Основные ветви развития метамодернизма в литературе

На основе анализа творчества знаменитых писателей -метамодернистов (таких как М. Данилевский и Дж. С. Фоер, Эдуард Лимонов, Д. Ф. Уоллес, Д. Эггерс), можно не просто выявить общие черты метамодернизма ( формирование этой концепции до конца не закончено), но и сделать предположения о дальнейших путях развития литературы.

1) Новый популизм. Историки отмечают, что на данный момент общество самостоятельно формирует политическую повестку, выбирая абсурд в качестве протеста против отживших правил игры, и тем самым создает новые: это комики-политики, политиче ская сатира, лево-правые партии, одиозные правители демократических стран, вымышленные персо нажи – кандидаты на выборах.За последние 2 года сатира и ирония над политикой стали частью политической жизни. Так как книги являются наиболее точным отображением политической ситуации в стране, можно ожидать обострения политического сарказма и порождения нового патриотизма ( появление которого предсказывал Эрих Фромм)

2) Помимо популизма, изменению подвергаются и остальные жанры, что характерное явление после культурной трансформации ( поиска новых способов работы с действительностью. ) Таким образом, появится «новый романтизм» (усмотрение духовного начала в природе), «новая искренность» (отход от принципов постмодернистской иронии и цинизма с выдвижением искренности в качестве основного мотива поведения), «новая ирония» (состояние, при котором границы серьезности и иронии оказываются размытыми), постправда (формирование обще ственногомнения путём воззвания к эмоциям и личным убеждениям, а не к объективным фактам);описания различных состояний «транс-» – трансгрессия (размывание, преодоление границ), трансгуманизм (расширение психических и физических возможностей человека посредством научно-технических достижений), и тому подобные.

3) Возвращении историзма. Историзм — научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования. Концепция нового историзма несомненно существует в рамках постмодернистской парадигмы мышления, однако новых историков интересует, беспечность постмодернистской позиции и её беспомощность в разрешении этих проблем.

4) Любовь. Произведения искусства неоднократно воспевали любовь между двумя людьми, они же закрепили как образец нездоровый невротический тип отношений. Их характерная черта – стремление быть связанными при игнорировании различий. Сегодня традиционные формы отношений трещат по швам. Невротические проявления в любви к Другому говорят о недостатке любви к себе. Метамодернизм говорит о нарастающей чувствительности и искренности такого контакта, наблюдаемой в произведениях искусства. Следовательно, стоит ожидать большей вариативности (дружба между мужчиной и женщиной, взаимодействие между представителями разных культур и т.д. ) и исключения созависимых отношений.

Начать дискуссию