200 заявок в месяц: как дизайнеру все организовать и не выгореть до углей

Я Михаил Слиж – дизайнер, который пришел в МТС в 2020 и начал почти с нуля строить отдел графического дизайна: упаковки, печатных материалов, мерча и спецпроектов. В этой статье расскажу об инсайтах организации процессов в новом отделе. Будет полезно арт-директорам, в работе которых много хаоса, и дизайнерам, которые хотят понимать принципы вертикального и горизонтального развития в корпорациях.

200 заявок в месяц: как дизайнеру все организовать и не выгореть до углей

Как все начиналось

Как только я пришел работать в Центр дизайна МТС, со всех сторон стали приходить заявки. Меня просили разработать визуальный стиль, упаковку продукта, инструкции, плакаты, сувенирную продукцию и мерч.

Одни из первых работ в МТС. 2020 год
Одни из первых работ в МТС. 2020 год

Заявки шли отовсюду: почта, телеграм, звонки, скайп. По 20-25 обращений каждый день, а по понедельника еще больше – накапливались заявки с выходных. Не меньше половины заявок относились к категории «заявка-чайка». Это мой термин по аналогии с «чайка-менеджментом», когда приходится через несколько менеджеров выяснять, что же на самом деле от меня хотят.

''Заявка-чайка — когда непонятно, что надо сделать, потому что задачу делегировали кому-то, а тот ничего не знает

Вся моя жизнь превратилась в бесконечные уточнения. Так долго, конечно, продолжаться не могло, я стал искать варианты решения.

До работы в МТС я активно фрилансил. И постепенно оброс разными документами для облегчения работы, в том числе у меня был бриф, я отправлял его заказчику до начала работ. Поэтому в МТС сделал аналогично: стал в ответ на каждую заявку отправлять бриф, но процессы уточнений все равно съедали уйму времени.

Решил оптимизировать: создал бриф на 14-15 вопросов во внутреннем Service Desk (онлайн-сервис, в котором можно оставлять заявки на услуги внутри компании), чтобы заявка приходила мне в Jira.

Заказчики все равно продолжали писать в почту сообщения не по теме, и тогда я поставил автоответ с ссылкой и информацией:

Автоответ на почте: прошу заказчиков оставлять заявки во внутреннем сервисе
Автоответ на почте: прошу заказчиков оставлять заявки во внутреннем сервисе

Часть заказчиков были недовольны таким дополнительным фильтром, но другого варианта не было. Поэтому все привыкли к новому формату.

Оптимизация процессов

+177% к числу заявок, выполненных за год, число сотрудников выросло с одного до трех
+177% к числу заявок, выполненных за год, число сотрудников выросло с одного до трех

Поток заявок становился все больше.Тогда я поставил все задачи на паузу и решил точечно автоматизировать процессы, чтобы получить максимальную производительность.

''Пример автоматизации: потратил полдня, чтобы придумать процессы, которые потом позволили сделать 1040 этикеток за полчаса.Или подготовка визиток: в таблицу заносим данные, а затем за полчаса выгружаем несколько десятков визиток в графику (если это интересно, могу описать в отдельной статье)

Поделюсь тем, что дало максимальный эффект:

  • Внутренние гайды. Если задача повторяется больше двух раз, надо сделать для нее типовые инструкции. Это еще и в будущем поможет расширять отдел, быстро вводя в курс дела новичков.
  • Шаблонные компоненты: разбивал макет на детали конструктора, чтобы потом быстро выдавать готовые шаблоны.
  • Структура брифов. Пример брифа
  • Ограничение времи использования почтой: выделил слоты на это. В последствии, у меня на почту уходило всего 30-45 минут ежедневно.
  • Сбор обратной связи по процессу, оценка оптимизации и дальнейшие усовершенствования.
  • Разный подход в коммуникации с менеджерам и специалистами: менеджеры приносят задачу, чтобы вы ее решили, а специалисты приносят задачу и идеи, которые можно использовать. Следовательно, каждый занимается своим делом.
Одна из страниц руководства по оформлению упаковки. 2020 год 
Одна из страниц руководства по оформлению упаковки. 2020 год 

Расширение команды

Когда построил процессы сбора и обработки заявок, появилась возможность взять стажеров, и я запросил расширение своей команды. Денег при этом мне выделили на дизайнера мидл-уровня, но я взял вместо этого стажера. И договорился, что сэкономленные деньги будут откладываться, чтобы я смог взять еще одного стажера позже.

''Яна со мной работает с конца 2020 года, за два месяца прошла путь от стажера до штатного сотрудника — middle дизайнера

Решил брать стажеров, потому что заметил, что на рынке много ребят с хорошим потенциалом, которые могут быстро дорасти до мидлов.

