переход литературы от постмодернизма к метамодернизму

Непрерывное изменение литературы — очевидный факт, значимые изменения связаны с серьезными историческими сдвигами. Например, смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.Сегодня термины «метамодернизм» и «метамодерн» все чаще применяются в самых разных областях культуры и напрямую влияют почти на все сферы жизни общества, формируя новые и заставляя переосмыслить старые взгляды на мир. При этом, являясь почти неизученной ментальной парадигмой пришедшей на смену постмодернизма. Тема моего проекта является актуальной, поскольку при детальном изучении данных состояний культуры, можно обнаружить как данные сферы влияют на все области нашего общества.

Метамодернизм, метамодерн (англ. Metamodernism) — это обобщение изменений и состояний культуры с 1990-х годов до настоящего времени, пришедших на смену постмодернизму. Однако, новое течение не просто пришло на смену, оно является закономерным продолжением культурного процесса. Если литература постмодернизма просто игнорировала историю и вообще была сосредоточена на настоящем, то метамодернизм пошёл другим путём.Одна из его главных черт – обращённость в частное прошлое. Людям стало важно рассказывать личные и семейные истории, от которых никто не ждёт объективности. Так же это стремление снова сделать литературу чем-то большим, чем игрой. Поиски новых глубин метамодернисты начали с того что происходит внутри современного человека. При этом на смену сложности и отсутствию прямоты в литературе постмодернизма пришел новый жанр - автофикшн.Это жанр, который находится на границе между художественной прозой и эссеистикой, но не пересекает её ни в ту, ни в другую сторону. Описание собственных будней, мыслей и жизненных ситуаций позволяет вести гораздо более прямой разговор с читателем.Ключевым элементом нового направления авторы теории метамодернизма называют принцип осцилляции, т.е. «колебания» между постмодернистским, модернистским и, возможно, романтическим типами восприятия.

Метамодернизм возник как реакция на постмодернизм. Как в свое время постмодернизм был реакцией на модернизм. Так что для полного понимания этой концепции стоит разобрать причины перехода. Конец постмодернизма связан, в частности, с тем, что современный мир уже не может удовольствоваться стандартными стратегиями постмодернистской теории и требует нового восприятия сложившейся системы симулятивных практик. ( Творческий потенциал используется не для создания новых культурных моделей или реалий, а для приспособления человеческого сознания к сложившимся условиям.)

Основными двигателями становления метамодерна можно считать эпоху четвертой промышленной революции, как внешней причины, и кризис постмодернизма, как причины внутренней. Эпоха четвертой промышленной революции — интернет, роботизация, смещение политических, социальных и прочих границ — формирует особый тип мышления. Постмодернизм был сформирован ощущениями посттравматической эпохи, связанной с информационной перенасыщенностью и неспособностью человека противостоять хаосу, с проработкой и рефлексией этой травмы. Если постмодернизм рефлексировал небывалое ранее количество информации, то метамодернизм рефлексирует невиданную до этого скорость ее распространения: метамодернизм возникает не просто в эпоху интернета, но в эпоху быстрого, доступного повсюду интернета. Интернета тотального.

В 2011 году Люк Тёрнер опубликовал на своем сайте «Манифест метамодерниста» (Metamodernist // Manifesto). Однако, нам интересен не столько сам манифест, сколько введенный в нем новые термины: " колебания" и "структура чувства" . Именно это при детальном рассмотрении и поможет нам понять структуру метамодернизма.Из нашего предыдущего обсуждения можно сделать вполне очевидный вывод о том, что под «метамодернизмом» мы, в первую очередь, понимаем то, что Рэймонд Уильямс называл «структурой чувства»: восприятие, эмоцию столь распространенную, что ее можно назвать структурной. В этом смысле структура чувства представляет собой «специфическое свойство общественного опыта, исторически отличное от других специфических свойств, и позволяющее получить представление о временном периоде или поколении.В литературе это явление мы можем наблюдать на примере литературного тренда, выросшего из произведений Дэвида Фостера Уоллеса, известный как «Новая искренность».Именно эта структура чувства также характеризуется структурой «в-между», то есть колебаниями между двумя крайностями или, скорее, диалектическим движением, неразрывно связанным с противоречивыми позициями, которые оно отрицает — в этом качестве расшатывая и преодолевая их — но никогда с ними не совпадает.

Начать дискуссию