Как давать обратную связь и как с ней работать?

«Когда вы в последний раз получали подробную обратную связь от руководителя?» — вопрос, который может поставить в тупик. При этом качественный фидбэк — необходимый инструмент развития в профессиональной деятельности.

Как давать обратную связь и как с ней работать?

Меня зовут Катя Лихотина, я HR в WIM.Agency. В этой статье расскажу, как давать обратную связь так, чтобы замотивировать и вдохновить человека, и как сотруднику работать с полученными комментариями.

Как не надо давать обратную связь? Основные ошибки

Конструктивная обратная связь направлена на повышение мотивации, некачественная — на демотивацию. Разберём основные ошибки, которые совершают руководители:

  1. Отсутствие обратной связи как таковой. Это самый распространённый пункт. Не давать оценку работе сотрудников — значит не развивать их.
  2. Недостаточная подготовка. Важно заранее понимать цель обратной связи. Зачем вы хотите дать её именно сейчас? Что она изменит?
  3. Излишняя эмоциональность. Обратная связь должна быть объективной. Ваш тон и язык тела играют важную роль в восприятии оценки. Лучше быть дружелюбными и открытыми, избегать агрессивных или обвинительных формулировок.
  4. Несвоевременность. Есть запланированный фидбэк, а есть тот, который необходимо дать, чтобы ситуация в работе изменилась. В любом случае комментарии должны быть своевременными, иначе они просто потеряют актуальность.
  5. Оценка личности, а не фактов. И в позитивной, и в негативной обратной связи важно ссылаться на объективные результаты сотрудника, а не на наше отношение к нему и его работе.
  6. Нехватка конкретики. Стоит избегать абстрактных выражений и общих фраз. Важно приводить примеры поведения или результатов, которые вы хотите обсудить. Это поможет работнику лучше понять, что именно нужно изменить.
  7. Нерегулярность. Фидбэк рекомендуется давать хотя бы раз в неделю, чтобы специалист мог порефлексировать над своим прогрессом.
  8. Присутствие других специалистов. Обратная связь — это всегда диалог один на один, в ней мы затрагиваем определённые точки роста сотрудника. Не стоит проводить такой разговор при других коллегах.

Как правильно давать обратную связь?

Избежать ошибок, описанных в предыдущем пункте, помогут 4 простых шага:

  • Отметьте заслуги сотрудника, чтобы закрепить верное поведение или корректное выполнение задач — создать успешные примеры, на которые специалист в будущем сможет ориентироваться.

Как давать обратную связь и как с ней работать?
  • Подсветите точки роста — то, над чем сотруднику стоит поработать.
Как давать обратную связь и как с ней работать?
  • Объясните, как то, на что направлена обратная связь, влияет на работу сотрудника и бизнес в целом. Это необходимый пункт, так как взрослым людям важно указывать причины и последствия.
Как давать обратную связь и как с ней работать?
  • Заручитесь поддержкой. Помните, что обратная связь — это диалог. Если сотрудник с ней не согласится и вы не сможете договориться об изменениях, фидбэк будет бесполезным.

Как давать обратную связь и как с ней работать?

Также вы можете ориентироваться на 4 главных правила:

  • Не использовать противопоставления «но», «единственное», «а». Они обесценивают похвалу и приближают её к критике. Подобные слова стоит заменить на конструкции присоединения: «при этом», «также», «ещё».

Как давать обратную связь и как с ней работать?
  • Избегать слов-обобщений: «все», «всегда», «никто», «никогда», «постоянно», «немного», «не очень» и так далее. В них нет конкретики.
Как давать обратную связь и как с ней работать?
  • Не сравнивать сотрудника с другими.

Как давать обратную связь и как с ней работать?
  • Упоминать факты, а не личностные характеристики.

Как давать обратную связь и как с ней работать?

Как работать с обратной связью?

Даже если руководитель даёт качественный фидбэк, далеко не каждый сотрудник умеет с ним работать.

Что делать после того, как вам дали обратную связь?

  1. Не спорить. Наша обычная реакция на критику — защищать себя. Такое поведение уместно лишь в случае с явно некачественным фидбэком. В остальном это грубая ошибка.

  2. Поблагодарить. Обратная связь — самый ценный инструмент, и нам дают её, чтобы мы росли.

  3. Уметь услышать и принять оценку.

  4. Озвучить, что именно берёшь в работу после получения обратной связи. Отчитаться, как изменилась ситуация.

  5. Задавать вопросы и советоваться.

Если вам дали некачественную обратную связь, рекомендуем дать на неё комментарий и разложить оценку на факты. Напоминаем: любой фидбэк — это диалог.

Вывод

Эффективная обратная связь, особенно поддерживающая — это ключевой инструмент для развития сотрудников и улучшения командной работы. Хорошая новость в том, что навыки формирования и получения фидбэка можно совершенствовать. Предлагаем вам попрактиковать их после прочтения этой статьи.

44
Начать дискуссию