Опасные челленджи в интернете: почему их любят подростки

…что сегодня в тренде и как обезопасить детей от риска жизнью

Сейчас время школьных каникул, а значит, и свободного времени, которое дети могут проводить очень небезопасно. Жажда риска, желание казаться «крутыми» в глазах сверстников, а также поиск острых ощущений подталкивают подростков на испытание себя в разного рода играх и челленджах, что нередко приводит к несчастным случаям.

Челлендж (от англ. challenge — «испытание», «вызов») — жанр интернет-роликов, в которых автор выполняет действие на камеру и размещает его в сети, предлагая повторить это задание другу или незнакомым пользователям.

Рисковать и доказывать окружению, что ты «классный» (смелый, креативный и, в целом, достойный социального принятия) — нормальная потребность подросткового возраста. Это было, есть и будет во все времена. Но нужно принимать во внимание, что современные технологии тиражируют рискованные практики, а возможность увеличить известность своего «достижения» через распространение в сети может подогревать участников совершать рискованные действия под запись на камеру или даже в прямом эфире. Фильм «Нерв» (2016, 16+) про опасную онлайн-игру хорошо иллюстрирует эту историю.

По сюжету кино подростки втягиваются в онлайн-игру с двумя категориями участия — «игрок», выполняющий задания, и «зритель». Вторые дают задания первым, награждая тех, кто справляется с вызовом, деньгами и повышением рейтинга в игре. С развитием событий задания усложняются, и игроки вынуждены рисковать все больше, не зная, какое задание станет следующим, может быть, даже последним в их жизни.

Что сейчас в тренде

В интернете уже нашумели опасные челленджи про поедание капсул с моющим средством для стиральных машин, игра «Беги или умри», «Спрятаться на 24 часа»… Сегодня проявляется другой опасный тренд. В зарубежной прессе тема игр с асфиксией обсуждается активней (например, этому посвящен один из недавних выпусков популярного американского ток-шоу), зафиксированы неоднократные смертельные исходы такой «игры». В российском инфополе свежие ролики, снятые подростками, появляются в телеграм-каналах, на ютуб.

В них дети рассказывают и показывают, как получить эйфорию и вызвать галлюцинации с помощью перекрытия сонных артерий и дыхания, осуществляемого специальным образом. Игра под названием «Собачий кайф» (возможны другие версии: cобачья радость/cобачья смерть/космический ковбой/на седьмом небе/улететь на минуточку) становится развлечением для детей 12-15 лет. Стоит отметить, что идея такого досуга у подростков появилась не сейчас, случаи популярности подобных игр фиксируются в 2010, 2019, 2020, 2021 годах, в том числе, с летальными исходами.

Опасность игры заключается в том, что кислородное голодание, которое вызвано специальными манипуляциями, ведет к нарушению работы головного мозга и других жизненно важных органов, вплоть до отмирания клеток головного мозга и смертельного исхода.

Почему подростки любят опасные развлечения?

По словам психологов, в челленджах они находят возможность самореализации, что является естественной потребностью детской и подростковой психики. Дополнительно такие практики позволяют испытать социальное принятие, чувство общности и ощущение, что ты делаешь что-то модное, — для подростков это очень важно.

Большинство юных участников опасных челленджей не имеют опыта утрат и смерти близких, не обладают развитым критическим мышлением и не оценивают риски и последствия своего поведения, считая, что все можно вернуть и исправить.

Что делать, чтобы обезопасить ребенка от участия в опасных челленджах?

В каждом случае эффективность тех или иных методов будет индивидуальной. Лучшим средством профилактики является изначальное приобщение ребенка к интернету под присмотром взрослого, вместе с которым будут установлены правила нахождения в сети, будут разбираться интернет-угрозы, обсуждаться правильные алгоритмы реагирования на них. Заботливый присмотр без тотального контроля поможет сформировать доверие, благодаря которому ребенок сможет обратиться к родителю в случае сомнения или проблемы.

Общий список рекомендаций представляется следующим:

1. Формируйте у ребенка ценность жизни и здоровья. На своем примере рассказывайте и показывайте способы самовыражения, через которые ребенок сможет реализовать себя среди сверстников.

2. Учите ребенка распознавать манипуляцию и отвечать «нет», когда им манипулируют «на слабо».

3. Давайте ребенку больше внимания и любви. Проявляя интерес к его жизни, увлечениям и переживаниям, вы минимизируете стремление ребенка подвергать себя опасности, чтобы привлечь внимание. Конечно, все хорошо в меру, гиперопека тоже не даст положительных результатов.

4. Организовывайте возможности получения ярких эмоций для ребенка безопасным способом (например, участие в квестах, интеллектуальных или спортивных соревнованиях и т. д.).

5. Договариваетесь с ребенком о правилах пользования интернетом, включая оценку опасности того или иного челленджа перед участием в нем. В этом может помочь инфографика «Является ли челлендж безопасным?», подготовленная интернет-изданием «Мел» совместно с «Лабораторией Касперского». Зеленые стрелки в ней подразумевают ответ «да», красные — «нет».

Инфографика, разработанная интернет-изданием «Мел» совместно с «Лабораторией Касперского»
Инфографика, разработанная интернет-изданием «Мел» совместно с «Лабораторией Касперского»

Больше про безопасность детей в интернете можно узнавать в сообществе АНО «Интернет без угроз».

11
Начать дискуссию