Инсайды аптечного мерчандайзинга: Как создать эффективную планировку с помощью SpacePlanner

Инсайды аптечного мерчандайзинга: Как создать эффективную планировку с помощью SpacePlanner

Фармация, как бизнес, имеет ряд ограничений по сравнению с другими нишами. В России существует целый ряд требований к рекламе лекарственных препаратов. За рубежом дело обстоит ещё хуже: лекарства разрешено продавать исключительно по рецепту врача.

В таких условиях выкладка витрин становится одним из ведущих драйверов продаж. Однако и здесь кроется существенное отличие аптечного бизнеса от других бизнес-ниш: даже маленький аптечный киоск может иметь в продаже несколько тысяч наименований продукции.

Таким образом, с одной стороны грамотная выкладка витрины является неотъемлемой составляющей рентабельности торговой точки; а с другой стороны огромный список торговых наименований крайне осложняет заполнение витрины на рациональной основе. О проведении сплит-тестов нескольких версий выкладки одной витрины никто даже не мечтает. Дело осложняется ещё и тем, что агентства мерчандайзинга, которым часто передают на аутсорсинг оформление витрин и торговых стеллажей, в нише фармации оказываются полностью бессильны.

Для грамотного оформления витрины в аптеке мерчандайзер должен иметь медицинское или фармацевтическое образование, что маловероятно. По этой причине оформление витрин в аптеках происходит силами фармацевтов и провизоров, которые не учились мерчандайзингу и ничего не понимают в маркетинге.

Оформление витрин и выкладка продукции в аптеке основывается на принципах:

  • по цене
  • по производителю
  • по сфере применения
  • по составу ингредиентов — натуральные или химические
  • по медицинской системе — от народной медицины до биохакинга
  • по типу — лекарства, биодобавки, медицинская техника, расходные материалы
  • различные комбинации вышеперечисленного

Какой из методов выкладки витрин принесёт максимальную прибыль? Заранее сказать невозможно. Надо проводить сплит-тесты. Однако при наличии нескольких тысяч наименований продукции неподготовленные для маркетинговых исследований провизоры и фармацевты оказываются не в состоянии реализовать на практике сплит-тестирование даже двух версий товарной выкладки.

На помощь приходит конструктор SpacePlanner. Конечно, конструктор не будет вместо фармацевтов выкладывать лекарства на витрины. Но с его помощью можно оптимизировать процесс выкладки и, таким образом, значительно снизить трудозатраты.

  • Трейд-маркетолог или мерчендайзер с помощью конструктора составляет виртуальные корзины товаров
  • Этими корзинами заполняются виртуальные витрины
  • Можно виртуально поменять расположение и самих витрин

Таким образом, провизорам или фармацевтам на местах не надо самим думать, как лучше выложить товары. У них есть чёткая инструкция, что значительно сокращает время выкладки. К процессу создания виртуальных корзин и витрин имеет смысл подключить врача или провизора. Их профессиональные знания вкупе с профессиональными знаниями мерчендайзера или трейд-маркетолога могут дать потрясающий эффект!

Конструктор SpacePlanner позволяет создать такой профессиональный тандем, при этом каждый специалист может работать удалённо.

SpacePlanner создает несколько версий виртуальной выкладки

Инсайды аптечного мерчандайзинга: Как создать эффективную планировку с помощью SpacePlanner

Таким образом, создаётся несколько версий виртуальной выкладки для каждой витрины, а сотрудники на местах получают подробные инструкции по их реализации в своей торговой точке. Раз в контрольный период порядок выкладки в аптеке обновляется на следующую версию. По окончании теста сравнивают средний чек и общее количество чеков каждого периода и определяют наиболее удачную выкладку. Конструктор SpacePlanner позволяет создавать архивы: все сформированные выкладки сохраняются и могут быть восстановлены даже спустя продолжительное время.

Для маркетинговых экспериментов лучше всего выбрать одну аптеку, которая является убыточной. В аптечных сетях такие аптеки — кандидаты на закрытие. По этой причине на них не жалко ставить эксперименты — хуже не будет. В процессе сплит-тестирования убыточная аптека в какой-то момент может превратиться в рентабельную. Затем наиболее удачные версии торговых корзин, витрин и планировок помещений аптек можно масштабировать и на другие аптеки сети. Аптеки, которые и раньше давали прибыль, смогут увеличить её кратно.

SpacePlanner, таким образом, «убивает сразу двух зайцев»: находит наиболее выгодные варианты расстановки медицинских товаров и спасает от закрытия убыточные аптеки аптечных сетей.

В случае расширения аптечной сети и открытия новых точек, у заведующих с первого дня работы на руках будут подробные инструкции по наиболее прибыльным вариантам оформления торгового пространства аптеки. Причём, эти варианты являются не теоретическими построениями, а уже показали положительный результат в других аптеках. Отсюда можно сделать вывод, что конструктор SpacePlanner эффективно решает следующие задачи аптечных сетей:

  • снижает трудозатраты при выкладке медицинской продукции
  • позволяет проводить сплит-тесты и находить наиболее прибыльные варианты товарной выкладки
  • позволяет масштабировать удачные результаты, полученные в одной торговой точке, на торговые точки всей аптечной сети
  • спасает от закрытия убыточные аптеки, превращая их в рентабельные
  • минимизирует риск получения убытков при открытии новых аптек
55
Начать дискуссию