Эффективная презентация глазами венчурного аналитика
Венчурные инвестиции - это высокорисковые вложения в технологические проекты, стартапы. Задача венчурного инвестора купить у перспективного стартапа маленькую долю (обычно до 10% компании) в самом начале пути, и продать её следующему инвестору или корпорации, когда эта доля в стартапе будет стоить в разы дороже.
Несмотря, на то, что это высокорисковые инвестиции, процессы фонда по поиску и анализу проектов выстраиваются по четкой схеме. Фонд ограничен обязательствами перед партнерами, поэтому должен минимизировать риски и отбирать проекты для инвестирования особенно тщательно. 8 июля прошел вебинар с инвестиционным аналитиком Венчурного фонда Самарской области и фонда YellowRockets.vc Александрой Половинкиной, где она рассказала о том, как стартапу пройти первичный отбор в фонд.
Весь процесс работы со стартапами в фонде можно разделить на 5 основных этапов:
- Поиск сделок (Deal Sourcing/Scouting)
- Первичный отсев (Screening)
- Углубленный всесторонний анализ проекта (Due Diligence)
- Инвестиционный комитет, на котором принимается финальное решение, инвестировать или нет.
- Работа с портфельными компаниями (Portfolio Management): помощь в росте, привлечении следующих инвестиций, поиске полезных контактов.
Для стартапов на совсем ранней стадии, особенно интересны первые два пункта. Ведь именно они отвечают на вопрос: как попасть на радар венчурного фонда и что надо сделать, чтобы твою презентацию сразу не отправили в мусорную корзину.
Всего аналитики YellowRockets, управляющей компании Венчурного фонда Самарской области, отсматривают более 2,5 тыс. проектов в год. Среди основных каналов поступления проектов:
1) Партнеры (другие фонды/ частные инвесторы/ корпорации).
2) Поток проектов через сайт, соцсети партнеров фонда и мероприятия (хакатоны/акселераторы/конкурсы).
3) Проактивный поиск (самый узкий канал, на него приходится около 3% всех проектов).
Все заявки от стартапов уходят на скрининг - первичный отсев проектов по ключевым требованиям фонда:
- Minimum viable product (MVP) — тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций, несущих ключевую ценность для конечного потребителя. MVP создают для тестирования гипотез и проверки жизнеспособности задуманного продукта, насколько он будет ценным и востребованным на рынке. Это важный показатель для понимания стадии, на которой находится стартап. Идея - НЕ является минимально жизнеспособным продуктом, MVP - это что-то, чем можно тестировать рынок.
- Команда, состоящая минимум из 2 человек. Для фонда важно, чтобы в проекте были закрыты экономические и технические компетенции. Весь мировой опыт говорит, что без этого не будет успешного роста и развития. В идеале в команде должны быть закрыты 3 основополагающие роли:
- хакер — разработчик или тот, кто отвечает за все технические вопросы;
- хипстер — дизайнер, который создает красивую обертку и вообще делает продукт привлекательным;
- хастлер — тот, кто развивает продукт и продвигает его, отвечает за продажи.
Например, для инвестиционных аналитиков YellowRockets, технический (СТО) и исполнительный (СЕО) директор в одном лице - это дилбрейкер. Предприниматель (СЕО) развивает бизнес, двигает его вперед, общается с корпорациями, занимается продажами компаниям/инвестору. А СТО отвечает за техническую составляющую, грубо говоря, «пилит» продукт. И как показывает практика совмещать эти роли крайне сложно.
- Достижимый рынок с возможностью роста в 10 раз через 4-5 лет к текущей оценке стартапа. Пожалуй, самый сложный и важный пункт. Венчурные инвесторы зарабатывают на «экзитах» - продажах своих долей в стартапах. Поэтому фонды и бизнес-ангелы (частные инвесторы) заинтересованы в глобальном росте компании в 10-20 раз. В противном случае инвестору не удастся продать свои 5-7%.
Этот список можно использовать как тест своего проекта на зрелость. Стартап, который проходит по всем трем пунктам, уже может обращаться в за инвестициями в фонды ранних стадий.
В дополнение рекомендуем посмотреть вебинар инвестиционного менеджера фонда YellowRockets Дмитрия Лю про составление одностраничного описания проекта для инвесторов - OnePager.
Конечно, прохождение первичного отсева - это только начало работы с фондом, на следующих этапах отбор проектов проходит ещё строже. У аналитиков фонда есть список из примерно 50 критериев (их принято называть дилбрейкерами), и если хоть один не подходит стартап получает отказ. Этим вопросам будут посвящены следующие вебинары.