Апокалипсис сегодня или круговорот российского маркетинга

Апокалипсис сегодня или круговорот российского маркетинга

Изначально медиабаиг и шире маркетинг был игрушкой для богатых компаний, если говорить о его относительно недавнем начале в РФ. Первые сумбурные шаги начались в 90-х, которые мы видели в рекламных вставках между мультиками на СТС. Уже в нулевых пошло полноценное развитие, когда профессия маркетолога была немногочисленна и довольно престижна.

Но наша история начинается немного позже, а именно с digital-взрыва в начале 10-х, когда маркетинг стал доступным как никогда прежде. Интернет-реклама могла приносить заявки для каждого мастера по ноготочкам, булочной или услуг ремонта, держатели рекламных систем еще не пытались обманывать рекламодателей на каждом шагу очередными нововведениями, а государственный слон еще не лез в маркетинговую лавку, вообщем благие были времена.

При том Россия тогда была одним из форвардов интернетизации в мире. У нас были как свои рекламные системы, так и зарубежные. Это создало уникальную экосистему интернет-рекламы, когда у тебя конкурируют несколько рекламных систем: Директ/Google Ads, ВК, Meta, хотя в случае ВК это, конечно же, не полноценная конкуренция. Потом пришёл Tik Tok, при том было и разделение по соцдему в соц. сетях: Однокласники, ВК, FB, Инста, Твиттер - все это очень удобно агрегировало определенную аудиторию.

Такого не было нигде в мире, единственное, куда я не заглядывал, это в южно-азиатский регион (но вы вообще видели их сайты?). Это все дало солидный буст малому и не только бизнесу, а также породило и сделало очень востребованной целую старту интернет-маркетологов всевозможной профпригодности, ибо в digital (как и в it). Тогда можно было нормально заработать без 5-летнего просиживания штанов в универе, и люди активно стали заполнять востребованные профессии. Я сам начинал путь фрилансера как раз в расцвет этой эпохи, где все многообразие реально работало и помогало приносить деньги владельцам бизнесов.

Но рок-н-ролл не звучит вечно!
Вместе с тем, как наш старый мир стал умирать, так за ним последовал и доступный интернет-маркетинг. 20-й год коснулся лишь части сфер, где активно работал интернет-маркетинг, но и вывел другие сферы на свой пик (инфобиз и e-commerce). Хотя слухи об отключении куков в хроме появись уже тогда, первым реальным звоночком стало обновление iОS 15, что изрядно подпортило жизнь для таргета в Мете. Тогда же появились анонсы закона о маркировке рекламы, но на тот момент им никто не придал особого значения.

А потом пришёл 22 год. И БАЦ-БАЦ-БАЦ, мы в течение пары недель остаемся по сути с одним Директом, ибо ВК работает через раз. Осенью приходит маркировка, потребительский рынок начинает схлопыватьватся, куда хуже?

Ладно, 22-й - это про глобальные перемены, мы остались у корыта, которое все же еще было старого образца и немного работало, а потом наступил 23-й год.

И по сути он стал уже похоронным, запустился новый VK ADS, который не ругал только ленивый. Хотя по началу лид-формы там содержали не только спам, но работал он от случая к случаю, и его делали люди, которые явно никогда в жизни не запускали рекламные кампании с задачей получить реальный результат.

А Директ после введения обязательных автотаргеннгов, отдачи управления компаниями нейросеткам, и невозможности таргетинга в сетях по ключевым словам окончательно стал слот-машиной (хотя процесс трансформации директа из инструмента для маркетинга в гэмблинг-сервис начался не в 23 и не в 20 году, но это уже другая история).

Теперь же если рекламная компания не может собирать реальные конверсии (с капчами и прочим антиспамом) для еженедельного переобучения (срок переобучения компаний в ВК до сих пор загадка), то все, перформанс реклама не будет работать.

У меня есть клиент, делающий в сфере очень элитной недвижимости, там 10 конверсий в неделю нет и близко. Есть бюджеты, есть хорошая упаковка и адекватный менеджмент, но 10 конверсий в неделю там не может быть чисто физически, и все, мне по сути нечего ему предложить.

Но также есть крупный клиент, который продает билеты на свои мероприятия с существующей фанбазой, и там все хорошо работает при правильной настройке. Но таких клиентов штук 10 на всю РФ.

Тут еще добавило счастья введение штрафов за маркировку, засилье спам-звонков, вследствие которых люди вообще перестали брать трубки с незнакомых номеров.

Вследствие чего многие сферы в бизнесы с небольшим чеком, небольшим количеством заявок, в высококонкурентных сферах просто становятся нерентабельными.

Рекламные системы по сути перестают полноценно работать для перформанс задач в большинстве сфер. Бесконечные перезапуски компаний в надежде, что в этот раз она удачно обучится, невозможность понять, как реально работают алгоритмы, и ложь-ложь-ложь от рекламных площадок.

Но монополизация рынка рекламы в РФ двумя площадками приносит свои плоды, и они из года в год растут в прибыли.
Например:
Выручка Яндекса от рекламы выросла на 45% за четвертый квартал 2023 года и на 49% за год
Выручка VK от рекламы увеличилась на 40% за 2023 год

Апокалипсис сегодня или круговорот российского маркетинга

Хочу себе почетные ачивки (можно в NFT):
-содержу Яндекс с 2014 г.
-или в этом квартале порадовал инвесторов Яндекса
-или добыл упорным трудом премии топ-менеджменту подразделения VK ADS.

И в итоге уроборос маркетинга снова интегрировал себя за хвост, и мы пришли во многом к тому, от чего когда-то ушли.

Маркетинг в большинстве случаев снова стал дорогой игрушкой для серьезных компаний, или тем, кто еще вписывается в рамки успешной работы рекламных площадок.

И как выжить в этом ppc-апокалипсисе обычному фрилансеру?

1)Уходить работать с иностранными аудиториями. Тут и курс доллара приятный, и Мета с Гуглом все еще дают результат.

2)Брать только успешные компании, чей бизнес подразумевают бюджеты и возможность получать достаточно конверсий, и при этом окупатся.

3)Ну или уходить в смежные области от арбитража и работы с маркетплейсами до SEO.

На этом все. Понятно чтобы не затягивать статью я не коснулся телеграмма, рассылок, без НДС, "подаренных" баз и прочего, что помогает выживать, но об этом в другой раз, и, наверное, уже у себя на канале.

11
Начать дискуссию