S + Hw × W) = 0,01 × (31 × 217 + 2 × 820) = 83,7 л

2.Бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800–2000 м и совершил общий пробег 475 км

базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Hs = 25,0 л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т-км; норма расхода топлива над ополнительную массу прицепа или полуприцепа составляет Hg = 1,3 л/100 т-км;

надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%

масса снаряженного прицепаГКБ-8350 Gпр = 3,5 т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5320 сприцепом ГКБ-8350 составляет:

Hsan = Hs + Hg × Gпр = 25 + 1,3 × 3,5 = 29,55 л/100 км

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D) = 0,01 × (29,55 × 475 + 1,3 × 6413) × (1 + 0,01 × 18) = 264,0 л

3. Седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полу прицепом МАЗ-5205 А выполнил 9520 т-км транспортной работы при пробеге 595 км:

базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs = 23,0 л/100 км;

масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gпр = 5,7 т;

надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижение м автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15%;

норма расхода топлива на пробе гавтопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А без груза составляет:

Hsan = Hs + Hg × Gпр = 23 + 1,3 × 5,7 = 30,41 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D) = 0,01 × (30,41 × 595 + 1,3 × 9520) × (1–0,01 × 9) = 277,3 л

Нормирование расхода топлива для автомобилей самосвалов и самосвальных автопоездов

Для автомобилей самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 × Hsanc × S × (1 + 0,01 × D) + Hz × Z,

где Qн — нормативныйрасходтоплив, л;

S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км

Hsanc — норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

Hsanc = Hs + Hw × (Gпр + 0,5q), л/100 км,

где Hs — транспортнаянормасучетомтранспортнойработы (скоэффициентомзагрузки 0,5), л/100 км

Hw — норма расхода топлива на транспортную работуавтомобиля-самосвала (если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и надо полнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т × км;

Gпр — собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q — с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Z — количество ездок с грузом за смену;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5): бензина — до2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя

Для больше грузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлива также, как и для бортовых автомобилей.

Например

Автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере:

транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет Hs = 28 л/100 км

норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;

надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере — D = 12%.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hz × m = 0,01 × 28 × 165 × (1 + 0,01 × 18) + 0,25 × 10 = 57 л

Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепомГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез нарасстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км

Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базовогодлясамосвалаКамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км

базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет Hs = 27,7 л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т-км;

работа проводилась в условиях, нетребующих применения надбавок и снижений;

масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 Gпр = 4,5 т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 сприцепомГКБ-8527 составляет:

Hsan = Hs + Hw × Gпр = 27,7 + 1,3 × 4,5 = 33,6 л/100 км

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01 × [Hsan × S + Hw (S’ × G’ + S” × G”)] = 0,01 × [33,6 × 240 + 1,3 × (115 × 13 + 80 × 16)] = 116,7 л

Для автомобилей фургонов нормативное значение расхода топливо определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям. Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топливо определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Например.

Грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км:

базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет Hs = 34,0 л/100 км;

надбавка за работу без учета перевозимого груза D = 10%, надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8%.

Нормативныйрасходтоплива:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) × 0,01 × 34 × 152 × (1 + 0,01 × 18) = 61 л

Нормирование расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей

Нормативный расход топлив (л) для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующимобразом:

Qн = (0,01 × Hsc × S + Ht × T) × (1 + 0,01 × D), л,

где Hsc — норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: Hsc’ = Hsc + Hw × W,

где Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т.км;

W — объем транспортной работы, т.км );

S — пробег специального /специализированного автомобиля к месту работы и обратно, км;

Hт — норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (за полнение цистерны ит.п.);

T — время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;

D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности)

Нормативный расход топлив (л) для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом

Qн = 0,01 × (Hsc × S’ + Hs” × S”) × (1 + 0,01 × D)

где Hsc — индивидуальная норма расхода топлив н апробег специального /специализированного автомобиля, л/100 км

S’ — пробег специального/специализированного автомобиля к месту работы и обратно, км;

Hs” — норма ра схода топливна пробег при выполнении специальной работы вовремя передвижения, л/100 км;

S” — пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяю ттоль ко надбавки з аработу в зимнее время и вгорной местности).

Например.

Автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа:

базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Hsc = 52,0 л/100 км;

норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляетНт = 8,4 л/ч;

надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи километров после капитального ремонта D = 5%

Qн = (0,01 × Hsc × S + Hт × T) × (1 + 0,01 × D) = (0,01 × 52 × 127 + 8,4 × 6,8) × (1 + 0,01 × 5) = 129,3 л.

Подпишись и скачай документы по транспорту 👉 🚚 Транспортный отдел

Если вы читаете статью с компьютера, то наведите камеру телефона на QR-код и переходите по ссылке на телеграм-канал

Нормирование расхода топлива для автомобилей
11
Начать дискуссию