7 типовых организационных кризисов бизнеса

7 типовых организационных кризисов бизнеса

Можно ли бизнесу быть готовым к кризисам? А что, если помимо внешних, будут одновременно влиять ещё и внутренние кризисные процессы? Хотели бы когда-нибудь проверить свой бизнес на прочность таким двойным ударом? А предостеречь его от этого? – Думаю, вполне.

Налаживание систем бизнеса в кризисные времена помогает сохранить эффективность и адаптивность, что может улучшить выживаемость и успех компании. Я, руководитель консалтингового агентства «KOPEIKIN consulting», на примере внутренних кризисов расскажу, как этого добиться, но обо всём по порядку.

Разберём кризисы в порядке зависимости от возраста и масштаба компании. Быстроразвивающийся бизнес может столкнуться с первыми пятью кризисами уже в первые два года своего существования!

1 «Люди или Функции»

Кризис, который тормозит рост твоего бизнеса!

Когда бизнес молодой, он работает по принципу: все сотрудники делают все, что в их силах и в интересах общего дела.

На этом этапе развития бизнеса сотрудники в Компании сегодня занимаются разработкой продукта, а завтра - продажами, доставкой или производством.

По мере роста бизнеса и компании увеличивается объем задач, которые следует распределять более целенаправленно. В таком случае, кто-то «так или иначе» занимается администрированием, кто-то «так или иначе» оказывается во главе коммерческой сферы. Люди распределяются на должности сообразно своим способностям и исходя из имеющихся человеческих ресурсов. А нанимая новых сотрудников, ими пытаются заполнить очевидные ниши, которые возникают по мере роста компании — когда нехватка каких-то талантов или умелых рук становится совершенно очевидной.

Получается, что компания организуется вокруг людей! А должна формироваться в периметре бизнес-процессов и функциональных групп, которые характерны четким описанием должностных задач и обязанностей, заполняемых сотрудниками с заданным складом личности, необходимыми навыками и опытом работы.

Такой кризис порождает следящие проблемы, замедляющие рост бизнеса:

· компания продолжает строиться по принципу «Затыкания дыр», что становиться причиной убытков, как правило незапланированных.

· рост компании превращает отдельные функции в процессах в полноценную должность, однако «ветераны» продолжают завязывать на себе несколько функций в процессе, таким образом, становясь узким местом компании, а значит, причиной недополучения прибыли!

· конфликты между старыми и новыми сотрудниками. Работники понимают неравенство в распределении задач, отсутствие чётких должностных рамок, что может служить причиной неблагоприятного климата в коллективе. Систематизация бизнеса - это не только формирование структуры компании. Это прежде всего правильное распределение функций среди сотрудников внутри процессов.

Этот кризис порождает путаницу и неспособность видеть за внутренним беспорядком внешние возможности. Необходима схема действий и чёткое понимание ориентира.

2 «Ловушка основателя»

Кризис, который приведёт к усталости бизнеса.

Ядро проблемы находится в самом сердце бизнеса. Человек, который должен делать всё для процветания, рушит своё же создание собственноручно, делая всё в одиночку и отвлекаясь на чужие должностные вопросы.

Если основатель компании решает все вопросы самостоятельно, не делегируя задачи другим членам команды, это может привести к следующим последствиям:

  • Отсутствие развития команды: без делегирования задач члены команды не смогут развивать свои навыки и знания, что приведет к их профессиональной стагнации.
  • Снижение качества работы: основатель не может уделять достаточно времени и внимания каждому аспекту работы, что приводит к снижению качества услуг или продуктов.
  • Потеря мотивации у команды: сотрудники могут потерять интерес, так как не имеют возможности принимать участие в решении вопросов и вносить свой вклад в развитие компании.
  • Угроза долгосрочному успеху компании: отсутствие делегирования ограничивает возможности для инноваций и экспериментов.

