Брызги зла: как выстраивать рабочую коммуникацию, чтобы получать больше денег

Пнуть менеджера

Дожать клиента

Добить проект

Эти выражения сегодня у каждого на слуху. И мы прекрасно понимаем, о чем идет речь. Большинству ничего не стоит ежедневно использовать подобные фразы в мыслях, на бумаге или в речи, а меня каждый раз триггерит.

Язык — это дом нашего бытия по Хайдеггеру. Более того, язык не только отражает, но и создает ту реальность, в которой мы живем. Регулярно встречаясь с недобрыми формулировками в ежедневных планах и отчетах своих подопечных я задумалась, а есть ли связь между тем, как мы говорим и тем, что в итоге получаем?

Для начала посмотрим какие определения дает толковый словарь:

пинать — давать пинки, толкать ногой.

дожать — закончить выжимать что-либо.

добить — разбить до конца или до полной негодности.

Сразу становится понятным, что применять эти слова к людям, мягко говоря, негуманно.

Какого результата ждет руководитель от подчиненных или от проекта с таким подходом?

Поскольку я не могу довольствоваться философскими размышлениями, я провела исследование. Было опрошено 15 человек из разных ниш: диджитал, информационные технологии, груминг, финансы, мода и стиль.

И вот результаты:

1. Один человек уверен, что не употребляет подобные формулировки ни в речи, ни в мышлении.

2. 14 опрошенных пинают, добивают и дожимают клиентов и проекты.

3. Ни один из них не смог связать употребление подобных фраз с результатом.

4. В то же время половина из них (7 человек) уверены, что подобные выражения именно помогают добиться нужного результата.

Тогда я решила исследовать этот вопрос с разных сторон.

1. Метафоры

Упомянутые выше выражения — это не что иное, как метафоры, пришедшие к нам из мира маркетинга. Вы знали, что мы вплетаем в устную речь одну метафору каждые 10 секунд? Кажется слишком — да мы просто привыкли к метафорическому мышлению и не замечаем, что идеи у нас "рождаются", а менеджер "тормозит". Разговаривать метафорами гораздо эффективнее для нашего восприятия, чем употреблять сухие академические фразы. Маркетинг научил нас играть на чувствах людей, как искусный арфист, манипулировать ими, заставляя совершать нужные нам действия.

Но дело в том, что время изменилось, старые принципы общения с клиентами и сотрудниками, основанные на манипуляции и давлении, ушли, а речевые привычки остались, не все научились мыслить по-другому.

Что делать? Начать обращать внимание на свои мысли, в первую очередь, и быть осознанными в выборе употребляемых слов.

2. Действия из состояния.

Есть два пути: путь любви и путь страха. Это точки отсчета, помогающие разобраться, на чем основана наша жизнь.

Страх — это про обязательства. Мы делаем, потому что должны. От подчиненных мы тоже ожидаем определенных действий, потому что они обязаны. Представьте, у руководителей сроки горят, конец месяца на носу, а план не закрыт, проект не реализован. И перед начальством отвечать надо. Поэтому ничего не остается, как пинать, дожимать и добивать. Ну потому что страшно не справиться, остаться без работы, не оправдать ожиданий, оказаться изгнанным из стаи.

Из любви мы делаем то, что хотим, то, что приносит нам удовольствие и радость. Поэтому так важно каждому быть на своем месте. Выбирать проект или роль в нем по душе, чтобы с удовольствием над ним работать, а не добивать то, что и так еле дышит. Выбирать клиентов, с которыми хочется работать, а не надо, потому что у тебя ипотека и тебе еще 20 лет все это терпеть. А жить то когда?

Порефлексируйте этот момент.

3. Способ показать, кто здесь главный.

Подобная манера коммуницировать с подчиненными это один из способов управления процессами. Так проявляется воля к власти. Пиная, дожимая и добивая человек показывает на какой ступеньке в иерархической лестнице он находится. Воображая себя рабовладельцами такие руководители считают своим правом показать свою власть. Власть, конечно, иллюзорна. Но пока есть те, кто подчиняется — будут те, кто подчиняет. По этому же принципу строится система кнута и пряника: руководитель пнул, подчиненный выполнил задачу, получил похвалу, повышение, премию. Но где здесь воля, где свобода? Вопросы.

4. Дожать через выгоды.

Иногда бывает, что клиент не видит тех выгод, которые сулит ему сделка. Мои подопечные уверяют, что в таких случаях просто необходимо заразить его азартом и заставить увидеть выгоды, буквально дожать его. Но любя. Это единственный вариант употребления фразы, который не вызывает у меня сопротивления, с условием, что оба участника сделки выигрывают, а моим подопечным не руководит страх и жажда наживы.

В конечном итоге положительный результат будет зависеть от лояльности клиента к вам. А достигается она в первую очередь состоянием, из которого вы сначала мыслите, а потом действуете. Страх это или любовь? В конце концов, волшебный пендель из любви — это, знаете ли, уже не грубый пинок под зад. И чем теплее контакт, тем бОльшая вероятность того, что человек отдаст свои деньги вам.

Начать дискуссию