Игры на работе: как они помогают бизнесу

Расскажу, почему Сбер, Яндекс и РЖД используют бизнес-игры для развития своих сотрудников, а также историю о том, как команда топ-менеджеров строила ферму в игре.

Меня зовут Сергей Геворкян, я занимаюсь программами обучения и развития персонала: разрабатываю и веду тренинги, бизнес-симуляции, фасилитирую стратегические сессии для клиентов ЭКОПСИ. Сегодня хочу поговорить о таком формате развития сотрудников как бизнес-игры.

Польза игры для обучения

Игры становятся все популярнее в бизнесе по нескольким причинам. Во-первых, они позволяют компаниям обучать свой персонал быстрее, чем их конкуренты, что является значительным преимуществом в быстро меняющемся мире новых технологий. Во-вторых, бизнес-игры более привлекательны для сотрудников, особенно тех, кто устал от традиционных тренингов. Ведущие компании, такие как Microsoft, Google и другие, активно используют игры для развития своего персонала, а это подталкивает и другие компании, включая крупные российские, следовать их примеру.

Игры не только увлекательны, но и способствуют комплексному развитию человека. Они помогают развивать системное мышление и фокусировку на достижении результата. Кроме того, решение игровых задач вместе с другими игроками способствует улучшению социальных навыков и сотрудничеству.

Одна из особенностей игры – это ее эффективность в получении опыта. Она позволяет быстрее и эффективнее осваивать новые навыки и получать опыт, чем другие методы бизнес-обучения. Игра создает условия, которые способствуют более интенсивному и ускоренному развитию.

<i>Игровая механика в бизнес-процессах</i>
Игровая механика в бизнес-процессах

«Магический круг» и добровольность

У игры есть две важнейшие характеристики: «магический круг» и добровольность. «Магический круг» означает, что в рамках игры действуют уникальные правила, которых может не быть в реальной жизни. Игровые правила могут выглядеть абсурдно или противоречить правилам реального мира.

  • В футболе все манипуляции с мячом должны производиться ногами, хотя очевидно, что удобнее бегать с мячом в руках.
  • В «Монополии» игрок, который попал на поле «Идите в тюрьму», отправляется туда – только потому, что так упал кубик.

Правила игры создают пространство, отдельное от остального мира. Так получается «магический круг». Действия игроков внутри игры не будут иметь последствий в реальном мире. При этом деятельность игрока и ее результат имеют значение внутри самой игры – игрок одновременно верит и не верит в происходящее.

Вступая в игру, человек даёт согласие на соблюдение правил – фактор добровольности. В игру нельзя заставить играть: чувствуя принуждение, человек не сможет полноценно включиться в игру. Поскольку во внешнем мире действия игрока не имеют последствий, человек может экспериментировать, а если результат его не устроит, то в следующий раз можно попробовать сделать по-другому. Таким образом участник игры не только включается в достижение игровой цели, но и исследует свои возможности: «а что будет, если я сделаю вот так?»

Кейс. Как команда топ-менеджеров строила ферму в игре

Однажды я проводил игру для команды топ-менеджеров крупной компании. Задача игры была такой: выявить привычки проектного управления в данной команде. Особенность в том, что там поощрялись производственные подвиги и скачкообразное движение по проектам, вместо плавного поступательного.

В игре участники строили ферму – это игровая ситуация, образующая «магический круг».

Ход игры:

  • Этап планирования проекта и постановки финансовых целей. Игроки разбились на группы, каждая планировала свою работу, а общий план был составлен в последние минуты.
  • Этап реализации. К концу «строительства фермы» команда поняла, что не сможет достичь финансовых целей.
  • Этап достижения целей во что бы то ни стало. Поскольку цель фермы была в том, чтобы заработать N денег, участники нашли способ это сделать: продать все активы. За счёт этого решения команда даже перевыполнила финансовые цели. Результат вызвал радость, пока участники не вспомнили, что одним из требований игры было «выведение фермы на обещанные финансовые и производственные показатели и перевод управления фермы с проектной на операционную модель». Упс…
  • Интерпретация результатов. Продав активы, команда выполнила краткосрочные цели по доходу, но полностью проигнорировала долгосрочные цели – дальнейшее развитие фермы.

Во время совместного обсуждения команда поняла, что участники точно так же ведут себя в рабочих проектах. Разобщенность в начале года, которая приводит к необходимости прикладывать сверхусилия в конце – и так из года в год.

По итогам рефлексии команда сформулировала принципы работы, которых ей нужно придерживаться, чтобы достигать результатов без необходимости выходить в «режим подвига». Через полгода мы повторили игру, где команда показала высокие результаты при более амбициозных целях за счёт того, что придерживалась тех принципов, которые были сформулированы на первой игре.

<i>В - вовлеченность</i>
В - вовлеченность

Игры всегда выдают жизненные стратегии человека

Пространство игры уникально и парадоксально. С одной стороны, в игре можно экспериментировать и пробовать новое для себя поведение. С другой – в игре всегда проявляются существующие у человека стратегии.

Почему игры выдают стандартное поведение игроков? Люди склонны демонстрировать схожие жизненные стратегии в разных ситуациях. Когда мы сталкиваемся с новой задачей, наш мозг сначала ищет аналогии с предыдущим опытом. Мы используем те же стратегии и реакции, которые в прошлом показали свою эффективность. Например, если у нас был опыт рискованных решений с положительным результатом, то мы, скорее всего, будем склонны идти на риск и в будущем. Также некоторые личностные черты могут влиять на поведение: люди с высоким уровнем тревожности будут избегать рискованных поступков, как в игре, так и в реальной жизни.

Поскольку в каждой игре есть вызов для игрока, то, желая достичь успеха, он будет выбирать те стратегии, которые считает наиболее эффективными для задач игры, причем зачастую сам выбор происходит неосознанно. Профессиональный, опытный ведущий помогает участникам игры увидеть, как их жизненные стратегии проявляются в игре и какой дают результат.

Развивайся играя

Во время игры сотрудники не только тренируют навыки. Игра создает условия для развития стратегий поведения. Улучшения стратегий и рабочих привычек начнут проявляться в реальной жизни, как мы увидели на примере кейса строительства фермы.

Некоторые игры могут быть созданы специально для того, чтобы вызвать изменение стратегий участников. Например, в обучающих играх как «Мозговой тренажёр» или Lumosity, игрокам предлагается выполнить задания, которые активизируют совершенно новые стратегии и навыки.

По интенсивности получения опыта альтернативой игре может быть только выполнение реальных рабочих задач. Ресурсы, нужные для этого, и потенциальные риски накладывают большие ограничения на развитие сотрудника. Зачастую страх совершить ошибку или получить штраф убивают желание пробовать новое и менять старые добрые привычки. Также в реальной жизни последствия решений, как положительные, так и отрицательные, имеют отложенный эффект – могут пройти дни и даже месяцы, прежде чем человек увидит результат своих решений. В игре же обратная связь поступает сразу, проанализировать результаты можно в тот же день.

Игры на работе: как они помогают бизнесу

Расскажите, был ли у вас опыт участия в бизнес-играх? Какие впечатления остались? Есть ли какие-то данные об эффективности команды до и после проведения игры?

77
Начать дискуссию