Как узнать, есть ли признаки такого «всесильного и всеобъемлющего» руководителя у вас? Получить утвердительный ответ на вопросы ниже:

  • Владелец постоянно решает мелкие вопросы и задачи самостоятельно, не поручая их сотрудникам. Он не может отпустить контроль над процессом и не доверяет своей команде.
  • Сотрудники не имеют достаточной свободы для принятия решений и выполнения задач.
  • Владелец не обучает свою команду и не развивает их навыки.
  • В компании нет четкого разделения обязанностей и ответственности между сотрудниками.

Если по описанию это – ваш бизнес, он нуждается в структурировании и поддержке. Иначе быстро выдохнется как раз, когда закончится энтузиазм владельца, начнётся выгорание, хаос и «вечные» задачи, которые не решаются за счёт того, что они перекрыты мелкими вопросами и заданиями от сотрудников. Да, в случае с кризисом «ловушки основателя», это не владелец распределяет задания, а работники их ему придумывают, отвлекая от прямых обязанностей руководителя.

Консалтинг может помочь такому управленцу с помощью:

· анализа текущей ситуации в компании и выявления проблем, связанных с отсутствием делегирования;

· разработки стратегии делегирования, которая поможет распределить обязанности между сотрудниками и освободить время управленца для более важных задач.

3 «Контроль над прибылью»

Кризис, который заберёт все ресурсы!

Если в компании нет четкой системы учета ресурсов и контроля за их распределением, нет понимания какой именно отдел приносит больше прибыли (а именно его стоит развивать), это может привести к различным проблемам:

· Неэффективное использование ресурсов: без контроля за распределением ресурсов сотрудники могут использовать их не по назначению или злоупотреблять ими.

· Потеря прозрачности: отсутствие системы учета ресурсов делает компанию менее прозрачной для внешних партнеров и инвесторов, что может негативно повлиять на ее репутацию. Неорганизованность финансовых операций может отпугнуть потенциальных инвесторов.

· Сложность принятия решений: без информации о том, откуда приходят ресурсы и куда они распределяются, руководство компании может испытывать трудности в принятии решений о развитии бизнеса.

Критерии, обозначающие то, что ваш бизнес движется по направлению к этому кризису:

  • Отсутствие четкой системы учета доходов и расходов.
  • Непрозрачность финансовых операций для руководства компании.
  • Недостаток контроля за распределением прибыли между подразделениями.
  • Отсутствие системы мониторинга доходов и расходов на уровне отдельных проектов.
  • Недостаточная автоматизация процессов учета и контроля.

Что поможет избежать двойного кризисного удара по бизнесу?

- Чёткая, понятная и слаженная структура.

Структурирование данных о прибыли в бизнесе имеет преимущества:

  • Анализ прибыли: Структурированные данные о прибыли позволяют более точно анализировать финансовое состояние и эффективность бизнеса.
  • Прогнозирование и планирование: Помогает предсказать будущие тенденции и провести планирование на основе этих прогнозов.
  • Мониторинг и контроль: Предоставляет возможность принимать быстрые корректирующие меры при необходимости.

4 «Беспорядочный рост»

Кризис, который чаще остальных вызывает недовольство сотрудников.

Если задачи и полномочия в бизнесе не согласованы или не синхронизированы, могут возникнуть различные проблемы:

  • Повторение работы: Разные люди или отделы могут выполнять одни и те же задачи, что приводит к ресурсо- и времязатратам.
  • Некомпетентность: Если задачи не соответствуют навыкам или компетенциям сотрудников, они могут быть неэффективными в выполнении своих задач.
  • Отсутствие ответственности: Несогласованность задач и полномочий вызывает неясность относительно того, кто несет ответственность за выполнение определенных задач.
  • Недоверие и конфликты: Несогласованность может создавать непонимание и недоверие между сотрудниками и отделами, а также стимулировать возникновение конфликтов.

5 «Давай-давай»

Кризис, в котором берёшь всё и не получаешь ничего!

Это движение сразу за двумя (сотнями) зайцев, которое приводит к большому количеству горящих дедлайнов и отсутствию результатов.

