12 канв мироздания. Часть 1

Сегодня о существовании законов, которые управляют процессами в человеческой психике глубоко за пределами осознанности.
Нарушение этих законов приводит к затруднениям в развитии человека. А понимание законов и следование им снимает запруды и позволяет человеку развиваться стремительно. Мы часто мешаем природе в нас разворачиваться, вместо того чтобы помогать. О том, как помочь природе в этой работе – развитии человека – читайте дальше.
Удивительно, но все инновации в области образования говорят только об этом: как не мешать свободе и мотивации; как вовремя подкидывать в «топку» разума «дрова» знаний, а не высыпать кучу дров на сырой ум. Как создать особую среду, в которой разум стал бы расти... Всё это подобно работе хорошего садовника, который наблюдает за природой и помогает ей, и не более того. Но многие ли могут сказать, что были достаточно проницательны, наблюдая за природой, и не обманываются?
Достижения педагогов-новаторов – таких как Макаренко и Сухомлинский, достижения великих гениев науки и искусства, политики и военного дела показывают беспредельность человеческого гения, устремляют нас в области совершенства такие, что даже трудно себе представить, что такое может существовать. И всё же великие умы ходили по этой земле и творили свои чудеса. Значит, и в наше время это возможно, только надо понять – как.
Древние философы утверждали, что качества земли, неба и души одни и те же, потому что созидались Космосом в одном пространстве, и что законы мироздания подобны во всех процессах.
Они отмечали, что существуют двенадцать канв мироздания – каналов, по которым текут законы. Идея о существовании таких каналов выражалась в виде символов. Двенадцать месяцев в году, двенадцать часов до обеда и после, двенадцать знаков зодиака и учеников в одной группе Учителя. Двенадцать подвигов Геракла, двенадцать священных животных и т.д. Современная психология опытным путём установила, что если в группе находится более двенадцати человек, то сами люди начинают воспринимать себя как две группы, а не одна. А если в группе двенадцать человек или меньше, то единства достичь реально. Так же точно существуют и двенадцать групп человеческих качеств: созвучие их и совместная работа и есть человек со всеми законами и следствиями. Разобраться в этом досконально – уже означает увидеть изнанку мира, внутренность часов Мироздания.

Канва первая: Надежда (харизматичность/скромность)

Из опыта: успешный проект всегда опирается на харизматичность лидера, прорывные технологии рождаются в умах необычных людей. Новый взгляд на вещи, умение вести людей за собой, умение прорываться свозь кажущиеся преграды, способность завораживать людей своей позицией и, в конце концов, способность заставлять людей верить в себя, внушать людям надежду — вот что такое харизма.
Психология людей такова, что они ищут кого-то, на кого можно опереться, и каждая харизматичная личность самим своим существованием отвечает на этот вопрос: что делать? Ответ прост: идти за лидером. Если представить себе, что однажды харизматичные лидеры найдут между собой общий язык, объединятся и направят свои усилия на улучшение всего того, что нас окружает, — они по праву станут надеждой мира. И все взоры устремленного человечества будут обращены на них с упованием. Поэтому принцип надежды воплощает в себе харизматичный лидер.
Но что будет являться бинером, усиливающим лидера? Ответ очевиден — личная скромность.
Очень трудно сочетать яркие лидерские качества и скромность, практически невозможно. Но лишь совмещение несовместимого создает то особое напряжение, которое приводит к развитию, благодаря чему можно вырасти, а потому развитием скромности лидер растет. Что же есть скромность, смирение? Смиренный, кроткий человек кажется большинству людей слабым. На древнегреческом языке, на котором написана библия, «кроткий» означает «смиренный, но сильный», и, действительно, мы наблюдаем, что по-настоящему сильные не выпячивают себя, и лишь внутренне слабые люди, с подпорченным стержнем внутри, стараются самоутверждаться за счет других, потому что чувствуют, что, на самом деле, они слабы. Быть сильным означает быть кротким. Это смирение — сила богатыря, которую никому не надо доказывать.

