"Сказка — ложь, да в ней намек". И урок
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!
Читаю и слушаю "Казачьи сказки" ( ссылку не даю, всё гуглится). Сказки интересные, с богатой лексикой и скрытыми жемчужинами.
Сейчас прочла "Лихо одноглазое".
Сюжет (кратко):
1.
Казак Тишка возвращается домой. Он полон радостных ожиданий, но действительность внезапно оказывается безрадостной и странной.
«Что-то тут не так», – смекает Тишка.
Зафиксируем: сработала интуиция, а может, критическое мышление.
В непонятной ситуации у служивого (как человека опытного) должен включиться защитный механизм.
2.
Обиженный (станичники, мать и невеста его не узнали; невеста собралась замуж за другого, поскольку Тишка якобы ей изменял на службе), он теряет бдительность и — несмотря на ещё одну мысль о подвохе («Что-то тут не так, – смекает Тишка, – надо ухо востро держать») — помогает какой-то странной старухе выбраться из лужи. А помогает потому, что старуха (грамотный манипулятор):
а) давит на жалость ("упала, а встать не могу");
б) в определенном смысле отождествляет себя с казаком ("и никому до меня нет дела");
в) называет его по имени ("помоги, Тиша дорогой") и тем самым располагает к себе ("Обрадовался казак, что хоть один человек его в станице признал").
Зафиксируем: сильные отрицательные эмоции притупили реакцию и открыли человека для контакта с неким подозрительным (в другой ситуации) лицом.
3.
Так Тишка связался с Лихом. Цель Лиха — забрать у Тишки нечто ценное (в данном случае это радость). Но проблема в том, что прямой грабеж невозможен, Тишка должен ЗАХОТЕТЬ отдать добровольно.
И Лихо начинает обработку. "Села рядышком, да как закричит, да как запричитает во весь голос":
а) – Так мне тебя жалко, казачок, спасу нет.
б) – Смотрю я на тебя, казачок, голова твоя поседела, тело твое изранетое. Воевал, себя не жалел. А много ль от царя-батюшки наград получил?
в) – Был бедняк, бедняком и остался. Дома коровешку оставлял, и та без тебя сдохла.
г) – Суженая твоя к другому подалась.
Первые три пункта не подействовали, там у Тишки были рациональные контраргументы, а вот последний подкосил бы, но Тишка оказался малым стойким (сказка же), наблюдательным и сметливым (а вот это важно). Решил он обмануть Лихо, сделав вид, что поддался на её (его) воздействие.
Важно: критическое мышление, хладнокровие, наблюдательность — надежные помощники в сложной ситуации.
4.
Таким образом стороны меняются местами: казак ищет способ избавиться от напасти, а пока заговаривает оппоненту зубы; размякшее от близкой победы Лихо (хоть у него вид старухи, но по правилам русского языка оно среднего рода) теряет бдительность и раскрывает механизм своего воздействия:
Я, – говорит, – такая. К человеку подход имею. Так человека разжалоблю, так его растревожу. Всю радость до капельки отдаст, а без радости и совесть легко потерять. Водички попрошу напиться. Кто ж не даст. Глядишь, разговор завязался. Как живешь, спрашиваю. Хорошо, говорит, живу. Кто ж тебе сразу скажет, что плохо живет? Ничем, спрашиваю, не обижен в этой жизни? Кто же, говорит, не обижен. И начинает… А я подначиваю. И пошло-поехало. Человек в слезы. А у меня мешок наготове.
Этот прием работал во все времена, работает и сейчас. Я, к примеру, сразу вспомнила многочисленных "коучей", только не с мешком, а с курсами.
Будьте внимательны и осторожны с этой роскошью — общением.
5.
В общем, казак хитростью Лихо в кисет заманил, завязал крепким узлом и выбросил подальше. Для него и станицы всё закончилось хорошо. А для нашедшего кисет — плохо.
Кстати, не поднимайте чужое.
необычайно интересно
( определённой аудитории)
Какой? :)
То, что небольшому сегменту, я понимаю.