Курс доллара 150. Стоит ли этого ждать?

В рамках текущей статьи предлагаю поговорить о том, что может ждать курс доллара и как это повлияет на жизнь каждого жителя России. Увидим ли мы, в ближайшее время, 1 доллар по 150 или по 200 рублей, чем это будет грозить нашей экономике и чем она жертвует сейчас, чтобы реализовать ближайшие задачи.

Все прочтенное ниже не является финансовой рекомендацией, а лишь моим личным мнением диванного эксперта.

Прежде всего, необходимо поговорить о том, почему рубль в принципе обесценивается по отношению к мировой резервной валюте.

Курс доллара 150. Стоит ли этого ждать?

Почему мы падаем?

Основную проблему можно описать двумя простыми словами – торговый дисбаланс.

Из-за того, что в силу текущей ситуации, основную часть наших энергоресурсов мы продаем за юани и рупии, а купить за эти валюты в равных объемах нам нечего, на наших счетах скапливается неликвидная дружественная валюта.

Что касается недружественной зеленой бумаги, то наши экспортеры не очень торопятся выводить ее со своих зарубежных счетов.

Причин этому несколько – с одной стороны, попробуй ее обратно потом купить по нормальному курсу, попутно не разоряясь на комиссиях, с другой стороны, деньги на валютном счету должны быть всегда, чтобы оперативно закупать необходимое оборудование и расходники.

Две стороны одной медали

Теперь поговорим о противоречии, почему высокий курс это хорошо, и плохо одновременно.

Почему это плохо, любой россиянин, посещающий магазин знает и без меня. Стоит рублю ослабнуть, как цены на любые товары и услуги ползут вверх.

И дело не в жадности бизнесменов, а в том, что их затраты на производство или доставку так или иначе привязаны к доллару и чем он выше по отношению к рублю, тем выше их издержки.

Условный телевизор, который стоил для магазина 25000 рублей или $500 долларов при курсе в 50 рублей, сейчас стоит те же $500 долларов, но уже под 50 000 рублей при курсе в 100 рублей за доллар. Поэтому и цена на продажу для конечного покупателя поднимется.

Чем слабее национальная валюта, тем меньше покупательная способность отдельно взятого россиянина.

И если с тем, для кого это понятно, то для кого слабый рубль хорош? Для экспортеров и тех, кто за ними стоит. Ты их всех прекрасно знаешь. Их часто по телевизору показывают. Прямо как маму дяди Федора. И тут, и там.

Основное наполнение бюджета у нас, все еще поступает за счет народного достояния – нефти и газа. И эти земные богатства, хоть и через прокладки дружественных валют, но, так или иначе, в конечном итоге уходят за недружественный доллар.

Даже не смотря на то, что в долларах мы получаем меньше за счет санкционного потолка и отказа многих прежних покупателей от продолжения закупок, в рублях, за счет резкого ослабления курса, мы получаем нечто близкое к сумме, достаточной для того, чтобы постараться хоть как-то залатать дыру в бюджете.

В этом телеграм посте я опубликовал видео, где наш президент, в одном из интервью, буквально на пальцах это объяснял. Нестареющая классика.

Вот и получается, что там, где средний россиянин не купит себе лишнюю пару сосисок, все связанные с бюджетом, нефтью, газом и властью, будут вести вполне комфортную жизнь.

И это не говоря о том, что в последнее время возросло количество и объем рублевых выплат, так или иначе связанных с министерством обороны.

Согласись, что гораздо проще заплатить условные 300 000 рублей на человека, потратив при этом $3000 долларов, чем $5000. Доходы в долларах, выплаты в рублях. Слабый рубль – благо.

Экономия, как говорится, должна быть экономной. Об адекватном потреблении, которое поможет тебе в формировании капитала, можешь прочитать тут.

И все бы ничего, но в то же время, правительству необходимо решать и другие задачи. В частности, проведение различных политических мероприятий, запланированных на 2024 год.

Крайне желательно, чтобы электорат, к этому времени, не помер с голоду.

Где точка кипения?

Обязательное добровольное голосование больниц, университетов, тюрем и кладбищ нас уже, конечно же, не удивит, но лучше повышенного недовольства в этот период не вызывать, а потому психологическая отметка в 100 рублей за доллар – как красная тряпка для быка.

