Что такое софт-скилл матрицы и зачем они нужны для роста вашего бизнеса уже сейчас

Что такое софт-скилл матрицы и зачем они нужны для роста вашего бизнеса уже сейчас

Софт-скиллы: что это и почему они важны?

Добро пожаловать в эпоху софт-скиллов! Мы живем в мире, где «Простите, это моя ошибка» может оказаться важнее, чем знание синтаксиса JavaScript наизусть. Это время, когда взаимодействие и коммуникация становятся не менее важными, чем хард-скиллы, а компании всего мира разрабатывают новые методы оценки и развития софт-скиллов своих сотрудников.

Меня зовут Сан, я больше 9 лет в разработке и больше 5 лет — в запуске продуктов. Я запустил канал fordevs, в котором рассказываю про важность и развитие софт-скиллов — подписывайтесь, чтобы получать ежедневную пользу.

Сегодня поговорим про софт-скилл матрицы.

Зачем нужны софт-скилл матрицы

Несмотря на важность, на софт-скиллы в компаниях часто забивают. Одна из причин этого — неясно, какие софт-скиллы важны в конкретной роли, как их развивать и измерять. И главное — что они могут принести бизнесу.

Здесь на помощь приходят софт-скилл матрицы. Это инструменты, которые помогают организациям определить, какие софт-скиллы важны для каждой роли, как они связаны с бизнес-целями и как их можно развивать и измерять. Они позволяют развивать софт-скиллы сотрудников более эффективно. Как следствие, приносить бизнес-результаты.

Что такое софт-скилл матрицы

Софт-скилл матрица — это таблица или другой визуальный инструмент, который показывает, какие софт-скиллы важны для разных ролей, а ещё — уровень владения этими навыками, который нужен сотрудникам для эффективной работы.

Например, таблица может выглядеть так:

Пример простой софт-скилл матрицы
Пример простой софт-скилл матрицы

Как матрицы помогают в управлении персоналом и развитии компании

Матрицы софт-скиллов позволяют организациям управлять персоналом и развивать компанию более эффективно по нескольким ключевым направлениям:

  • Разработка требований к ролям и должностям. Матрица позволяет четко определить, какие софт-скиллы требуются для каждой роли, а это помогает в создании описаний вакансий, определении критериев отбора и управлении ожиданиями сотрудников.
  • Планирование развития сотрудников. С помощью матрицы руководство может определить, какие навыки нужно развивать у каждого сотрудника, а это облегчает планирование обратной связи и карьерного роста.
  • Управление производительностью. Матрицу можно использовать для оценки производительности сотрудников и нахождения точек проседания и роста.

Все это в совокупности помогает сделать управление персоналом более стратегическим и эффективным. Кроме того, создать культуру непрерывного обучения и развития. А это — ключевой фактор успешности в современном бизнесе.

Как составляют софт-скилл матрицы

Определение ключевых софт-скиллов для компании и отдельных ролей

Первый шаг в создании матрицы софт-скиллов — определение ключевых софт-скиллов, которые важны для компании в целом и для каждой роли отдельно. Этот процесс обычно начинается с проведения брейншторма или работой с эйчарами для составления списка потенциально важных софт-скиллов. Из чего может состоять список: коммуникация, эмпатия, адаптивность, критическое мышление, решение проблем, управление временем, креативность, лидерство, и т. д.

После этого список оценивается и уточняется с учетом конкретного контекста компании и ее стратегических целей. Здесь могут быть полезны данные из прошлых оценок персонала, обратной связи от клиентов, результатов исследований о требованиях рынка труда и т. п.

Например, для программистов IT-компании особенно важны такие софт-скиллы, как общение (для взаимодействия с командой и клиентами), критическое мышление (для решения сложных технических задач) и адаптивность (для работы в быстро меняющемся окружении). В то время как для тимлидов важны лидерство, управление конфликтами и стратегическое мышление.

