Психология в дизайне

К психологии теперь обращаются «дизайнеры» всех «сортов». Эксперты графики прибегают к психологическим принципам, чтобы создать привлекающее глаз изображение, используя различные визуальные эффекты. Зная особенности зрительного восприятия людей, можно легко воздействовать на сознание целевой аудитории. Далее в статье будут разобранные основные методы психологического воздействия на людей через дизайн.

Психология и дизайн

В современном мире понятие дизайн получило более широкое значение. Теперь дизайнеры создают те или иные проекты, стремясь не только сотворить удобный девайс или интерфейс, но и сделать его применение максимально понятным и простым. Здесь разработчики сталкиваются с наукой, казалось бы, далекой от их сферы деятельности – психологией. К психологии теперь обращаются «художники» всех «сортов». Эксперты графики прибегают к психологическим принципам, чтобы создать привлекающее глаз изображение, используя различные визуальные эффекты. Зная особенности зрительного восприятия людей, можно легко воздействовать на сознание целевой аудитории. Профессиональным архитекторам и проектировщикам интерьера данная наука нужна длясоздания комфортный условий жизни. Далее в статье будут разобранные основные методы психологического воздействия на людей через дизайн.

Принципы Гештальта

Гештальт-психология – это совокупность нескольких правил, по которым люди выстраивают целостною картину из хаотичных частей материала. Само слово «гештальт» означает «единое целое». Термин применяют для описания процесса получения, обработки и синтеза разрозненных кусков сведений.

Более понятной суть этого подхода станет при рассмотрении пяти основных свойств гаштальта:

· Схожесть.

· Замыкание.

· Непрерывность.

· Близость.

· Фигура-фон.

Находя схожесть между вещами по окраске, форме, текстуре и прочему, публика начинает воспринимать тот или иной предмет как элемент одной группы. На этом и построен принцип схожести. Так и в дизайне, пользователи ощущают некую связь между различными составляющими интерфейса.

Не зря, интерфейс приложения или сайта выглядит интуитивно понятным пользователю, когда он простроен из элементов, дизайн которых подчиняется общим правилам, как, например, в Material Design. И вот уже пользователь нажимает на кнопку «Купить» или «Заказать», потому что пользователя подталкивает к этому ощущение «правильности» (когнитивной легкости), выстраиваемое нашим мозгом.

Замкнутость работает на стремлении нашего мозга завершать незаконченные фигуры. Видя незаконченный объект, мозг машинально воспринимает его как законченный. Примеры применения этого качества разума можно часто увидеть в логотипах различных фирм. Это говорит о его эффективности.

Закон непрерывности указывает на стремление людей интерпретировать раздельные визуальные куски, как непрерывную информационную линию. Даже если элементы зигзагообразно разбросаны на поле нашего зрения, глаза постепенно следуют от одного объекта к другому.

Если вы хотите сделать акцент на какой-то важной информации, располагайте ее согласно следующей траектории, по которой движется взгляд человека интуитивно. Даже если он не хочет уделять много времени просмотру того, что вы предлагаете, он все равно увидит самое важное!

Закон близости крайне прост. Чаще всего мы воспринимаем близкорасположенные вещи как группу, еже ли более отдаленные предметы. Причем составляющие этой группы могут быть с совершенно разными качествами.

Согласно свойству фигура и фон, глаз отделяет изображенный субъект от фона. Примерами действия этого правила являются картинки, восприятие которых меняется в зависимости от предмета, на который идет фокус.

Применяя данное свойство так же не забывайте об эффекте привязки, в ловушку которого так часто попадает наш мозг и о котором пишет в своей книге Даниэаль Канеман «Думай медленно, решай быстро». Даже разные размытые изображения олицетворяющие определенные действия, на фоне которого находится кнопка, могут по-разному повлиять на результате.

В случае использования изображения слева, будет собрано больше денег, нежели во втором случае, а все из-за пристального взгляда девушки? Который как будто спрашивает тебя «Какую сумму ты внес?»

Правила Гештальта – прямое доказательство склонности нашего мозга к обыгрыванию зрительной информации.

Закон Хика

Правило Хика объяснят почему человек тратит столько времени на выбор. Этот принцип гласит: чем больше перед пользователем опций для выбора, тем больше энергии и времени он потратит на совершение последующих действий. Испытав подобное напряжение, юзер получает негативные эмоции, которые в последствии могут отрицательно повлиять на опыт работы с продуктом.

Дабы сделать сайт, плакат или продукт наиболее эффективным, профессионалы использую прием упрощения структур. То есть, все ненужные составляющие (значки, надписи, кнопочки) должны быть скрыты от глаз юзера. Так покупателю не придется долго разбираться в ненужных ему вещах, что улучшит общие впечатления от пользования.

Закон Миллера, фрагментация

Американский психолог Джордж Миллер (не путать с известным кинорежиссёром) выявил одну особенность человеческой памяти. Согласно его работам, в нашей кратковременной памяти может храниться 7 ± 2 единицы информации. На этой особенности в дизайне основывается фрагментация.

Термин фрагментация означает ментальное разделение цельного на несколько частиц. В проектировании разделение идет на различные группы. Примеры:

Разделение телефонного номера на блоки. Без них номер представляет обыкновенную последовательность цифр, запомнить, которые весьма сложно.

Мы часто зрительно разделяем на блоки ленты новостных ресурсов, чтобы воспринимать каждый информационный элемент отдельно от общей массы данных.

Психология восприятия цвета.

Очень важно в проектах использовать понятие психология цвета – это наука, изучающая влияние различных оттенков на человеческое сознание, реакцию, настроение и поведение. Уже давно дизайнеры выбирают тона для своих проектов не только опираясь на их сочетание между собой, но и учитывая влияние каждого из них на человека.

Специалист никогда не должен пренебрегать психологией цвета. Совершенно очевидно, что применение тех или иных красок провоцирует смотрящего на определенные эмоции.

Если вы ставите перед собой цель максимального усвоения информации зрителем, то не забывайте о понятии когнитивной легкости, характеризующейся скоростью обработки полученной информации человеческим мозгом. Чем больше глаз человека будет радовать картинка, тем легче будет восприниматься информация, изображенная на ней, а значит цель будет достигнута.

Как пользоваться основными принципами в своих проектах?

Существует много способов того, как использовать приведенные выше приемы для манипуляции людьми и более грамотного построения проекта.

Сочетание провокационной надписи на красном фоне, несомненно вызовет бурю эмоций у пользователя, в добавок к этому можно использовать свойство фона и фигуры, поставив предмет в центр изображения.

Если необходимо помочь пользователю запомнить какие-либо сведения, стоит прибегнуть к фрагментации, разбив материал на небольшие группы.

Грубейшей ошибкой будет нагромождение пользователя ненужными сообщениями. Минималистичные и простые интерфейсы в разы эффективнее, чем огромный массив сведений.

Психология – это очень интересная наука, использование которой в дизайне поможет достичь поставленных целей.

Начать дискуссию