Гибкость и ума и творчество: 6 препятствий на пути поиска идеи

Поговорим о том, почему взрослые теряют творческий потенциал, какие нас ждут препятствия при генерации идей и что с этим можно сделать.

Саша Якубович
Эксперт в управлении проектами

Всем привет, меня зовут Саша Якубович. Я помогаю начинающим руководителям проектов выйти из хаоса, организовать управление потоком задач, стартовать проекты и строить эффективные системы.

Почему так важна гибкость и творчество в работе с проектами? Дело в том, что модель обучения и поведения, к которой мы все привыкли – изменилась. Если раньше основными двигателями были логика и рациональное мышление, то сейчас появилась другая тенденция.

Во многих компаниях есть запрос на творческих, креативных, неравнодушных сотрудников. Компании ищут людей с высокими эмпатичными качествами, которые умеют слушать и слышать, генерируют что-то новое.

Поиски таких сотрудников осложняются тем, что взрослые с течением времени теряют гибкость мышления и творческий потенциал. Если мы понаблюдаем за ребенком до шести лет, то увидим, что он изначально обладает бесконечным творческим потенциалом, он у него заложен с самого рождения.

Потом появляется школа, социум. Мышление ребёнка перестраивается в сторону логичного. Творческие нейронные связи становятся менее используемыми. Человек начинает использовать привычные шаблоны логического мышления. Мозг начинает лениться. Зачем думать творчески, если можно использовать готовые схемы?

К счастью, уже доказано учеными, что наш мозг учится и постоянно развивается до самого последнего своего дня. То есть, у нас нет никаких ограничений. Подобно любой мышце, мы можем раскачать наш мозг с помощью системы упражнений и дисциплины.

Гибкость и ума и творчество: 6 препятствий на пути поиска идеи

Шесть препятствий для поиска идей.

Первое – поиск идеальной идеи.

Вычеркните из своей жизни понятие идеального. Идеальной идеи не существует. Почему? Потому что люди все разные. Для одного это идеально, для другого – нет. У нас разный опыт, разные ситуации.

Убирайте догмы и поиски идеального – это позволит генерировать больше идей.

Второе препятствие – довольствоваться первой подходящей идеей.

Если мы берем первую подходящую идею, то блокируем все те, что могли бы прийти к нам из творческой области.

Что делать? Обозначаем для себя некий временной промежуток, например, один час и говорим: «давайте генерить 100 самых сумасшедших идей».

Тем самым мы расширим границы. Потому что сначала мы начнем думать с точки зрения логики и мышления, а потом будем включать всевозможные мысли и идеи, которые хоть как-то можно притянуть за уши к этому процессу. Это буду креативные, сумасшедшие, невероятные идеи.

Сгенерировав таким образом 100 идей, отложите тетрадочку и загляните в неё только на следующий день. Пройдитесь свежим взглядом. Чаще всего, последняя двадцатка – это самые креативные идеи. Из них можно вытащить что-то оригинальное.

Поэтому не блокируйте себя первой попавшейся идеей, которую считаете крутой. Генерите дальше.

Разгоняйте свой мозг. Дайте поток, который может быть качественно прорывным.

Третье препятствие – слишком концентрироваться на задаче.

Мозг так устроен, что если мы слишком концентрируемся на поиске решения, он начинает опираться на логику. И всё. Мозг останавливается, он выбирает первую попавшуюся логическую цепочку, жёстко концентрируется на ней и не хочет продолжать поиски. Ленится.

Смените вид деятельности, например, пройдитесь пешком. Мозг решит задачу.

Четвертое препятствие – беспокойство.

Если у вас есть жесткий дедлайн или вам сказали, что через неделю нужно предоставить оригинальную идею, то можно считать, что это провал. Потому что в условиях жесткого дедлайна вы начинаете нервничать и вся генерация чего-то нового уходит “в ноль”. Так ничего не получится. Невозможно создать креативную идею в условиях жесткого дедлайна.

Не загоняйте себя в рамки, давайте себе больше свободы. Беспокоиться не о чем. Это же опыт.

Пятое препятствие – нежелание удивляться.

Я намеренно сохраняю в себе детскую непосредственность и любопытство. И это, наверное, помогает мне создавать что-то новое, помогает быть открытой с людьми, которые меня окружают.

Если сохранять в себе любопытство, удивляться каждый день новому, если в каждом человеке видеть что-то особенное, это тоже будет способствовать развитию вашего творческого потенциала.

Не забывайте о том, что нужно постоянно удивляться. Делайте это намеренно.

Шестое препятствие – рутина.

Я тоже этим грешу. Мы пять раз в неделю ездим на работу и обратно по одному и тому же маршруту. Это же удобно. Уже знаем все нюансы и едем или идем “на автомате”.

Давайте начнем что-то менять. Например, начнем искать какие-нибудь интересные и новые места. Меняйте локации для прогулки с детьми, ищите новые, интересные места встреч с друзьями или родственниками. Изучайте эти места и смотрите на них по-новому, с детской непосредственностью.

Выходите из рутины. Меняйте маршруты, места. Или смотрите на них по-новому.

Мне кажется, что работа с этими препятствиями — ключ к тому, чтобы мы оставались немного более творческими. Как считаете?

Гибкость и ума и творчество: 6 препятствий на пути поиска идеи
Начать дискуссию