Как найти эксперта или героя для статьи. Редакторам, авторам, копирайтерам

Обычно, чтобы написать о чём-то, нужен эксперт или герой. Эксперт — тот, кто знает теорию и регулярно использует её на практике, герой — тот, кто получил опыт, пережил что-нибудь. Герою не нужно знать теорию, он лишь рассказывает, как это было с ним, а вот эксперт должен знать как положено, как обычно бывает, какие есть исключения и что может пойти не так.

С экспертами пишут статьи-инструкции, обзоры, ответы на вопросы читателей, разборы, а с героями — интервью и статьи в формате «Мой опыт», «Один день из жизни Василия», «Дневники». Дальше я буду использовать слово «эксперт», но с героями процесс такой же.

Работа с экспертом состоит из четырёх этапов:

1) эксперта нужно найти и договориться о созвоне

2) затем собрать вопросы

3) поговорить

4) согласовать статью.

В этой статье — о поисках эксперта.

Как найти эксперта или героя для статьи. Редакторам, авторам, копирайтерам

Способ 1. Спросить у заказчика

Самый простой способ найти эксперта — спросить у заказчика. Например, если статью о блокировке счетов заказал банк, нужно у него же и попросить эксперта по блокировкам счетов.

Чаще всего в компании заказчика кто-то работает: юристы, бухгалтеры, эйчары, директора, которые знают специфику фирмы, продукта и теорию. С этими экспертами обычно не возникает проблем, если заказчик их начальник и даёт им задание пообщаться с вами. Они не пропадут, не будут требовать поставить ссылку на сайт или обязательно упомянуть их имя.

Но есть и минусы: эксперты заказчика могут не знать всех тонкостей, потому что работают внутри одной компании. А ещё могут быть не совсем объективны: например, эксперт из отдела блокировки счетов скорее фокусируется на важности блокировок для самого банка, мол, это очень важно, иначе отберут лицензию. Сторонний же эксперт, допустим человек, который занимается разблокировкой счетов, будет более внимателен к проблемам предпринимателей с заблокированным счётом.

Как спросить: «Иван Денисович, подскажите, у вас есть эксперт по этой теме? Нам важно здесь привлечь эксперта, чтобы статья получилась глубокой и полезной, а советы давал профессионал, а не редактор. Можете меня свести с таким-то такимтовичем?»

Способ 2. Найти эксперта среди своих

На первый взгляд может показаться, что среди своих одни редакторы, дизайнеры, эсэмэмщики да другие диджитал-номады, но это 100% не так. Если хорошо подумать и перебрать своих знакомых, соседей, бывших одноклассников и однокурсниц, преподавателей, друзей родителей, родителей друзей, окажется, что среди них есть пожарные, налоговые инспекторы, психотерапевты, юристы, строители и даже швея. И некоторые из них будут готовы пообщаться.

С одной стороны, со знакомым экспертом общение можно строить довольно неформально, уточнять о всяком беззаконии, о котором незнакомый человек постесняется рассказывать. Но, с другой стороны, он может пропадать, относиться к задаче не очень серьёзно или, наоборот, сильнее продавливать свои формулировки. Поэтому важно сразу проговорить правила.

Как спросить: «Тёть Маш, здравствуйте! Мама сказала, что вы сейчас в пожарной инспекции работаете, а я пишу статью об этом, „Как пройти пожарную проверку магазину“. Можете мне помочь? Я подготовлю вопросы, на которые нужно ответить, и мы их обсудим, например по телефону или я к вам зайду в субботу. Можно анонимно, чтобы не было проблем на работе».

Спрашивайте у новых знакомых: «А кем работаешь? Чем занимаешься?»

Героя для своего первого интервью я нашла в небольшом тренажёрном зале, куда ходила после работы. Спросила его, как он открыл зал, и там оказалась интересная история с субсидией государства, самодельными тренажёрами и рекламой на заборе.

А как-то в баре познакомилась с человеком, который сказал, что занимается расследованием киберпреступлений. Ого, подумала я, и предложила ему поучаствовать в статье. Под него и тему придумали — киберпреступления в бизнесе.

В разное время экспертами у меня были бывшие заказчики, одноклассница, которая работает юристкой, моя преподавательница из универа, однокурсница, которая открыла свою типографию, продажник, на которого я была подписана в Фейсбуке тыщу лет. Как говорится, был бы человек, а тема найдётся.

Способ 3. Спросить в чатах

Ещё одна сила — это чаты. Подойдут в целом любые, в которых есть и общаются люди. Например, вы можете спрашивать об экспертах в чате этой рассылки.

Как спросить: «Ребята, привет! Пишу статью о квадратных арбузах, нужен эксперт: агроном, биолог или селекционер. Хотелось бы, чтобы эксперт рассказал, как вырастить квадратный арбуз у себя на даче, как вообще они становятся квадратными. Есть у кого-нибудь такие на примете? Можете нас свести?»

Способ 4. Написать в пиар-отдел

Через пиар-отдел можно связаться с экспертом, если вы точно знаете, кто вам нужен. Например, мне нужен был владелец ресторана «Белый кролик», я нашла почту пиар-отдела на сайте ресторана и написала туда, мол, добрый вечер, я такая-то, пишу статью о том-то, хотела бы пообщаться с тем-то. Мне ответили, мы пообщались, статью выпустили.