На рынке много мидлов, но по факту они джуны, потому что рынок графического дизайна по кадрам практический пустой, все дизайнеры ушли в другие направления (продуктовый дизайн, например). Поэтому я сразу спланировал, что проще научить людей самому.

Делю специалистов на две категории: предпочитают расти вертикально до менеджмента, или растут в основном горизонтально, улучшая навыки. Стараюсь брать в команду людей, которым интересно расти именно по компетенциям.

"Если стажер хочет расти по навыкам, то просит разные задачи из разных направлений. Понять, хорош ли дизайнер, я могу очень быстро по тестовому заданию. Могу, например, дать задание разместить на листе несколько фигур. Композиция, цвет и типографика скажут многое о потенциале кандидата."

Когда появились стажеры, процессы опять пришлось перестраивать. Друг, который работает проект-менеджером, рассказал про тонкости использования канбан-доск для организации работы команды.

Канбан-доска с задачами отдела

Я приземлил в очередной раз этот опыт на работу в МТС – получилось, и до сих пор использую такой подход, постоянно его совершенствуя. Первая колонка – все задачи. Во второй колонке дизайнер видит задачу лично для себя. Все задачи пронумерованы, поэтому удобно просто написать в телеграм: возьми задачу номер такой-то.

Входящий поток задач сейчас огромный, но я не пускаю этот поток в команду.

У дизайнера в моей команде может быть ровно 2 задачи. Потому что это дает ему возможность концентрироваться.

Делю задачи на 2 типа: креативная и сервисная. Сервисная – это рутинная задача без включения мозга, креативная – это когда нужно придумать что-то новое. Есть разные типы дизайнеров: кто-то может много креативить, а кто-то не может, поэтому я распределяю задачи в зависимости от этого.

У дизайнера есть креативная мана – креативный сосуд (кажется, я сам придумал этот термин), и она имеет тенденцию заканчивается. Поэтому только сервисные задачи дизайнеру давать нельзя, потому что от них запас маны уменьшается. И наоборот: поток только креативных задач истощит ману до нуля.

Развёртка упаковки в новом бренде МТС
Развёртка упаковки в новом бренде МТС

'' Как обосновать найм новых людей? Тут все просто: бизнесу нужны цифры. Когда вы будете гореть от задач и постоянно об этом говорить, вас будут внимательно слушать – но помощников не дадут. Другое дело, когда у вас есть статистика по заявкам, сделанным задачам и потраченному на них времени — тогда разговор будет другим. Любой хороший начальник поймет, что на новые свершения нужны люди.

Несколько советов, как эффективно включать в работу стажеров:

  • Делитесь знаниями с теми, у кого есть на это запрос. Потом эти специалисты будут делиться знаниями дальше.
  • Когда берете стажера, то включайте его в корпоративные чаты постепенно. Потому что в начале нужно научиться классно делать задачи, а потом уже вникать в культуру компании и тусовку.
  • Ставьте четкое ТЗ, чтобы снизить количество коммуникаций и отвлечений дизайнера. Ману лучше тратить на работу и креатив, а не пересылку вопросов "туда-сюда".

Как вырасти в корпорации

Вся эта система, которую я описал, возникла только после глубокого понимания процессов внутри компании. Вам потребуется некоторое время, чтобы разобраться, как все устроено, и только потом получится что-то улучшать.

В заключение рекомендую простой пошаговый план, как расти в корпорации:

  • Ищите проблемы. Не слушайте аргументы коллег по типу «так исторически сложилось» и «мы так привыкли». Обращайте внимание на любые сложности.
  • Замечайте повторяющиеся проблемы.
  • Придумайте системные решения этих проблем. Это может быть автоматизация частых задач, регламенты, брифы и многое другое.
  • Учитесь распределять бюджеты. Экономия в одних проектах может дать профит в других.
  • Творите и учитесь каждый день. Мы давно окончили школу, но учиться новому — всегда круто.

——————

Послушать мысли про дизайн и не только:

Новый выпуск с Мишей Слиж (арт-директор МТС по упаковке и мерчу)

Я назвал его: Я дарю стиль тем, кому до него нет дела

Но, дело есть всем, я думаю)

Слушать можно везде: Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, VK, Google Podcasts, и даже Spotify, SoundStream и многие другие.

Как всегда с нами прекрастные МТС Design, подпишитесь на них обязательно!

Медленно обновляемое портфолио: be.net/slizhevsky

Мой блог про кино и музыку:

88
2 комментария

Проблема выгорания действительно очень актуальна

1
Ответить

да, и она есть не только у рядовых дизайнером, но и у менеджеров, арт-диров и руководителей

Ответить