Возврат и списание маркированного товара — что нужно магазину

Представьте, что в ваш магазин привезли товар в помятой упаковке, или при очередной инвентаризации обнаружилась просрочка. Продавать такую продукцию нельзя, от нее придется избавляться. В первом случае — оформлять возврат поставщику, во втором — делать списание. Если речь идет о продукции с обязательной маркировкой, все операции должны проходить через систему «Честный ЗНАК».

В статье вы найдете ответы на вопросы, как сделать возврат и списание маркированного товара, а также почему для этих целей удобно использовать терминал сбора данных и программу DataMobile.

Возврат и списание маркированного товара — что нужно магазину

Как отразить возврат маркированного товара в системе «Честный ЗНАК»

Владелец магазина и поставщик могут зафиксировать свои права и обязанности документально В договоре прописываются параметры качества и прочие характеристики продукции. Если она каким-то условиям не соответствует, магазин может вернуть ее поставщику.

В договоре можно предусмотреть возможность отправки остатков бывшему владельцу, если они не были распроданы в течение установленного срока.

Если причины возврата продукции не закреплены документально, она оценивается по следующим критериям:

  • соответствие описанию поставщика и законодательным нормам;
  • пригодность к употреблению (использованию) по прямому назначению.

Например, в одном из коробков — обувь разного размера. Это весомая причина для того, чтобы ее вернуть.

Если стороны — плательщики НДС, возврат маркированного товара осуществляется обратной поставкой.

Далее разберем ситуации: как вернуть поставщику продукцию с обязательной маркировкой в процессе приемки и после оприходования.

Товары возвращают во время приемки

Оформляется возврат неоприходованного маркированного товара, когда приемка еще не подтверждена. Сотрудник магазина просит поставщика изменить уже сформированный УПД — составить универсальный корректировочный документ (УКД) о расхождениях. Получателю груза ничего оформлять не придется, все делает отправитель.

Возвращаются уже оприходованные товары

Другая ситуация: возврат маркированного товара поставщику после подтверждения приемки. Права на продукцию уже перешли магазину, и это зафиксировано в «Честном ЗНАКе». Розница передает товары поставщику и создает УПД. Отгружаемая продукция добавляется в документ путем сканирования с нее кодов маркировки, для чего используется сканер штрих-кодов или ТСД. Поставщик становится владельцем товара, когда подтверждает УПД и данные поступают в «Честный ЗНАК».

Списание маркированного товара в «Честном ЗНАКе»

При списании маркированная продукция выводится из оборота — данные нужно отразить в «Честном ЗНАКе». Причины могут быть различными: например, брак или излишки, выявленные в товароучетной системе («1С») в ходе очередной инвентаризации.

Списание маркированного товара в «Честном ЗНАКе» происходит путем формирования сотрудником розничной точки уведомления о выводе кодов маркировки из оборота. Это можно сделать в личном кабинете участника — загрузить список штрих-кодов в формате .XLS, .CSV. Также подача уведомления в «Честный ЗНАК» доступна путем интеграции открытого API (с помощью мобильного приложения для ТСД).

Списание и возврат маркированного товара поставщику с помощью ТСД и ПО DataMobile

Списание и возврат маркированных товаров поставщику удобно проводить с помощью ТСД и мобильного приложения DataMobile с программным модулем Маркировка. Софт интегрируется с «1С» без драйверов, поэтому рекомендуем использовать именно эту «товароучетку». При необходимости ПО DataMobile поддерживает работу и с другими программами. Доступен обмен информацией с ними в режиме онлайн или офлайн (зависит от версии купленной лицензии).

Возврат и списание маркированного товара — что нужно магазину

Программный модуль Маркировка идентифицирует продукцию путем разбора информации в кодах Data Matrix, которые считаны с помощью встроенного в ТСД 2D-сканера, проверяет их корректность, уникальность, отслеживает статусы в «Честном ЗНАКе».

Далее рассмотрим алгоритм работы, как сделать списание и возврат маркированного товара.

После интеграции с программой DataMobile в «1С» появляется дополнительный раздел — «АРМ диспетчера». Здесь оператор создает задания, отправляет их на терминал, туда же выгружает информацию с мобильного устройства.

Чтобы сделать возврат оприходованного маркированного товара поставщику, нужно провести стандартную операцию — отгрузку. Для этого:

  • На ТСД из «1С» выгружают задание со списком отправляемой продукции или создают документ непосредственно на терминале.
  • Сотрудник магазина сканирует штрих-коды с нужных товаров — использует для этих целей встроенный в ТСД 2D-сканер.
  • Выгружает данные в товароучетную систему.

С помощью ПО DataMobile легко провести инвентаризацию в магазине, выявить пересортицу и просрочку, а при необходимости — списать товары с выводом их кодов из оборота через «Честный ЗНАК».

Модуль Маркировка позволяет работать с документами инвентаризации и списания, фиксируя в них данные в разрезе маркировочных кодов.

В настройках программы DataMobile можно активировать функцию «Автоматический расчет срока годности» — для определения просрочки, если предварительно была указана дата производства.

Пример 1. Списание маркированных товаров, которые есть в наличии:

  • Сотрудник розничной точки открывает на ТСД документ «Списание».
  • Считывает штрих-коды с товаров, которые нужно «убрать» из магазина (например, у них повреждена упаковка).
  • Выгружает информацию в «товароучетку».

Пример 2. Списание товаров при инвентаризации, когда в системе учета обнаружены излишки:

  • Оператор открывает документ «Инвентаризация».
  • Сканирует штрих-коды с продукции на витрине.
  • Выгружает информацию в систему учета. Затем списывает товары, которые числятся в «товароучетке», а по факту отсутствуют.
Возврат и списание маркированного товара — что нужно магазину

В обоих случаях коды маркировки списываемой продукции выводятся из оборота через «Честный ЗНАК». Нужно указать причину, например, «Утилизация».

Возврат маркированного товара от покупателя

Возврат маркированного товара от покупателя возможен в течение 14 дней с момента продажи. Например, обувь не подошла по размеру, обнаружен брак. Принимая товар от покупателя, кассир пробивает чек возврата. Если продукция подлежит продаже — повторно вводит ее код маркировки в оборот. Как это сделать, зависит от состояния штрих-кода маркировки:

  • Он есть на товаре, не поврежден и считывается сканером. В этом случае код вводится в оборот автоматически: при оформлении чека возврата на кассе продавец сканирует штрих-код с упаковки, данные передаются ОФД (например, «ОФД СБИС») и в «Честный ЗНАК».
  • Покупатель вернул товар без этикетки или с поврежденным кодом. Кассир пробивает чек, не отражая в нем средство идентификации. Заказывает новый код маркировки (в заявлении указывает причину: «Перемаркировка») и вводит его в оборот. Операция доступна в личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК».
  • Штрих-код поврежден или отсутствует, но у покупателя есть чек. Средство идентификации можно восстановить по данным фискального документа, а затем списать в личном кабинете на сайте госсистемы. После этого — заказать новый код и ввести его в оборот.

Обратите внимание! Часто покупатели возвращают товар для обмена на другой — аналогичный. Это распространенная ситуация в магазине обуви или одежды, когда не подошел размер, цвет, фасон. Проблема решается следующим образом: продавец принимает маркированную продукцию, сканирует код и пробивает на кассе чек возврата. Затем оформляет новую продажу.

Остались вопросы? Звоните по номеру +7 (495) 980-10-69 — ответим на них быстро и доступно. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Начать дискуссию