Канва вторая: Служение (Индивидуальность/единство)
Король Артур был первым в западной цивилизации, кто утверждал необходимость равенства, говоря: «Я старший среди равных». Также рыцари Франции и витязи Руси, донские казаки и буддийские монахи — все они выстраивали отношения в соответствии с равенством, потому что лишь там, где есть истинное равенство людей, заканчиваются распри, люди перестают сопротивляться друг другу, перестают воевать со всем и вся и, освобожденные от этой глупой гонки силы, начинают работать на развите человека и общества. Там же, где равенство не достигнуто, всегда будет противостояние, бесплодная затрата сил и парализация развития. Конфуций сказал: «Если ученый муж не понял сущности братства — значит, его учение ложно».
В древности каждый монастырь, каждое воинство стремились стать братством. А потому уметь согласовывать единство и индивидуальность без потери равенства и своего я — момент экспонентного развития и общества и себя, но добиться этого можно лишь тогда, когда человек понимает, что ценность коллектива важнее ценности личности. Лишь понявшие, что служение является повышением эффективности, лишь умеющие истинно служить без умаления своей личности и противостояния с теми, кому служат, такие люди могут именоваться объединителями и миротворцами, значительно ускоряя прогресс того, к чему они прикасаются.
Как еще можно назвать лидера, развивающего и меняющего все вокруг?

Канва третья: Мудрость (Мудрость/Смирение)

В книге «Коучинг высокой эффективности» основатель коучинга Джон Уитмор, подводя интересный итог в своих исследованиях, пишет: «Тренер в спорте, гуру в Индии и коуч на Западе решают одну и ту же задачу — развить своих подопечных... Истинная цель коучинга — стать мудрым».
Из современной практики коучинга ясно видно, что лишь мудрость коуча меняет подопечных.
Основа древних культур всегда опиралась на мудрость правителей, и Соломон воспевал ее в своих песнях. Платон и Сократ, давшие основы западного мышления, так же как Конфуций и Лао-Цзы, основавшие систему восточного мышления, — все они были мудрецами. Значит, мудрость — это верх развития человеческого разума и, как следствие, — верх эффективности.
Но что является основой такого мышления и как его развить?

Канва четвертая: Любовь (Учить/Учиться) Многие думают, что любовь — это чувства. Но как мы знаем, чувства — всего лишь эхо внутренних процессов, критерий того, что они протекают. Без понимания самих процессов рассмотрение лишь их следствий, по сути, ничего не дает. Что такое любовь? В книге «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» ее автор Ричард Бах дает точное определение любви: любить означает видеть истинно добрую чайку, живущую за ее золотистыми зрачками. Другими словами, в каждом человеке есть нечто ценное, глубокое, настоящее, какое он даже сам о себе не знает. Это тот самый особенный взгляд, который присущ далеко не всем. Но под взглядом этим люди расцветают и становятся лучше. То, что делает людей лучше одним своим присутствием, — не будет ли это любовью? Само развитие человека — не будет ли ученичеством? И тот, кто, так глядя, так развивая, — не будет ли он учителем? Истинная любовь действенна. Она не дает советов, но дает понимания. Она не вмешивается, но она направляет. Наполняет паруса развития ветром и протягивает руку упавшему. Вот образ настоящего учителя — такого, который развивает своих подопечных. Значит, то, что их связывает, — это настоящая любовь. Психология знает о существовании эффекта Пигмалиона, когда человек существенным образом зависит от мнения людей о нем. Взгляд учителя есть то, что меняет человека. Потому что учитель видит в человеке лучшее. Учительство и ученичество — это одно явление. Мы непрестанно транслируем самих себя на свое окружение. Люди учатся у нас не тому, что мы говорим, но тому, во что мы верим, и все учатся друг у друга. Почему же признают учителя? Учитель есть тот, кто сам жадно учится у всех явлений окружающей жизни и заражает этой жаждой учиться окружающих его людей. И люди начинают жадно учиться — в первую очередь у него, как у источника этой жажды. Потому лучший ученик становится лучшем учителем. Чтобы учителю совершенствоваться, ему нужно становиться лучшим учеником.
Этот принцип хорошо выражен в коучинге: у каждого коуча должен быть свой коуч. Но, как мы знаем, эффективность — это всегда балансирование между двумя противоположными качествами, и совмещение их — это всегда взрыв эффективности. Самое эффективное отношение с точки зрения развития — это всегда отношения ученик - учитель. И то что характеризует их отношения есть преданность, без которой обучение не возможно.
Ощущали ли вы когда-то на себе эффект Пигмалиона?