Процесс создания матриц: от простого списка до сложной сетки компетенций

После определения ключевых софт-скиллов следующий шаг — перевод списка в матрицу. Здесь процесс может варьироваться в зависимости от конкретной организации и ее потребностей, но он обычно выглядит так:

  • Создание структуры матрицы. Обычно это таблица, где строки представляют различные роли в компании (например, менеджер, разработчик, сейлс-менеджер), а столбцы — ключевые софт-скиллы (например, общение, эмпатия, адаптивность, критическое мышление).
  • Оценка важности софт-скиллов для каждой роли. Здесь можно использовать различные подходы — оценку от экспертов, данные обратной связи от сотрудников, результаты исследований рынка труда и т. д. Важно учесть не только текущие требования, но и будущие потребности в связи со стратегией развития компании.
  • Оценка текущего уровня владения софт-скиллами. Это может быть основано на данных оценок 360, обратной связи от коллег и руководителей, самооценки сотрудников и т. д. Помогает определить, где уже есть сильные стороны и где нужно больше внимания и ресурсов для развития.
  • Определение целевого уровня владения софт-скиллами для каждой роли. Это показывает, каким должен быть уровень владения каждым софт-скиллом — обычно по шкале “низкий-средний-высокий”, но иногда используют оценки от 1 до 5.

Практический пример того, как может выглядеть матрица софт-скиллов. Предположим, мы хотим создать матрицу для трех ключевых ролей: разработчиков, проджект-менеджеров и тимлидов. Для этого мы определили следующие ключевые софт-скиллы: коммуникация, критическое мышление, адаптивность, лидерство, управление конфликтами и стратегическое мышление.

Пример простой матрицы софт-скиллов может выглядеть следующим образом:

Матрица целевого владения софт-скиллами
Матрица целевого владения софт-скиллами

Здесь «Высокая«, «Средняя» и »Низкая» отражают важность каждого софт-скилла для данной роли. Их можно определить по оценкам эйчаров, данных обратной связи от сотрудников, анализа требований рынка и т. д.

Затем, эту матрицу можно развить до более сложной сетки компетенций, где для каждого софт-скилла определены несколько уровней (например, от 1 до 5) и для каждой роли указан целевой уровень. Добавить оценку текущего уровня владения софт-скиллами сотрудниками, чтобы выявить пробелы и определить приоритеты развития.

Внедрение софт-скилл матриц в компании

С одной стороны, этот процесс может показаться сложным и многоэтапным, но с другой, правильное внедрение даёт компании кучу плюсов.

Разъяснение сотрудникам зачем это нужно и как это работает

Перед тем, как начать внедрение софт-скилл матриц, убедитесь, что все сотрудники компании понимают, зачем они вообще нужны и как они будут работать. И это не только о том, что каждый должен знать определение софт-скиллов и их важность для успешной работы компании. Каждый член команды должен чувствовать, что эта матрица — инструмент, который поможет ему стать лучше и добиться большего успеха в работе, а не очередной инструмент контроля.

Здесь следует провести встречи, на которых вы объясните команде основные принципы работы софт-скилл матриц. Привлеките к этому процессу HR-ов.

Внедрение матриц в процесс оценки производительности и развития персонала

Следующий шаг — внедрение софт-скилл матриц в процесс оценки и развития персонала. Здесь важно не просто включить новые критерии в уже существующую систему, но и пересмотреть всю систему в целом, чтобы она была сбалансированной и каждый сотрудник оценивался объективно.

Стоит учитывать, что эти матрицы не заменяют оценку технических навыков, а скорее дополняют и расширяют ее, чтобы более полноценно оценивать сотрудников.

Не забывайте также включать софт-скиллы в систему развития персонала. Это может включать в себя тренинги, менторство, курсы для улучшения навыков и многое другое.