Тут есть ограничения: не все отвечают, а если отвечают, то долго. Ещё многие пиарщики хотят участвовать в согласовании статьи, поэтому такой способ больше подходит для коротких комментариев, чем полноценной экспертной статьи.

Как спросить: написать письмо с темой «Комментарий для СМИ». Текст примерно такой: «Добрый день! Меня зовут так-то, я из издания / блога / медиа такого-то (ссылка). Мы готовим статью на тему „Как понять, что не нужно открывать ресторан?“ — этот вопрос нам задал читатель, а мы решили переадресовать его российским рестораторам. Скажите, пожалуйста, можно ли получить комментарий такого-то?»

Способ 5. Найти в Фейсбуке или гугле

Эксперта можно найти среди друзей друзей на Фейсбуке: добавляться сначала к тем, кого знаете, смотреть, кого знают они, и отбирать подходящих. С Фейсбуком есть плюс: можно сразу посмотреть, что человек постит, и немного понять его взгляды. Это помогает отбросить тех, кто не очень адекватен или придерживается совсем уж неприятных вам взглядов, гомофоб например.

В гугле я искала так: забивала коммерческий запрос по нужной мне теме. Например, когда искала эксперта для статьи про откаты, вбивала такие запросы: «вычислить откатчика цена» или «служба безопасности на аутсорсе». Потом смотрела сайты из топа выдачи, их статьи и блоги. Выбрала одну компанию, у которой был довольно хороший блог, они давали советы по коммерческой безопасности — и советы были очень фактурные. Я написала им на общую почту, и меня связали с директором по безопасности. Потом мы с ним созвонились и написали статью «Как вычислить откатчика в компании».

Как спросить: «Добрый день! Меня зовут так-то, я редактор такого-то медиа / блога (ссылка), мы готовим статью по теме Икс и ищем эксперта по такому-то вопросу. Эксперту не нужно ничего писать самому, только созвониться со мной минут на 40–60 и ответить на вопросы. Скажите, пожалуйста, вам интересно поучаствовать?»

Способ 6. Поискать с помощью сервисов

Обычно, когда речь идёт об экспертах, советуют сервисы, но мне почти никакими из них пользоваться не приходилось. Но я всё же перечислю три сервиса:

1. Uniter — платформа онлайн-нетворкинга. На платформу можно попасть по приглашению (прикрепила его тут в ссылке, но не знаю, на сколько людей оно рассчитано) или за деньги.

Механика такая: регистрируетесь, указываете интересы и отмечаете, с кем бы хотели познакомиться. Потом подтверждаете участие — и раз в неделю платформа сводит вас с новым человеком. И среди этих новых людей может быть нужный вам эксперт или тот, кто, возможно, знает нужного человека. Ещё там есть режим бога — это когда можно выбирать, с кем именно знакомиться.

Я ни с кем там не знакомилась, потому что было лень общаться, но познакомилась с создателями сервиса и их партнёрами и написала потом для них пару статей.

2. She is an expert — сервис для поиска эксперток. Тут я тоже не искала, но зато зарегистрировалась как экспертка.

3. Pressfeed — самая известная платформа, наверное. Тут я зарегистрировалась, но не помню, смогла ли найти эксперта. Помню, что могут попросить рассказать об издании и теме статьи, а сам поиск довольно долгий.

Как спросить: так же, как и на Фейсбуке. Пишем: «Добрый день! Меня зовут так-то, я редактор такого-то медиа / блога (ссылка), мы готовим статью по теме Икс и ищем эксперта по такому-то вопросу. Эксперту не нужно ничего писать самому, только созвониться со мной минут на 40–60 и ответить на вопросы. Скажите, пожалуйста, вам интересно поучаствовать?»

Что дальше? Договориться о созвоне

Следующий шаг — договориться с экспертом о созвоне. Для этого сначала пишем сообщение примерно с таким текстом:

«Добрый день, Имя! Я такая-то такая-то, редактор такого-то медиа, ваш контакт взяла там-то. Я сейчас готовлю статью на такую-то тему и ищу эксперта, который поможет мне с фактурой, а именно расскажет то и то.

Вам не нужно писать текст самому, а нужно созвониться со мной минут на 40 и ответить на вопросы. Если разговор получится, материал наберётся, то я подготовлю статью, укажу вас как эксперта и поставлю ссылку на ваш сайт, личную страницу или компанию.

Скажите, пожалуйста, интересно ли вам поучаствовать? Если да, в какой день и время было бы удобно созвониться?»

В сообщении может быть другой текст, но обязательно нужно рассказать: кто вы, откуда взяли контакт, для кого пишете, на какую тему и что нужно от эксперта. А потом задать вопрос об участии и удобном времени для созвона.

Затем уже, если эксперт согласится, договоритесь, где будете созваниваться и когда пришлёте вопросы.

О вопросах для созвона — в следующий раз.

Советы раздавала Светлана Дучак – автор, редактор, руководитель проектов. Ведет канал в телеграмме "Света редачит, а могла бы пить пиво в баре"

33
Начать дискуссию