Как снизить дебиторскую задолженность: основные шаги🚶

За 2022 год арбитражные суды РФ рассмотрели 1,7 миллиона экономических споров. Из них 54% были связаны с неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров. Большую часть из этой категории составляют дела о взыскании дебиторской задолженности.

Правильно оформленные документы помогут выиграть дело о взыскании дебиторской задолженности, но зачастую долг остается непогашенным, несмотря на наличие исполнительного листа. Грамотная работа с задолженностью должна быть риск-ориентированной, чтобы предотвратить возникновение проблемы еще до ее появления.

Какие шаги необходимо предпринять бизнесу для снижения дебиторской задолженности ?

Шаг 1: анализ контрагента

Выясняем, что контрагент существует в реальности, добросовестно исполняет свои обязательства и у него есть активы. Добросовестные компании, дорожащие своей репутацией, часто досудебно решают споры. В крайнем случае вероятность взыскать с них деньги высока.

По наименованию и ИНН можно можно проверить контрагента, используя сервис ИФНС «Проверь себя и контрагента» в комплексе с одним из специализированных ресурсов (RusProfile, Контур.Фокус, Спарк, «За честный бизнес»), чтобы понять, сколько лет контрагент существует на рынке, какова его история, активы, балансы.

Можно бесплатно, вручную собрать всю информацию из:

Если договор крупный, дополнительно стоит оценить кредитную и налоговую нагрузку контрагента.

Шаг 2: составить правильный договор

Документ нужно составить с учетом своих интересов и следующих условий:

Понятно сформулировать предмет договора «поставить товар/выполнить работу» (что именно, сколько, какого качества).

Четко определить срок поставки/выполнения работ (конкретной датой или периодом с даты заключения договора/внесения предоплаты), а также срок и порядок оплаты (конкретной датой или периодом с даты заключения договора).

Для поставщика (исполнителя) выгоднее увеличить размер предоплаты, для покупателя (заказчика) – уменьшить. Желательно отработать исполнение на маленькой партии, чтобы понять, как контрагент исполняет условия договора.

Для сложных и крупных сделок рекомендуется использовать эскроу-счет, на который покупатель перечисляет предоплату, деньги резервируются и перечисляются на счет поставщика только после исполнения договора. Это позволяет гарантировать и проверить исполнение обязательств с двух сторон.

Шаг 3: предусмотреть обеспечение исполнения договора

Малоиспользуемый, но эффективный механизм, защищающий одну сторону от неисполнения договора другой стороной и побуждающий должника к исполнению обязательств.

Способы обеспечения исполнения договора:

  • залог;
  • удержание товара, вещей, результата работ;
  • поручительство;
  • банковская гарантия;
  • задаток;
  • обеспечительный платеж.

Всего одно условие в договоре позволяет предотвратить образование дебиторской задолженности — например, сумму задолженности можно удержать из суммы обеспечительного платежа.

Шаг 4: эффективный контроль исполнения договора со стороны контрагента

Исключить возможность образования и увеличения задолженности контрагента, оперативно принимать меры для ее погашения. Это обеспечит своевременное и правильное оформление документов, которые пригодятся, в случае судебного разбирательства.

Что для этого нужно:

  • Внедрить систему win-win: ваш контрагент исполнил свою обязанность (внес предоплату) – вы исполняете свою (делаете поставку), исключить «надо срочно», «оплатим завтра», строго — по встречному исполнению.
  • Периодически (не менее одного раза в месяц) проверять наличие дебиторской задолженности и подписывать акт сверки расчетов.
  • Проверять правильность оформления и подписание первичных документов, их наличие в оригинале.
  • Применять обеспечительные меры (шаг 3) и договорные механизмы побуждения к расчетам, например, «стоп-отгрузки» (приостановка поставки товаров, выполнения работ, услуг до оплаты задолженности). Это условие должно быть в договоре.

Шаг 5: принимать оперативные меры по взысканию дебиторки

Чем меньше времени прошло с момента образования задолженности до момента ее истребования, тем больше шанс на ее удовлетворение. Важно правильно и оперативно предъявлять претензии. Правильно — значит, в соответствии с условиями договора и нормативными требованиями. Оперативно — значит, не ждать, надеясь на обещания должника.

Регулярно мониторить состояние контрагента в целом: работает ли он, сдает ли отчетность и т.п. Иначе на момент обращении в суд, фактически предъявлять требование будет уже не к кому.

Затребовать у контрагента гарантийное письмо с четким графиком погашения задолженности. Переговоры лучше проводить с участием юриста с письменным оформлением договоренности.

Начать дискуссию