Канва пятая: Преданность (Осторожность/Самоотверженность)
Зачем нужна преданность, неужели нельзя просто так учиться?
Чтобы нечто перенять, нужно доверие. По мере роста ученика, растут все его качества, растёт и степень сложности материала, который он усваивает. Растёт и доверие, иначе ученик упирается в потолок познавательных способностей и перестаёт расти.
Но однозначный рост преданности может перейти в узость и фанатизм, когда человек сосредоточен только на одном вопросе, исключая другие. Это деструктивно для роста личности. Потому сама преданность уравновешивается высшей формой адекватности — зоркостью, а внутри самой преданности властвуют два качества, уравновешивающие друг друга и растущие совместно — осторожность и самоотверженность.
Что есть самоотверженность?
Педагоги-новаторы заметили, что лучший способ обучения происходит методом погружения в предмет, когда человек денно и нощно думает об этом предмете, — так, что предмет даже снится ему по ночам. Следуя этому методу (погружения), на экспериментальных школьных площадках дети проходили школьный курс математики или физики всего лишь за один месяц.
Такая эффективность становится возможной лишь потому, что человек перестает отделять себя, сопровождаемого комплексом своих проблем, от того, что он изучает: так происходит соединение с объектом познания, что умножает эффективность в разы.
Принцип самоотдачи, будучи развит, позволяет человеку очень мощно сфокусироваться на том, что он делает или изучает, быть гораздо более эффективным, чем те, кто работает без погружения. Если обратимся к истории, то увидим, что все прорывные достижения человечества находились в руках людей, преданных своему делу, увлеченных и погруженных в него; и чем сильнее развивались такие люди, тем сильнее была их преданность.
Но с чем невероятно трудно совместить преданность? С осторожностью.
Осторожность.
Именно в точке соприкосновения преданности и осторожности рождается эффективность, особая ясность взгляда, ускоряющая развитие как преданности, так и человека. Так Платон говорил: «Вера должна быть зрячей».
Что есть осторожность, а что есть самоотверженность?

Канва шестая: Повиновение (Управление/подчинение)
Основа взаимодействия человека и социума — это построение отношений, и то, чему человек научился, необходимо применять. И здесь мы сталкиваемся с еще одним понятием — управление/подчинение, или повиновение.

Согласно последним исследованиям, ничто так не демотивирует человека, как необходимость подчинения, причем подчиненные демотивируются действиями руководства, а руководство демотивируется неэффективностью действий подчиненных. И этот замкнутый круг делает людей несчастными, в то время как все может быть совершенно иначе.
Существуют правильное подчинение и правильное делегирование, мотивирующие друг друга, — это технологии, которым можно учиться. По сути сказать, правильного повиновения не существует, а еще вернее сказать — это будет не повиновение вовсе. Основа мотивирующего существования человека в социуме — это всегда равенство. А потому, как правильно управлять и подчиняться, не теряя при этом равенства, как правильно исполнять и делегировать, не генерируя при этом демотивации, — ответы на эти вопросы приводят нас к эффективности в области управления.
Уже существуют эффективные пути применения пары управлять/подчиняться, существуют методики, и все они лежат в области «психологии отношений». Другими словами, изменив что-то во взгляде человека на привычные вещи, — меняем эти привычные вещи. Изменив отношение человека на более правильное, увеличиваем эффективность.
Меняя отношения человека к процессу — меняем процесс. Изменяя среду, в которой находится человек, тем самым быстро изменяем человека. В итоге, мы понимаем, что истинные лидеры меняют отношение людей к тому, что они делают, и, тем самым, добиваются результатов.
И все же, как стать таким лидером, в чем волшебство?
Продолжение следует...
Дмитрий Раевский 🇷🇺
Политолог, общественный деятель, патриот

Дмитрий Раевский<br />
Дмитрий Раевский
Контент для взрослых
7
5 комментариев

Глубоко. Хочется продолжения.

1
Ответить

Благодарю, очень интересно 🙏

Ответить

Очень интересно 🔥

Ответить

Противоположности трудно совместить, но только в уме. На самом деле они уже являются единым целым. Когда начинаешь видеть эту целостность - это восхищает.

Ответить

Есть четкое ощущение, что это часть чего-то большего и цельного...

Ответить