Идеальный корпоративный мессенджер: миф или реальность?

В нынешних реалиях внедрение мессенджеров в корпоративную среду стало жизненно важной необходимостью. При этом компании всё чаще сталкиваются с дилеммой при выборе мессенджера, ведь от него зависит эффективность коммуникации, безопасность информации и, в конечном итоге, успех всего бизнеса. Разбираемся, существуют ли по-настоящему идеальные мессенджеры, которые смогут удовлетворить все «хотелки» современного бизнеса.

Простота и удобство эксплуатации

Рядовые сотрудники компаний хотят не так уж многого – чтобы корпоративный мессенджер был простым и удобным. Как любимый смартфон. Ведь в условиях постоянной нехватки времени никто не хочет сидеть на скучных обучающих курсах. Всем нужен интуитивно понятный интерфейс. Однако это лишь один из факторов, не менее важна скорость и стабильность работы мессенджера.

Идеальный корпоративный мессенджер: миф или реальность?

Что же мы имеем по факту? В первые дни своего появления корпоративные и публичные мессенджеры были просты и понятны всем. Но время шло, запросы пользователей росли. Разработчики, стараясь угодить всем, начали добавлять в свои программы всё больше функциональных возможностей. Ожидаемо, что приложения стали более сложными и запутанными.

Теперь не всегда можно легко разобраться в обилии функций «с ходу», а логика работы разных мессенджеров может в корне отличаться. Опытным пользователям это может и не доставит особых проблем, а вот новички могут испытывать трудности, особенно при использовании нестандартных функций.

Поэтому современным разработчикам стоит задуматься об этой проблеме и делать свои приложения более понятными. Качественные инструкции и обучающие материалы помогут пользователям разобраться в новых функциях, использовать мессенджеры максимально эффективно.

Непробиваемая защита

Использование мессенджеров в рабочих целях сопряжено с рисками утечки конфиденциальных данных. Поэтому они всячески должны препятствовать доступу злоумышленников к информации, а также исключать возможность отправки важных данных работниками компании сторонним лицам.

На деле же все не так просто. Хотя многие мессенджеры позиционируют себя как защищенные, утечки информации у них происходят регулярно. Это касается как популярных публичных мессенджеров, так и бизнес-решений.

Хоть утечки и практически невозможно устранить, можно существенно уменьшить сам риск потери данных. Для компаний одним из главных шагов на пути к защите информации является отказ от использования «забугорных» мессенджеров. А всё потому, что все используемые данные подобного софта сохраняются на серверах разработчиков. Они доступны как законным владельцам, так и потенциальным злоумышленникам, что представляет собой серьезный риск для российского бизнеса.

Роскомнадзор уже предпринимает необходимые меры в этом направлении. Начиная с марта 23 года использование иностранных программ для делового общения запрещено в: государственном секторе, финансовой сфере, управляющих компаниях, НПФ и др.

Еще одним шагом для усиления безопасности станет отказ от облачных технологий. Ведь их использование – это не что иное, как передача контроля над данными третьей стороне, действия которой сложно отследить. Несмотря на то, что работа с облачными решениями имеет свои плюсы, не стоит забывать о сопутствующих рисках. В случае утечки не факт, что владелец облака вообще станет оповещать об этом своих пользователей.

В таких случаях оптимальным вариантом для компаний будет размещение мессенджера и его данных на собственных серверах компании. Также информацию можно дополнительно обезопасить с помощью внедрения систем, защищающих от потерь данных (DLP), установления блокировки на отправку сообщений за пределы программной экосистемы компании, устранения возможности делать скриншоты экрана.

В скором времени технологический мир ожидает переход на новые методы защиты информации – постквантовое шифрование. Оно позволит значительно повысить уровень безопасности данных.

Широкий спектр функциональных возможностей

Многие компании мечтают о корпоративном мессенджере, который станет универсальным инструментом для всех видов бизнес-коммуникаций. Но пока такого решения не существует.

С одной стороны, современные мессенджеры для бизнеса предлагают хороший набор функций. Однако не всегда их хватает на то, чтобы полностью вытеснить другие программные продукты. Для примера: всеми любимые почтовые клиенты по-прежнему являются незаменимым инструментом для деловой переписки. И как показывает практика, электронный почтовик и мессенджер способны отлично работать в тандеме.