Когда в бизнесе происходит рост по многим направлениям без последовательности, это приводит к негативным последствиям:

  • Затраты на ресурсы: Слишком широкий охват может привести к распылению ресурсов. Компания может не иметь достаточно ресурсов для поддержки и развития всех направлений, что может привести к неэффективности и упущенным возможностям.
  • Разделение фокуса: Постоянное переключение между разными направлениями может отвлечь внимание от ключевых стратегических целей компании. Бизнес может терять свою уникальность и конкурентные преимущества.
  • Снижение качества продукции или услуг: Компания не может соответствовать требованиям миллионов направлений, если производит не низкокачественный продукт.
  • Потеря конкурентоспособности: Компания не сможет существовать наравне с более специализированными и сфокусированными конкурентами. В результате, бизнес может потерять свои позиции на рынке и потенциальные возможности для развития.

Для избегания этого, важно определить ключевые приоритеты и стратегические направления развития компании, придерживаться их. Это также можно сделать, прибегнув к помощи консалтингового агенства.

6 «Развитие или текучка»

Кризис, поработивший бизнес бытом.

Как давно в ваш бизнес внедрялось что-нибудь новое? Подходы, цели и методы точно не были съедены рутинными задачами, решаемыми по накатанной и заполонившими весь горизонт развития?

Если в бизнесе разработки и инновации задавлены краткосрочными делами, это может иметь негативные последствия для компании:

  • Застой: Такой подход препятствует появлению новых продуктов и услуг, которые могут быть ключевыми для роста и успешности компании в будущем.
  • Потеря конкурентоспособности: В современном бизнесе, где технологии и требования клиентов изменяются быстро, компании должны постоянно совершенствоваться и адаптироваться.
  • Отток талантов: Талантливые сотрудники, заинтересованные в реализации новых идей, покинуть компанию, если их творческий потенциал не используются.

В итоге, фокус на каждодневных обыденных задачах может ограничить потенциал роста и процветания компании в долгосрочной перспективе. К слову, консалтинговая компания может помочь разработать стратегию внедрения инноваций и разработок, которая будет учитывать ресурсы компании и ее возможности, при этом не забывая о наличии и важности краткосрочных дел.

7 «Стареющая компания»

Кризис, заставляющий выбирать адаптивность.

В бизнесе, который существует уже не один год, чтобы вызвать изменения, придется двигаться против устоявшихся правил, соглашений и структуры. Прежде чем внедрить что-то новое, придется уничтожить старое.

Сложность изменений и реорганизации уже давно существующей компании заключается в нескольких аспектах:

  • Культура и устоявшиеся привычки: Сотрудники привыкли к определенным рабочим процессам и изменение этих привычек может вызвать сопротивление.
  • Бюрократические препятствия: В компаниях, которые существуют уже долгое время, может быть налажена иерархия, которая требует большого числа разрешений от различных уровней управления.
  • Большое количество данных: За время работы могут накопиться большие объемы данных и информации, которые могут быть сложно управлять, перенести или структурировать при изменениях.
  • Движение в привычном русле: Часто такие компании становятся частью "старой школы" и теряют свежий взгляд на рынок и новые возможности. Это может привести к отсутствию четкой стратегии и плана для изменений, что затрудняет их реализацию.
  • Ресурсные ограничения: Изменения могут потребовать значительных инвестиций в новые технологии, обучение персонала и другие ресурсы.

Все эти факторы могут увеличить сложность изменений и реорганизации уже давно существующей компании. Однако, благодаря хорошо спланированному и управляемому процессу, такие изменения всё же могут быть успешными.

Из своего личного опыта я, кандидат технических наук, доцент, руководитель консалтингового агентства KOPEIKIN consulting, в телеграм канале делюсь информацией о систематизации бизнеса. Чтобы избежать типовых организационных кризисов, подписывайтесь, и будьте в курсе тенденций структурирования и налаживания бизнеса! https://t.me/KOPEIKINconsulting

Начать дискуссию