Контейнерный кризис 2.0: почему растут ставки на перевозки

Мировая торговля более чем на 90% зависит от морских перевозок. Большие контейнеровозы ежедневно перевозят тонны товаров из пункта А в пункт Б по воде. В конце 2021 – начале 2022 года мир уже сталкивался с таким явлением, как контейнерный кризис, главной причиной которого называли пандемию. Казалось бы, прошло время, страны сняли внутренние ограничения, порты заработали в нормальном режиме, но только стоимость перевозки вновь взлетела до заоблачных значений. По словам экспертов, с начала этого года спотовые ставки увеличились на 50%, причем стремительный рост пришелся на май – только за последнюю декаду мая повышение спотовых ставок на 15−30% произошло у большинства морских линий.

Контейнерный кризис 2.0: почему растут ставки на перевозки

Что происходит и какие прогнозы ждут тех, кто зависит от перевозок (а на самом деле дело касается каждого), рассмотрим ниже.

Закрепление темы: что такое контейнерный кризис

Контейнерный кризис – это ситуация, когда мировой спрос на контейнерные перевозки значительно превышает предложение. Он порождает такие проблемы, как задержки доставки, нехватку контейнеров и рост стоимости транспортных услуг. Кризис 2021 года уже показал уязвимость глобальной логистической системы, а сейчас ситуация повторяется по второму кругу.

Ставки вверх: в чем причина происходящего

Контейнерный кризис 2.0: почему растут ставки на перевозки
  • Китайский экспорт сильно превышает импорт.Китай – основной поставщик товаров в мире. Одной из основных причин контейнерного кризиса является значительный дисбаланс между китайским экспортом и импортом. КНР экспортирует гораздо больше товаров, чем импортирует, создавая ситуацию, при которой огромное количество контейнеров отправляется из страны, но не возвращается обратно с товарами. Это приводит к нехватке контейнеров в ключевых экспортных китайских портах и избытку в портах импорта.
  • Конфликт на Ближнем Востоке вынуждает морские линии менять маршруты.Красное море — стратегически важный водный путь, соединяющий Индийский океан с Суэцким каналом и далее с Европой. Учитывая текущую геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке, крупнейшие судоходные компании (MSC, Maersk, CMA, Hapag-Lloyd и др.) меняют маршруты следования судов, тем самым увеличивая время плавания. Выходит так, что пока контейнеры остаются на судне, спрос на них, как и на контенейровозы в целом, растет. Заторы на линиях задерживают возврат пустых ящиков и порождают острую нехватку контейнеров в Азии.В то же время, выбирая более длинные и безопасные маршруты для обхода опасных зон, операторы задерживают сроки выполнения контрактов для бизнеса, но продолжают повышать цены за свои услуги, даже несмотря на каскадные задержки в цепочках поставок.
  • Грузоотправители заранее отгрузили товар в преддверии пикового сезона в третьем квартале.Одни из главных факторов, которые обычно влияют на увеличение объемов контейнерных перевозок в третьем квартале, — это подготовка к началу учебного года, праздничному сезону в западных странах (череде праздников вроде Чёрной Пятницы, Дня благодарения, Рождества и Нового года) и старту отгрузок после всплеска активности в период международных выставок весной в Китае. Опыт пандемии научил импортеров заранее пополнять запасы на складах, и поэтому в этом году из-за смещения пика отгрузок, на которое наложилась ситуация с удлинением маршрутов в обход Красного моря, произошли сбои в торговых потоках.
  • Плохие погодные условия и скопление порожних контейнеров в других странах.Из-за плохой погоды в странах Восточной Азии в конце апреля, перевозчики отказались заходить в порты одних стран либо сократили время пребывания в портах, не забрав пустые контейнеры, чтобы быстрее доставить те грузы, которые находились на борту. В результате порожние контейнеры остались разбросаны по всему миру, так и не вернувшись в Китай, где в них так нуждаются.
  • Перегруженность портов.Из-за перераспределения мощностей у морских линий, увеличения перевалки грузов в Западном Средиземноморье и в Азии случились серьезные перегрузки портов в ряде транспортных узлов. В конце мая стало известно, что среднесуточное количество судов, стоящих на якоре в Циндао, достигло отметки в 55 по сравнению с 29 в первую неделю января, в то время как в Гуанчжоу этот показатель достиг отметки в 102 судна против 60 в первую неделю января. В то время как контейнеровозы стоят в китайских портах, у Китая нет контейнеров, чтобы загружать их новыми грузами – замкнутый круг, в котором пока не находится решение проблемы. Ожидается, что в ближайшее время ситуация будет только усугубляться, а доставка грузов в страны-импортеры будет отсрочена на неопределенный период.
  • Спрос на контейнеры гораздо выше предложения на рынке.Главный производитель контейнеров в мире – все тот же Китай. Большинство контейнеров, используемых в глобальной цепочке поставок, производится именно там (около 3 млн стальных ящиков в год). Однако производственные мощности ограничены. Китайские заводы не могут быстро расширить производство, так как для этого требуются значительные инвестиции и время, и предпочитают просто зарабатывать на повышении цен на имеющиеся ящики.

Что нас ждет

По прогнозам экспертов, в ближайшем времени ставки будут продолжать расти вне зависимости от вида перевозки – морского или железнодорожного.

Если в мае рост тарифов на морскую перевозку грузов из Китая в Россию составил более 30% ( до $1,9–2,1 тыс. за 20-футовый контейнер и $2,5–3 тыс. за 40-футовый) и около 10% на ж/д (до $1,7–2,1 тыс.), то в июне они могут увеличиться еще на 20–30% от текущих показателей.

Контейнерный кризис 2.0: почему растут ставки на перевозки

Увеличение затрат на логистику опасно для бизнеса, так как грозит в лучшем случае снижением объемов закупки, а в худшем – разорением. Нынешняя ситуация непременно приведет к удорожанию товаров, возможному дефициту и, как следствие, снижению общего уровня жизни у населения в разных странах.

Как подготовиться к новому кризису

  • Планируйте заранее.Ситуация с ростом ставок и дефицитом контейнеров требует тщательного планирования. Если ваш бизнес зависит от международных перевозок, старайтесь заключать контракты заранее, чтобы зафиксировать ставки и обеспечить себе контейнеры. Чем раньше вы начнете планировать поставки, тем больше шансов избежать задержек и дополнительных расходов.
  • Обратитесь к альтернативным маршрутам.Изучайте альтернативные маршруты и способы доставки. Иногда использование разных портов или транспортных компаний может помочь снизить затраты и избежать перегруженности. Рассмотрите возможность использования железнодорожного или авиационного транспорта, если это экономически целесообразно для вашего бизнеса.
  • Оптимизируйте складские запасы.Пересмотрите свои складские запасы и логистическую цепочку в целом. Возможно, стоит увеличить запасы товаров посредством местных поставщиков, чтобы быть готовыми к возможным задержкам в поставках. Оптимизация складских запасов поможет вам избежать перебоев в работе и поддержит клиентский спрос.
  • Установите тесные отношения с поставщиками и логистическими компаниями.Налаженные отношения с поставщиками и логистическими партнерами помогут быть в курсе текущей ситуации и оперативно реагировать на изменения. Регулярное общение и сотрудничество с партнерами позволит быстрее находить решения в сложных ситуациях.
  • Будьте гибкими.Гибкость и способность адаптироваться к изменяющимся условиям – ключ к успешному ведению бизнеса в условиях кризиса. Будьте готовы быстро принимать решения, менять маршруты и искать новые возможности. В условиях неопределенности это особенно важно.
Начать дискуссию