Советы по обеспечению эффективного внедрения

Чтобы внедрение софт-скилл матриц было безболезненным и эффективным, вот несколько рекомендаций:

  • Обучение и поддержка: Перед тем, как начать использовать матрицы, убедитесь, что у сотрудников есть все необходимые знания и навыки для этого. Это как раз про тренинги и встречи.
  • Вовлеченность руководства: Если руководители компании активно поддерживают внедрение матриц и являются примером их использования, это будет способствовать успеху. Они должны быть вовлечены в процесс с самого начала и активно поддерживать его на каждом этапе.
  • Обратная связь: Постоянная обратная связь — важный инструмент для успешного внедрения матриц. Она поможет узнать, как сотрудники адаптируются к новой системе, и вовремя внести необходимые коррективы.
  • Постоянное улучшение: Матрицы софт-скиллов — это не что-то, что вы создаете один раз и забываете. Это инструмент, который должен постоянно развиваться и улучшаться. Поэтому не забывайте проводить регулярные проверки и обновления.

В итоге, правильно используемые софт-скилл матрицы могут стать мощным инструментом для повышения эффективности работы компании, улучшения командной работы и увеличения производительности.

Какие софт-скиллы включать

Всё зависит от специфики. Опять же, нужно отталкиваться от бизнес-результатов, которые нужны компании. Если вы работаете по Agile, продукты постоянно развиваются, расширяются, дополняются — важны навыки коммуникации и работы в условиях неопределённости. Если вы работаете над большим продуктом с понятным треком развития по Waterfall — обращайте внимание на концентрацию, тайм-менеджмент и так далее.

Вариант определения важности софт-скиллов для включения в матрицу
Вариант определения важности софт-скиллов для включения в матрицу

Различные подходы к выбору софт-скиллов

Есть несколько подходов, которые можно применить.

  • Определение важнейших софт-скиллов для организации в целом. Это могут быть навыки, которые поддерживают корп. культуру и ценности компании, или те, которые являются критически важными для бизнес-модели. Например, для консалтинговой компании критически важными могут быть навыки в области межличностного общения и управления проектами.
  • Определение специфических софт-скиллов для различных ролей. Подбор навыков, которые особенно важны для успешного выполнения определенных ролей или функций. Например, для руководителей может быть важно умение мотивировать и вдохновлять команду, для службы поддержки клиентов — эмпатия и навыки решения конфликтов.
  • Смешанный подход. Здесь можно сочетать общие для всей организации софт-скиллы с специфическими для конкретных ролей.

Каким бы подходом вы не пользовались, главное — помнить о гибкости и готовности к адаптации. Матрица должна быть готова к изменениям (так же, как и ваши команды).

Примеры ключевых софт-скиллов

Вот несколько примеров ключевых софт-скиллов, которые можно ключить в матрицу.

  • Коммуникация. Необходим практически в любой роли: способность четко и ясно выражать свои мысли, слушать и понимать других, умение убеждать и вести переговоры.
  • Решение проблем. Это способность анализировать ситуацию, обнаруживать проблемы, генерировать и оценивать возможные решения (и принимать их самостоятельно).
  • Эмпатия. Важность этого навыка растет, особенно в условиях удаленной работы. Эмпатия помогает лучше понимать и принимать точку зрения других людей >> повышать уровень сотрудничества и взаимопонимания.
  • Управление временем. Планирование, приоритизация задач, делегирование, установление и достижение целей.
  • Критическое мышление. Способность независимо оценивать информацию и делать обоснованные выводы. Важен в ситуациях, требующих анализа и принятия решений.
  • Работа в команде. Способность сотрудничать с коллегами, делиться идеями и работать совместно для достижения общих целей — важный элемент для любой команды или организации.
  • Умение обучаться и адаптироваться. Мир и технологии вокруг нас постоянно меняются, и командам важно быстро учиться и приспосабливаться к новым условиям.
  • Эмоциональный интеллект. Включает в себя понимание своих чувств и чувств других, умение управлять своими эмоциями и построить эффективные межличностные отношения.

Эти примеры — лишь отправная точка. В каждой компании могут быть свои уникальные наборы софт-скиллов. Поэтому всегда важно внимательно подойти к выбору софт-скиллов, чтобы они закрывали именно ваши потребности и цели.