Корпоративные мессенджеры предлагают более широкий спектр функций, чем публичные. Они могут работать с другими бизнес-приложениями, обеспечивая более высокий уровень безопасности и конфиденциальности данных. Однако публичные мессенджеры, такие как Telegram, уже завоевали огромную популярность среди пользователей. Их, например, можно использовать для связи с клиентами, партнерами или другими людьми, которые не являются сотрудниками организации.

Совместимость со сторонними приложениями

Современный мессенджер для бизнеса должен не только гарантировать оперативную и комфортную связь между сотрудниками, но и открывать доступ к необходимой информации. Например, к данным, связанным с выполнением собственных рабочих обязанностей и штатными работниками и службами.

В идеале, мессенджер должен выступать единым центром доступа к данным. Его задача – избавить работников от необходимости переключаться между теми или иными бизнес-программами. Интеграция с календарями, CRM-системами, инструментами управления проектами и другими рабочими приложениями позволит оптимизировать и повысить продуктивность работы сотрудников компании.

Однако на практике интеграция со сторонним программным обеспечением (ПО) не всегда возможна из-за отсутствия API в открытом доступе. К тому же, перенасыщенный интеграциями интерфейс мессенджера может сделать его менее удобным и непростым для пользователей.

Кроссплатформенность

В современных реалиях компаниям нужен мессенджер, который будет работать на любом корпоративном устройстве, не зависимо от операционной системы (ОС), будь то Linux, Android или iOS.

В реальности добиться стопроцентной совместимости со всеми существующими платформами довольно сложно. К тому же разработка приложений для редких ОС не совсем целесообразна. Обычно в компаниях сотрудники используют ограниченный набор устройств, например, одну или две ОС для ПК и столько же для мобильных гаджетов. «Топовые» корпоративные мессенджеры, как правило, работают без проблем на всех популярных платформах. В случае с менее распространенными ОС, всегда можно воспользоваться веб-интерфейсом мессенджера.

Мониторинг информации и формирование отчетов

Совершенный корпоративный мессенджер призван создавать условия для удобного общения сотрудников, а также собирать ценные аналитические данные. Пользователям нужно, чтобы система умела автоматически собирать необходимые сведения и формировать отчеты различного уровня.

Во многих мессенджерах подобный функционал уже частично реализован. Они способны собирать данные о коммуникации сотрудников, такие как, частота сообщений, активность в группах, время отклика.

Однако на данный момент возможности аналитики и отчетности ограничены. Если организации требуется особая отчетность, им приходится либо обходиться нестандартными инструментами, либо договариваться с разработчиками о доработке мессенджера.

Настройка и масштабируемость

Многие компании нуждаются в корпоративном мессенджере, который сразу после установки будет готов к использованию без дополнительной настройки. В идеале, разработчики подобных мессенджеров должны постоянно внедрять новые функции, чтобы соответствовать современным трендам. Но, что мы имеем на деле?

В России разработчики действительно готовы кастомизировать мессенджеры под нужды заказчиков, но цена такой кастомизации должна быть доступной для клиента. Многие компании предлагают решения, основанные на модели «WhiteLabel». Это дает возможность клиентам самостоятельно настраивать продукт под свои потребности.

Расширяемость приложений также является важным фактором в бизнес-коммуникациях. Разработчики постоянно добавляют новые функциональные возможности, чтобы повысить эффективность работы своих мессенджеров.

Что же в итоге?

Корпоративные мессенджеры уже стали неотъемлемой частью работы, но им все еще далеко до совершенства. Разработка и внедрение таких систем сопряжены с рядом трудностей, таких как ограниченные ресурсы, несоответствие ожиданий заказчиков и возможностей разработчиков.

Тем не менее, российские IT-компании активно развивают свои мессенджеры, добавляя новые функции, улучшая защиту данных и расширяя возможности взаимодействия со сторонними программами. Что делает их использование более комфортным и надежным для пользователей.

В будущем корпоративные мессенджеры эволюционируют в платформы единого общения, объединив весь необходимый функционал для деловой коммуникации сотрудников компании.

Выбираете оптимальный мессенджер для своего бизнеса? Обратитесь к нашим менеджерам - они дадут дельный совет, основанный на опыте тысяч наших корпоративных заказчиков!

Начать дискуссию