В этом телеграм посте я рассуждал о том, что выше ста рублей за доллар курсу уйти не дадут, в итоге ошибся на 1 рубль.

Стоило курсу проколоть отметку в 101, как тут же сверху пришла команда «что-то делать».

Теперь мы плавно переходим к инструментам, которыми здесь и сейчас обладает ЦБ для регулирования курса.

Налево пойдешь - в беду попадешь

И тут, как в старом бородатом анекдоте про 3 железных шара, один из которых потеряли, а другой сломали – хороших вариантов просто нет.

Инструмент номер раз – поднятие ставки. Схема достаточно проста – ЦБ поднимает ключевую ставку, банки следуют за ней и поднимают ставки на депозиты и все виды кредитов.

В итоге рубли становится выгоднее держать на счету. Раньше это действительно могло существенно укрепить курс, но проблема в том, что происходило все из-за быстрого притока иностранных средств. Схема была достаточно простой: иностранным инвесторам было под низкий процент занять денег у зарубежного банка в валюте и разместить под более высокий процент в рублях в наших банках.

Разница в карман.

Теперь, когда вход на наш рынок для них закрыт, такой способ практически перестал работать. А вот бьет по экономике он все так же больно.

Именно поэтому после подъема ставки рубль лениво корректировался лишь на несколько копеек.

Чем выше проценты по кредитам, тем дороже и рискованнее становится для людей начинать новый или развивать уже имеющий бизнес.

С ним в нашей стране итак все плохо, а будет еще хуже.

Инструмент номер два – закрутить гайки на вывод валюты и законодательно обязать экспортеров продавать валютную выручку за рубли, тем самым насыщая ненавистными долларами рынок и гася на него спрос.

Мы уже успели с тобой обсудить, почему это плохо для самих экспортеров чуть ранее. Паника, возникшая при объявлении о том, что президент собирается запретить и обязать, действительно смогла откатить курс на 8 рублей назад.

На совершенно добровольных началах всех экспортеров обязали продавать до 80% валютной выручки.

В перспективе это может нанести дополнительный удар по их бизнесу, но это будет уже потом, а политические задачи по недопустимости лишнего беспокойства электората, нужно решать сейчас.

Проблема заключается в том, что с каждым следующим месяцем сила воздействия этого инструмента продолжит снижаться из-за глобального сокращения долларовой прибыли у поставщиков наших энергоресурсов.

Мало того, что желающих у нас что-то купить все меньше, так и наши дружественные друзья приобретают оставшиеся крохи с сумасшедшим дисконтом.

Переходим к третьему инструменту, способному влиять на курс национальной валюты, суть которого заключается в том, чтобы на максимум включить печатный станок и буквально залить рынок свежими, с пылу с жару рублями.

Лучшей иллюстрацией, почему это плохо, служит советский мультик 1954 года про золотую антилопу и жадного раджу, который лишь перед своей кончиной понял, что все пошло не по плану. Но было уже слишком поздно и крики «хватит, довольно» не смогли остановить эту лавину.

Поэтому этот способ крайне сомнителен.

Исправить положение не выйдет, а вот разогнать и без того сумасшедшую инфляцию, вполне себе возможно. В моем телеграмм канале я недавно проводил опрос о том, какой размер реальной продуктовой инфляции ощущают на себе люди и результаты, нужно сказать, любопытные.

Выводы

Теперь мы понимаем, что людям в правительстве, нужно решить 2 прямо противоположные задачи. С одной стороны - с крепким рублём дыру в бюджете не заполнишь, и сэкономить на отчислениях не выйдет, с другой с долларом за 100 с лишним, живых избирателей в здравом уме и адекватном расположении духа не найдешь.

Я, как диванный эксперт без специального экономического образования буду ждать рубль в ближайшее время в коридоре с 93 до 97 рублей, что, естественно, не является финансовой рекомендацией. Твои деньги – это твои проблемы.

А вот что ждать после того, как выборы пройдут и особой нужды в том, чтобы сдержать ослабление национальной валюты уже не будет – думай сам. Можешь поделиться своими мыслями на этот счет в комментариях.

На мой взгляд, здесь справедливо сравнение с судьбой автоматической межпланетной станции «Луна-25», которая, как оказалась, летела не на луну, а в. До встречи в следующий раз.

Начать дискуссию