Как оценивать софт-скиллы: от самооценки до 360-градусной оценки

Оценка софт-скиллов — возможно, важнейшая часть. Без нормального механизма оценки, матрица софт-скиллов становится просто «красивым» инструментом без реального влияния на рост бизнеса.

Самооценка

Самооценка — это первый и самый простой способ оценить софт-скиллы. Сотрудники самостоятельно оценивают свои компетенции, опираясь на матрицу софт-скиллов. Они могут использовать шкалу (например, от 1 до 5) или процентное соответствие.

Самооценка имеет свои недостатки. Она может быть подвержена так называемому эффекту Даннинга-Крюгера — когда люди с низкой компетентностью переоценивают свои навыки, а с высокой — недооценивают.

Оценка руководителем

Руководители или менеджеры — еще один источник оценки софт-скиллов. Этот метод тоже не лишен недостатков. Руководители могут быть субъективны, испытывать симпатию или антипатию к своим сотрудникам.

360-градусная оценка

Оценка 360 — самый объективный подход. Включает в себя оценку софт-скиллов сотрудника со стороны его коллег, подчиненных, руководителей и даже клиентов. Этот подход позволяет получить самое полное и объективное представление о софт-скиллах сотрудника.

Пример применения софт-скилл матрицы, где зелёный - попадание в ожидание, красный - ниже ожидаемого, синий - превышает ожидания
Пример применения софт-скилл матрицы, где зелёный - попадание в ожидание, красный - ниже ожидаемого, синий - превышает ожидания

Как избежать субъективности в оценке

Мы почти на финишной прямой. Важно сделать так, чтобы оценки были непредвзятыми и честными. Софт-скиллы — это во многом что-то невидимое и нематериальное, поэтому их сложно измерить и оценить. Вот несколько способов борьбы с субъективностью:

  • Используйте четкие и понятные критерии оценки. Каждый софт-скилл должен быть четко определен. Для каждого уровня (от 1 до 5) напишите конкретные примеры, чтобы при оценке на них можно было опираться.
  • Привлеките несколько источников оценки. Как я уже говорил, 360-градусная оценка может помочь получить более объективный взгляд на софт-скиллы сотрудника. При этом важно, чтобы каждый из источников понимал, как именно оценивать каждый из софт-скиллов, чтобы субъективность была минимальной.
  • Проводите регулярную оценку. Софт-скиллы не статичны, они могут развиваться и меняться со временем. Регулярная оценка поможет отслеживать эти изменения и адаптироваться под них.

Как использовать результаты оценки для развития сотрудников и компании

Проведение оценки — только половина задачи. Главное — использовать полученные данные для развития сотрудников и, как итог, компании. Вот несколько советов, как это сделать:

  • Разработка индивидуальных планов развития. Создавайте планы развития по результатам оценки. Это может быть обучение, менторство, работы над проектами, которые помогут развить нужные софт-скиллы.
  • Обратная связь. Ведите диалог с сотрудниками. Обсуждайте их сильные стороны и области для развития, а ещё возможные стратегии для улучшения.
  • Создание культуры постоянного обучения. Постоянная оценка и развитие софт-скиллов должны стать частью корпоративной культуры. Это позволит сотрудникам видеть значение и пользу от развития их софт-скиллов.
  • Внедрение результатов оценки в стратегию компании. Результаты оценки могут и должны влиять на стратегию компании в целом. Например, если оценка показала, что у большинства сотрудников низкий уровень критического мышления, это может стать сигналом к тому, что пора менять подход к обучению и развитию.

Заключение

Софт-скилл матрицы — передовой инструмент для развития сотрудников и компании. Их используют Google, Microsoft и не только — так People Management становится прозрачным и понятным для команды.

Они не только улучшают производительность и эффективность работы, но и создают культуру непрерывного обучения и развития, а это увеличивает уровень доверия и мотивацию сотрудников.

Используйте софт-скилл матрицы, если ещё не. И уделяйте софт-скиллам не меньше, чем хардам.

Больше про развитие софт-скиллов я рассказываю в своём телеграмм-канале fordevs.

11
Начать дискуссию