Как бизнес может заработать на машинах из КНР

Лидерство в экспорте: что это значит для бизнеса

По итогам 2023 года Китай занял первое место в мировом рейтинге автомобильного экспорта. КНР отправила в другие страны 5,22 млн машин на сумму 101,6 млрд долларов. По данным Таможенной службы Китая, экспортные поставки побили исторические рекорды и по количеству, и в денежном выражении. Машины из КНР отправлялись в более чем 200 стран мира.

Hongqi LS7
Hongqi LS7

За год Китай экспортировал 3,52 млн автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. К ним добавились еще 1,7 млн электромобилей, среди которых машины на полностью электрической тяге составили 90%, а гибриды — 10%. Для сравнения: Китай отправил в другие государства 5,22 млн машин, Япония — 3,99, Германия — 2,8 млн автомобилей.

Лидером по экспорту оказалась компания Chery — в другие государства отправились 922 830 автомобилей. На втором месте — концерн SAIC с 685 018 экспортными машинами. Третье место у китайского филиала Tesla с 344 078 электромобилями. Также в пятерку также вошли Geely (274 101 единиц) и Great Wall Motors (267 756 штук). За ними следуют BYD, Changan и совместное предприятие SAIC General Motors.

Кроме того, в 2023 году из Китая было экспортировано автозапчастей на 87,7 млрд долларов.

Аналитики Financial Times полагают, что 2030 году экспорт автомобилей из Китая достигнет 9 млн единиц в год. Если это произойдет, то КНР займет треть мирового автомобильного рынка. А уже сейчас Китай потеснил мировых лидеров — Европу, Японию, Америку и Южную Корею. «Китайские автомобили очень конкурентоспособны. Они будут завоевывать иностранных потребителей, полагаясь на качество своей продукции», — заявил заместитель главного инженера Китайской ассоциации автопроизводителей Сюй Хайфэн.

BYD Hun
BYD Hun

Как заработать на продаже машин

Доля от общего объема экспорта в Россию составил 42%, в страны бывшего СНГ — 59%. Из Китая в страны СНГ было отправлено 1,35 млн автомобилей, в денежном эквиваленте это составляет 25,6 млрд долларов. В Россию было отправлено 950 тыс. автомобилей на 19,7 млрд долларов.

Несмотря на то, что большинству китайских марок нет даже десяти лет, показатели успешных продаж подчеркивают перспективы рынка. Это открывает возможности для развития бизнеса.

В России открыто уже более 2,3 тыс. шоурумов с китайскими автомобилями — больше половины всех открытых в стране автоцентров. Только в 2023 году в РФ открылись 1,6 тыс. новых дилерских центров, в 1,4 тыс. из них продаются китайские автомобили. Лидерами по количеству шоурумов стали марки Chery, Geely и Omoda.

Один из владельцев автосалонов рассказал, сколько зарабатывает на продаже китайских машин. Годом ранее необходимо было продавать по 15−20 машин в месяц, чтобы держаться на безубыточном уровне. А уже в 2022 году небольшой шоурум может продавать от 5 до 10 автомобилей в месяц и не «уходить в минус» при этом. Маржа с одной машины составляет от 100 до 200 тыс. рублей, в эту сумму входит выгода от продажи машины, установленных дополнительных опций, страховок и кредитов.

Lynk&Co Zero Concept
Lynk&Co Zero Concept

По данным аналитиков портала «Дром», в 2023 году средняя стоимость нового автомобиля из Китая увеличилась на 11% и составила 3,3 млн рублей. Автомобили с пробегом выросли в цене вдвое, а средняя стоимость подержанной китайской машины составила 1,8 млн рублей.

За 2023 год россияне потратили 257,7 млрд рублей на покупку китайских машин: КНР заняла 67% российского авторынка среди новых легковых машин.

Аналитики «Открытие Авто» и ВТБ заявили, что 68% россиян уже считают китайские автомобили качественными. Из них 12% уверены, что марки из КНР обогнали по качеству ушедшие из России бренды. Почти 38% россиян отметили: на российском рынке неплохой выбор китайских моделей, но им хотелось бы видеть еще больше новых автомобилей. Для предпринимателей это означает, что россияне готовы к параллельному импорту машин, которые официально не представлены в России.

Как заработать на автосервисе

По мнению акционера компании «Долавто», выгоднее всего зарабатывать на обслуживании китайских автомобилей. Если сервис в салоне работает хорошо, что автомобили можно даже не продавать, а держать их для статусных продаж и демонстрации клиентам, на что они могут поменять свои старые машины.

