Канва четвертая: Любовь (Учить/Учиться) Многие думают, что любовь — это чувства. Но как мы знаем, чувства — всего лишь эхо внутренних процессов, критерий того, что они протекают. Без понимания самих процессов рассмотрение лишь их следствий, по сути, ничего не дает. Что такое любовь? В книге «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» ее автор Ричард Бах дает точное определение любви: любить означает видеть истинно добрую чайку, живущую за ее золотистыми зрачками. Другими словами, в каждом человеке есть нечто ценное, глубокое, настоящее, какое он даже сам о себе не знает. Это тот самый особенный взгляд, который присущ далеко не всем. Но под взглядом этим люди расцветают и становятся лучше. То, что делает людей лучше одним своим присутствием, — не будет ли это любовью? Само развитие человека — не будет ли ученичеством? И тот, кто, так глядя, так развивая, — не будет ли он учителем? Истинная любовь действенна. Она не дает советов, но дает понимания. Она не вмешивается, но она направляет. Наполняет паруса развития ветром и протягивает руку упавшему. Вот образ настоящего учителя — такого, который развивает своих подопечных. Значит, то, что их связывает, — это настоящая любовь. Психология знает о существовании эффекта Пигмалиона, когда человек существенным образом зависит от мнения людей о нем. Взгляд учителя есть то, что меняет человека. Потому что учитель видит в человеке лучшее. Учительство и ученичество — это одно явление. Мы непрестанно транслируем самих себя на свое окружение. Люди учатся у нас не тому, что мы говорим, но тому, во что мы верим, и все учатся друг у друга. Почему же признают учителя? Учитель есть тот, кто сам жадно учится у всех явлений окружающей жизни и заражает этой жаждой учиться окружающих его людей. И люди начинают жадно учиться — в первую очередь у него, как у источника этой жажды. Потому лучший ученик становится лучшем учителем. Чтобы учителю совершенствоваться, ему нужно становиться лучшим учеником.
Этот принцип хорошо выражен в коучинге: у каждого коуча должен быть свой коуч. Но, как мы знаем, эффективность — это всегда балансирование между двумя противоположными качествами, и совмещение их — это всегда взрыв эффективности. Самое эффективное отношение с точки зрения развития — это всегда отношения ученик - учитель. И то что характеризует их отношения есть преданность, без которой обучение не возможно.
Ощущали ли вы когда-то на себе эффект Пигмалиона?
Глубоко. Хочется продолжения.
Благодарю, очень интересно 🙏
Очень интересно 🔥
Противоположности трудно совместить, но только в уме. На самом деле они уже являются единым целым. Когда начинаешь видеть эту целостность - это восхищает.
Есть четкое ощущение, что это часть чего-то большего и цельного...