Взаимодействие государства и бизнеса

Модернизация экономики на основе сочетания и развития различных масштабов предпринимательской деятельности является сегодня одним из важных условий достижения нового качества российской экономики и повышения благосостояния населения страны.Предпринимательство является главной опорой для рыночной экономики страны и именно поэтому государство, сохраняя в своих руках регулирующие функции, старается стимулировать развитие бизнеса, принимая решения поддерживающие предпринимателя. Всестороннее правовое регулирование предпринимательской деятельности и широкое изучение предпринимательского права становятся важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ. Мировой опыт показывает, что при полноценной и эффективной работе руководителей государства и обеспечении нормального функционирования законов, страна будет процветать независимо от ее географического положения.

Легальное начало для современного российского предпринимательства было положено в 1991 г. со вступлением в силу Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Впервые термин предпринимательства был закреплен в Законе Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности» (утратил силу). Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей.В 90-е годы XX века в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы к другой. Придание предпринимательской деятельности законного статуса, многообразие форм собственности, в том числе возрождение частной собственности, появление различных организационно – правовых форм предпринимательской деятельности, возведение свободы договора в ранг принципов, в противовес директивному планированию, – все это потребовало изменения сложившейся ранее концепции

Конституция России содержит необходимые критерии, в соответствии с которыми надлежит осуществлять правовое регулирование экономической и в том числе, предпринимательской деятельности и дает правовую основу для экономики российского государства.. Иная экономическая деятельность, не относящаяся к предпринимательской, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов [2, 34], например, трудовая деятельность, основу осуществления которой регламентирует ст. 37 Конституции РФ. Принципами предпринимательского права являются его основополагающие начала. В качестве основных можно назвать следующие:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности - конституционно закреплен в ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др., получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах.

2. Принцип многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип конституционно закреплен в основном законе государства: ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ.

3. Принцип единого экономического пространства, т.е. «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ).

4. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности получает конституционное закрепление в статье 8 и статье 34 основного закона страны. Соблюдение данного принципа является необходимым условием для развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности, что имеет место в любом государстве.

6. Принцип законности, являющийся общеотраслевым и его соблюдение - это основа построения любого правового государства. Закрепленные в основном законе конституционные принципы образуют основу правовой инфраструктуры современной экономики и способствуют эффективной защите участниками предпринимательской деятельности своих прав и свобод.

В числе основных направлений развития и совершенствования предпринимательского законодательства можно назвать следующие: - устранение пробелов в действующем законодательстве, урегулирование на уровне федеральных законов тех видов предпринимательской деятельности, которые в настоящее время не регулируются специальными законами, но нуждаются в регулировании; - обновление существующего нормативно-правового материала ввиду отставания действующего законодательства от практики вследствие изменения социально - политических и экономических условий, в расчете на которые они принимались; - устранение противоречий и несогласованности, которые имеют место в действующем законодательстве и выявляются в процессе правоприменительной практики.

В действующем на данный момент в России законодательстве отсутствуют принципы взаимодействия государства и бизнеса. Первым в их числе следовало бы назвать партнерство власти и предпринимательства в общих интересах, однако Конституция РФ не содержит на этот счет каких-либо указаний, а ГК РФ как закон, по преимуществу, торгового оборота ограничился запретом на произвольное вмешательство в частные дела. Все это ставит на повестку дня вопрос о законодательном построении системы предпринимательского права, в которой нашлось бы место для всех его элементов – частных и публичных, что и позволило бы избежать противоречий между ними и вовремя обнаруживать пробелы. Но такая система потребовала бы принятия акта типа Закона о предпринимательстве или Предпринимательского кодекса…[4, 39]. Следовательно, проблема модели отечественного частного права в современный период имеет важное теоретическое и практическое значение, что и обусловливает ее актуальность. Решение такой фундаментальной проблемы невозможно без серьезных теоретических исследований.

Начать дискуссию