Для бизнеса СТО это означает, что можно сконцентрироваться на ремонте и обслуживании китайских машин — их становится все больше, а автомобилистам требуется помощь механиков и специалистов. Особенно это заметно в сегменте электромобилей. Китай — мировой лидер по производству электрокаров, и в России этот рынок стремительно набирает обороты. В 2023 году российский рынок электромобилей вырос в пять раз: было продано более 14 тыс. новых машин. Самым популярным новым электромобилем в РФ стал китайский Zeekr 001. Автосервисам в России срочно пора создавать условия для обслуживания машин на электротяге, ведь количество владельцев растет.

Mengshi M-Hero 917
Mengshi M-Hero 917

Запчасти для машин можно покупать напрямую из Китая, например, через экспортера China Car Club. В Москве на складе компании всегда есть в наличии расходники и кузовные детали. Срок ожидания редких позиций, которые нужно привозить под заказ, составляет одну−три недели. При этом доставить могут любые комплектующие.

Например, недавно компания доставила автомобиль Aito M5 и отдельно бортовую систему Huawei HarmonyOS Smart Cockpit для SberAutoTech. При этом отдельно компьютер не продается, поэтому компания China Car Club смогла найти возможность напрямую договориться с китайским заводом-изготовителем.

Как зарабатывать на маркетинге

По данным исследования «Авто.ру», 43% россиян стали лучше относиться к китайским автомобилям, а 13% уже рассматривают машины из Поднебесной в качестве следующей покупки. Половина участников опроса не против приобрести китайский автомобиль, но часть из них — при условии, что не будет других альтернатив.

Сейчас в РФ официально представлено около 35 китайских марок. А с учетом тех, которые ввозятся по параллельному импорту, количество вырастает до 60. При этом 80% россиян могут вспомнить максимум пять из них, а более 10 брендов смогут назвать только 4%.

HiPhi A
HiPhi A

Для бизнеса эта статистика означает, что необходимо работать с аудиторией и сделать так, чтобы автомобилисты привыкли к китайским брендам и узнавали их. Задача нынешнего времени — показать, почему китайские машины перестали быть безальтернативной безысходностью и превратились в жизнеспособные и конкурентные варианты. Маркетинговые стратегии должны делать ставку на то, что китайские машины 10 лет назад и сейчас — это абсолютно разные автомобили. Необходимо сформировать новое представление о всем китайском автопроме.

За прошедшие годы «китайцы» стали качественнее, современнее и технологичнее. Китайские бренды уже превосходят западных конкурентов, но стоят при этом дешевле.

Автомобили из КНР получают новейшие функции и режимы работы. Например, диодные панели снаружи корпуса для общения с другими участниками дорожного движения (Zeekr 007, Aito M9 и HiPhi А). «Режим краба», при котором колеса вращаются синхронно, позволяя автомобилю передвигаться боком, получили Mengshi M-Hero 917 и YangWang U8. А последний и вовсе может превращаться в яхту и ехать по воде без сцепления с дном. Немногие западные конкуренты могут похвастаться теми же технологиями.

В конце прошлого года компания BYD впервые заняла первую строчку по продажам электромобилей. В четвертом квартале 2023 года BYD продал 526,4 тыс. автомобилей, а Tesla — 484,5 тыс. единиц. По итогам года лидерство сохранила Tesla, однако темпы роста китайского автопроизводителя намекают, что в ближайшее время китайские компании потеснят и других конкурентов.

На внутреннем рынке BYD уже смог обогнать концерн Volkswagen по продажам. Это произошло впервые с 2008 года. В прошлом году BYD продал 2,4 млн новых автомобилей, что на 100 тыс. единиц больше, чем реализовал VW.

С учетом того, что западные модели теперь почти недоступны россиянам, автомобилистов необходимо знакомить с китайскими марками. Работа маркетологов и агентств должна заключаться в том, чтобы китайские производители оставались на слуху у россиян, логотипы, дизайн и названия должны стать привычными. Это может стать еще одним направлением заработка на сложившейся ситуации с увеличивающейся популярностью китайцев» на российском рынке.

Китайские автомобили из тех, что есть в наличии, или под заказ: сконфигурируйте необходимую комплектацию через каталог Chinacar.club!

С автомобилями знакомьтесь на сайтах бесплатных объявлений:
Авито
Дром.ру
Авто.ру

Начать дискуссию