{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Эффективная презентация глазами венчурного аналитика

Венчурные инвестиции - это высокорисковые вложения в технологические проекты, стартапы. Задача венчурного инвестора купить у перспективного стартапа маленькую долю (обычно до 10% компании) в самом начале пути, и продать её следующему инвестору или корпорации, когда эта доля в стартапе будет стоить в разы дороже.

Несмотря, на то, что это высокорисковые инвестиции, процессы фонда по поиску и анализу проектов выстраиваются по четкой схеме. Фонд ограничен обязательствами перед партнерами, поэтому должен минимизировать риски и отбирать проекты для инвестирования особенно тщательно. 8 июля прошел вебинар с инвестиционным аналитиком Венчурного фонда Самарской области и фонда YellowRockets.vc Александрой Половинкиной, где она рассказала о том, как стартапу пройти первичный отбор в фонд.

Весь процесс работы со стартапами в фонде можно разделить на 5 основных этапов:

  • Поиск сделок (Deal Sourcing/Scouting)
  • Первичный отсев (Screening)
  • Углубленный всесторонний анализ проекта (Due Diligence)
  • Инвестиционный комитет, на котором принимается финальное решение, инвестировать или нет.
  • Работа с портфельными компаниями (Portfolio Management): помощь в росте, привлечении следующих инвестиций, поиске полезных контактов.

Для стартапов на совсем ранней стадии, особенно интересны первые два пункта. Ведь именно они отвечают на вопрос: как попасть на радар венчурного фонда и что надо сделать, чтобы твою презентацию сразу не отправили в мусорную корзину.

Всего аналитики YellowRockets, управляющей компании Венчурного фонда Самарской области, отсматривают более 2,5 тыс. проектов в год. Среди основных каналов поступления проектов:

1) Партнеры (другие фонды/ частные инвесторы/ корпорации).

2) Поток проектов через сайт, соцсети партнеров фонда и мероприятия (хакатоны/акселераторы/конкурсы).

3) Проактивный поиск (самый узкий канал, на него приходится около 3% всех проектов).

Все заявки от стартапов уходят на скрининг - первичный отсев проектов по ключевым требованиям фонда:

  • Minimum viable product (MVP) — тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций, несущих ключевую ценность для конечного потребителя. MVP создают для тестирования гипотез и проверки жизнеспособности задуманного продукта, насколько он будет ценным и востребованным на рынке. Это важный показатель для понимания стадии, на которой находится стартап. Идея - НЕ является минимально жизнеспособным продуктом, MVP - это что-то, чем можно тестировать рынок.
  • Команда, состоящая минимум из 2 человек. Для фонда важно, чтобы в проекте были закрыты экономические и технические компетенции. Весь мировой опыт говорит, что без этого не будет успешного роста и развития. В идеале в команде должны быть закрыты 3 основополагающие роли:
  1. хакер — разработчик или тот, кто отвечает за все технические вопросы;
  2. хипстер — дизайнер, который создает красивую обертку и вообще делает продукт привлекательным;
  3. хастлер — тот, кто развивает продукт и продвигает его, отвечает за продажи.

Например, для инвестиционных аналитиков YellowRockets, технический (СТО) и исполнительный (СЕО) директор в одном лице - это дилбрейкер. Предприниматель (СЕО) развивает бизнес, двигает его вперед, общается с корпорациями, занимается продажами компаниям/инвестору. А СТО отвечает за техническую составляющую, грубо говоря, «пилит» продукт. И как показывает практика совмещать эти роли крайне сложно.

  • Достижимый рынок с возможностью роста в 10 раз через 4-5 лет к текущей оценке стартапа. Пожалуй, самый сложный и важный пункт. Венчурные инвесторы зарабатывают на «экзитах» - продажах своих долей в стартапах. Поэтому фонды и бизнес-ангелы (частные инвесторы) заинтересованы в глобальном росте компании в 10-20 раз. В противном случае инвестору не удастся продать свои 5-7%.

Этот список можно использовать как тест своего проекта на зрелость. Стартап, который проходит по всем трем пунктам, уже может обращаться в за инвестициями в фонды ранних стадий.

В дополнение рекомендуем посмотреть вебинар инвестиционного менеджера фонда YellowRockets Дмитрия Лю про составление одностраничного описания проекта для инвесторов - OnePager.

Конечно, прохождение первичного отсева - это только начало работы с фондом, на следующих этапах отбор проектов проходит ещё строже. У аналитиков фонда есть список из примерно 50 критериев (их принято называть дилбрейкерами), и если хоть один не подходит стартап получает отказ. Этим вопросам будут посвящены следующие вебинары.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда